Когда для нас завершится ХХ век?
1 января 2001 года?
Лично я сомневаюсь. И вот почему. Когда на прошлой неделе завершился великий передел нашего правительства, а голодные, униженные учителя, другие бюджетники и пенсионеры строились в колонны всероссийской акции протеста, государственные чиновники во главе с президентом и премьер-министром так прониклись проблемами невыплаты зарплаты, что, казалось, еще один их “выход” на телеэкран, и они зашагают с бастующими. И самое главное – в каждом таком заявлении речь шла о тяжелой сложившейся обстановке. Так, словно ее ввезли, как куриные окорочка, из-за океана. А между тем ни для кого не секрет, кто вот уже четыре года возглавляет кабинет министров, кого мы сами второй раз выбрали в президенты, доверили быть гарантом своей Конституции, в 37-й статье которой говорится о праве “на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации” и так далее.
И что же мы слышим из уст членов вновь набранной команды реформаторов?
Немцов: монополии залезли в карманы к каждому из нас.
Ясин: все наши проблемы от топтания на месте.
Чубайс: было бы тесно, если бы нечего было делать (имеется в виду новое правительство. – Прим. автора.)
Черномырдин: в правительстве вся полнота ответственности лежит на его председателе.
Значит, все-таки известны причины, понятно, кто несет ответственность за развал экономики. Здесь, конечно, нельзя не сказать о возросшей озабоченности и самого президента, словно он вчера узнал, что в России давно беда с выплатой зарплаты. Грозные оклики несутся из Белого дома в регионы и в адрес предприятий, строящих и покупающих не то. Наконец старый тезис о необходимости жить по средствам наполнился конкретикой. Но как жаль, что в распоряжении нового первого вице-премьера был только автомобильный завод “ГАЗ”, хотя теперь сгодятся и “Жигули” – был бы автомобиль отечественным… А какой пассаж: оказывается, больше года у президента находится проект указа, который позволил бы бороться с коррупцией путем внедрения конкурсной системы распределения госзаказов!
Ну чем не команда реформаторов?
Вот только почему одни (меньшая часть общества) живут все лучше, а другие (большинство)… слово “хуже” не подходит.
Такие передряги бывали и в других странах. Но тогда, скажем, президент США Форд надевал толстый свитер и на всю страну демонстрировал столбик термометра в своей квартире. И было понятно, что экономить энергию надо всем. Вот это было корректно по отношению к замерзающей нации!
Сейчас мера цинизма власти и порожденной ею олигархии (1 процент акций Газпрома оценивается на Уолл-стрит в 1 миллиард долларов) превосходит все понятия о государственности. Я не говорю о демократии, рынке. Этим у нас и не пахнет. Если не считать возможности печатать эти строки в газете. Какая это демократия, если суды не завалены исками по нарушению 37-й статьи Конституции РФ? А виновные в этом не несут наказания. Если профсоюзы пытаются вывести на улицы голодные толпы, а не сражаются с власть имущими за наши с вами права в конституционном суде. Что это – подталкивание к бунту, который может смести все и вся? Или накопление профсоюзами опыта борьбы за наши гражданские права?
Я солидарен со всеми бастующими, но мне кажется странной политическая беззубость профсоюзов, которые дают поблажки такому работодателю, как наше государство в лице его правительства.
Есть различные мнения по поводу итогов состоявшихся массовых шествий. Скажу свое: этот день показал, как далеко зашел, как глубок социальный раскол нашего общества. Но если богатые не делятся, то такое государство долго не живет. Но иного Отечества – ни у тех, ни у других нет. Да и не будет. Так неужели, этот весенний марш бастующих начало пути к краху?..
Экономика не болеет неизлечимыми болезнями. Это – аксиома. Но нынешние доктора уже поговаривают, что раньше 99-го с “хворью” им покончить не удастся. А там и ХХI век. И будет неудивительно, если в него нам придется вступить с такими же туго затянутыми поясами, как сейчас.
Россия всегда была государством, которое изводило своих граждан и возвеличивало монстров. Особенно в ХХ столетии. Но что бы до такой степени – а не платят за труд только рабам – не было, считай, с отмены крепостного права.
Так, значит, идем в ХХI?
А может, в ХVII?
Юрий КОВЕШНИКОВ
Письмо номера
Соломинка утопающему
Чистый лист бумаги взывает о помощи. Чем тебе помочь, мой нехороший, мой незнающий, голодный, заброшенный ученик?
Официальная бумага из милиции требует дать тебе характеристику. Ты – в яме, в пропасти. Еще можно спасти, протянув тебе крепкую руку. Я же протягиваю тебе этот листок-характеристику. Слабая надежда, слабое утешение совести человека, матери, учителя, “ответственного за подрастающее поколение”.
Мы подобрали тебя на улице. Вернее, с улицы к нам ты пришел сам. Ты тогда уже заглянул в темную бездну, испугался, отшатнулся, отбежал от ее края. Пришел к нам. За знаниями? Нет! За профессией? Вряд ли! Тебе еще мало