Достоверно известно, что в Дании каждый из пяти миллионов ее граждан знает свою родословную. Причем независимо от сословия и цвета крови. Нам это удивительно: одно дело, конечно, люди благородные – из королевского, княжеского, графского или просто рыцарского рода. А вот простому человеку зачем это? Как ни странно, все “простолюдины” помнят предков, а главное – всяк знает, кто какого корени… Таким образом, Дания знаменита не только как родина принца Гамлета, сказочника Андерсена и великого Нильса Бора, но и как родина пяти миллионов датчан.
Мне это несколько странно как советскому человеку (еще не отвыкла от этого звания). Меня учили гордиться Родиной, но не потому, что тут родились мои предки, сородичи, соотечественники и я. Нет, мы гордились Родиной великих идей, великих вождей, великой науки и техники, великих строек и великих трудовых подвигов. Наша “великая история” начиналась сегодня – не с сотворения мира, не с пришествия варягов, не с появлением великого царства и великой империи. Между тем и в прежние века Россия – по свидетельствам современников – была удивительной страной, целой Вселенной. “Красота и роскошь Москвы превосходит все, что знает Париж”, – писал домой в 1812 году изумленный наполеоновский солдат Анри Бейль (Стендаль).
Но для нас как бы не было этой России и ее истории. Страна была гигантский кокон – куколка, ожидавшая метаморфоза. Я ничего не выдумываю – так нас учили наши историки. Потом случился метаморфоз (в 1917 году), кокон рассыпался, как ненужные лохмотья, и началась наша история. Из кокона появилась страна – СССР вместе с населением, взявшимся невесть откуда, потому что “старые классы” отжили свое и уступили место “новому человеку” в виде “трудящихся масс”.
Сегодня кое-где, особенно в Москве и Петербурге, возвращены исторические имена улицам и площадям. Но в целом для нас это не характерно, да и встречают новые (то есть старые) названия с досадой – непривычно. Историческая память датчан нам не свойственна. Вот и свежий факт: подмосковный Калининград переименован в город Королев (как же: “космическая гавань”, “центр космического ракетостроения” и т.д.). Так стирают с карты исторические названия древних населенных пунктов – Подлипки и Болшево. Теперь красивейшие и благозвучные названия не нужны – есть город Королев и город Юбилейный.
Однако память живуча. Вероятно, есть и генетическая память: недаром выросший птенец находит дорогу в теплые края. Так и советский человек, как ни натягивали ему сыромятный ремешок на голову, постоянно задавал себе вопрос: кто и откуда есть я? Кто и откуда мои родители?
В третьем классе московской школы учительница попросила детей составить свою родословную. С заданием почти никто не справился, и это никого не удивило. Удивило другое: одна девчушка проследила свой род по материнской линии начиная с 1713 года. Дворяночка… В недавнюю “эпоху классовой борьбы” такое тщательно скрывали, пытались забыть, вытравить из памяти. Попросите и вы своих учеников вспомнить свою родословную.
Но память – не магнитная дорожка. Ее не перепишешь, не сотрешь окончательно. Она все чаще будет возвращать нас к истокам. Это пробуждающаяся память заставляет восстанавливать имена улиц и городов, Храм Христа Спасителя и тысячи других памятников, разыскивать погибших и сгинувших.
Находят друг друга потомки старинных русских родов. С удовлетворением прочитала, что глубоко уважаемый мною, ни разу не отказавший мне в интервью Герман Степанович Титов стал членом Российского геральдического общества как потомственный дворянин российский.
Мы отыщем наших предков. В истории российской, которой не семьдесят девять, а тысяча сто лет. Мы прочтем свою историю всю заново, не прячась – так это делают датчане.
Маргарита КУРГАНОВА
Письмо номера
Раз, два – и в генералах
Хочу поднять один непростой вопрос. Считаю, что положение об аттестации учителей необходимо срочно менять. Представьте ситуацию. Скромный, трудолюбивый учитель, проработав в школе двадцать лет, получает 12-й разряд. А с другой стороны, молодой специалист, протянув в школе три года, тоже имеет 12-й разряд. Но разве можно уравнивать этих двух учителей по отдаче, по мастерству, по оплате?
Я считаю так. Учитель после трех лет работы в школе должен подать заявление и получить 10-й разряд. Через три года он имеет право подавать заявление на следующий разряд, еще позже – на категорию. Если ты очень способный, то быстро поднимешься по всем ступеням. Надо думать об улучшении морального климата в учительском коллективе. Ведь присвоение категорий часто бывает субьективным и зависит от пробивной силы претендентов, а также от отношения к ним директора. Так не должно быть.
Ситуация с аттестацией учителей, на мой взгляд, нелепа, если сравнить ее, например, с присвоением званий в армии. Ведь после звания младшего лейтенанта ты не можешь сразу получить генерала. Думаю, что положение об аттестации, по замыслу разработчиков, должно было стимулировать молодых учителей. Но на самом деле эта хорошая идея превратилась в профанацию. В школах резко возросло число учителей, которым присвоена вторая категория. Считаю, что этот вопрос об аттестации требует пересмотра.
Александр РУДАКОВ,
директор школы
Рассказово,
Тамбовская область
Ситуация
Зачем учить чему-нибудь и как-нибудь?
Именно такой вопрос возник у учителя биологии О.Калошиной из поселка Инжавино Тамбовской области, когда ей предложили вести часы естествознания в 8-х классах. “Как можно преподавать этот предмет, если учебников в школе нет, – пишет молодой специалист, – программа тоже отсутствует. Обратилась к завучу школы, чтобы сняли эти уроки в 8-х классах. Но завуч категорически сказала, что по новой программе уроки естествознания должны вестись. Трудно преподавать неизвестно что, тем более что “Естествознание” – это комплекс наук о природе”.
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию ведущего специалиста Управления общего и среднего образования нашего министерства Валерию Семеновну ку╖╝енко. “В базисном учебном плане, – разьяснила она, – такого предмета в 8-м классе не значится. Известно, что школы имеют право в соответствии с региональным компонентом вводить дополнительные предметы. Однако при этом в школе должны быть квалифицированные преподаватели и все учебно-методическое программное обеспечение курса. На федеральном уровне сейчас готовится учебник для базовой школы, который позволит продолжить системное изучение разделов биологии в 8-9-х классах. Это будет интегрированный курс, но все это в будущем. Если преподаватель не знает, чему учить и как учить, то какой смысл вводить новый предмет?”
Строку диктует чувство
Здравствуйте, друзья!
Когда я достаю из портфеля газету и ухожу в свою комнату, то никто из домашних не беспокоит меня. Знают: “Мама разговаривает с друзьями, мешать ей нельзя”. Скоро 30 лет, как я работаю в школе, а дружить с “Учительской газетой” начала еще в студенческие годы. Читать газету я всегда начинаю со второй страницы, а затем перехожу постепенно к последней. На второй странице меня ожидает встреча с коллегами: письма-откровения, письма-надежда, письма-обида. Читаю их и думаю: “Какая же сила духа у наших учителей! Сколько же замечательных педагогов”.
Сколько я видела учителей, которые работают творчески, создают свои учебники, школы, делают доброе дело для чужих детей! Когда я впервые побывала на семинаре “Авторская школа”, который проводился в Асанове, в Удмуртии, то поняла, как нужно жить и работать. В Курской области работает мой коллега Володя Оксененко. Молодой, красивый парень. Однажды, помнится, он увидел, с каким шиком на роскошном автомобиле по селу ехали его сверстники. Нет, он не позавидовал им, а произнес: “Мне бы этих “новых русских” к себе в класс, чтобы научили моих учеников уверенности, напористости”. Не о себе подумал, а о детях.
И что еще удивляет. Трудно живется сейчас учителям, а все равно их дети идут в педагоги. Вот и моя Маша собирается поступать в педагогический институт. Тоже “больна школой”, как говорит мой муж. Так что живы еще учительские династии.
Еще хочу сказать. Спасибо всем, кто делает нашу “Учительскую газету”. Я всегда с удовольствием открываю очередной номер и с радостью произношу: “Здравствуйте, друзья!”
Валентина ХИСМАТУЛИНА,
учительница начальных классов школы N 1
Сухой Лог,
Свердловская область
От редакции.
Как мы обещали, авторов писем, опубликованных под рубрикой “Строку диктует чувство”, ожидают сюрпризы. Валентина Павловна получает в подарок от нашей редакции фирменную футболку.
Признание
Два звания в мире – поэт и учитель
В N 39 “Учительской газеты” прочел, что бывшему главному редактору Надежде Михайловне Парфеновой исполнилось 89 лет. Обрадовался, что жив человек, чьи письма храню до сих пор. Давняя дружба у меня с этим изданием и редактором. Под рубрикой “Стихи наших читателей” были напечатаны мои первые пробы.
С тех пор много воды утекло. Но об “Учительской газете” всегда вспоминаю тепло. На моем столе сегодня лежит рукопись, состоящая из трех разделов: “Этот мир”, “Озарение” и “Сердце солдата”. Написал и прозу “Из записок педагога”.
Школа для меня – это особый мир, в котором учитель – волшебник. Он должен учить детей удивляться красоте окружающего мира, учить их мечтать и видеть прекрасное. Один философ справедливо заметил: “Душа – это то, что делает траву – травой, деревья – деревьями, а человека – человеком… Без нее трава – просто сено, деревья – просто дрова, а человек – просто существо”.
“Придонского края безвыездный житель, я понял с годами: друг другу сродни два звания в мире – поэт и учитель. Как песня и музыка, вечны они”.
Анатолий Тихонович ЕМЕЛЬЯНОВ, ваш давний читатель, ветеран педагогического труда
Архангельское,
Воронежская область
Примите поздравления
С добром и любовью
В Новопетровской сельской школе 33 года работает биологом Екатерина Михайловна Юденко. Она добрая и заботливая мать не только для своих собственных детей (а их в семье трое), но и для всех семидесяти ребят школы. Она учит детей любить родную землю, родное село. Кроме биологии, она ведет основы сельскохозяйственного производства.
19 ноября Екатерине Михайловне исполнилось 55 лет. Мы благодарим доброго, замечательного педагога за добросовестный труд. Желаем ей творческого долголетия.
Жители села Ново-Петровка
Липецкая область
Сотрудничество
Образование, преодолевающее границы
Несмотря на то, что территория бывшего Союза ССР исчерчена линиями новых государственных границ и кордонов, остаются зоны сотрудничества, не подверженные пограничному режиму. Находятся они в областях культурного и образовательного пространства. Именно в этом направлении обьединили свои интересы два высших учебных заведения: Балтийский русский институт и Московский городской педагогический университет. Первый, созданный четыре года назад в столице Латвии городе Риге, мало известен широкой общественности России.
Наш институт – самое крупное высшее учебное заведение с русским языком обучения в странах Прибалтики. В настоящий момент в нем и его филиалах в Даугавпилсе, Вентспилсе, Лиепае и Таллинне обучаются свыше 1200 студентов.
Мы имеем свой корпус, полностью приспособленный для учебного процесса, библиотеку, компьютерный класс, консалтинговый и языковый центры. Ежегодно организуем подготовительные курсы и работаем с рядом школ. Не без трудностей, но реализуется собственная издательская программа.
Само собой разумеется, наш институт открыт для людей любых национальностей. В институте наряду с русскими жителями Латвии обучаются латыши, граждане России, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Польши и Венгрии.
Весной этого года были вручены первые дипломы нашим выпускникам: 57 питомцев института стали бакалаврами права и бакалаврами экономики.
В апреле между Балтийским русским институтом и МГПУ заключен договор о сотрудничестве, реализация которого уже началась. Предусмотрено участие наиболее квалифицированных преподавателей МГПУ в учебном процессе БРИ: чтение лекций, проведение семинарских занятий, прием экзаменов. Нам оказывается помощь в методическом обеспечении учебного процесса.
Принято решение предоставлять БРИ на безвозмездной основе или льготных условиях издаваемую МГПУ учебную и юридическую литературу, предусмотрены и традиционный обмен преподавателями, студентами, взаимное консультирование, организация совместной научной работы и т.д. В случае изменения студентами БРИ места жительства и переезда их в Москву МГПУ подтвердил готовность, естественно, при совпадении факультетов или программ, предоставить им право продолжить обучение.
В.НИКИФОРОВ, ректор Балтийского русского института, профессор, доктор философских наук
А у нас! А у вас!
Подарок для ветеранов
Старость – грустная пора. Особенно тяжело переживают ее одинокие учителя, всю жизнь проработавшие в школах. Поэтому ценят они каждый знак внимания. Недавно в школе N 6 города Раменское прошел вечер для учителей-ветеранов. Их собралось около 70 человек.
Директор школы Нина Александровна Грачева была приветливой хозяйкой. Дети порадовали всех праздничным концертом. Не обошлось и без угощения. На белоснежных скатертях красовались фрукты, сладости и другие яства. Вручались поздравительные открытки, детские поделки. Много было приятных, трогательных минут. Председатель городского профсоюза работников просвещения Николай Александрович Самсонов и заведующая Управлением народного образования Надежда Николаевна Желтухина произнесли много добрых слов, рассказывая о том, как работали ветераны. Не забыли никого. Хотелось бы, чтобы такие вечера стали традицией и чтобы в других городах царило доброе и чуткое отношение к учителям-пенсионерам.
Людмила Ивановна ФОМИЧЕВА,
ветеран труда
Раменское,
Московская область
Почта “УГ”
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Комментарии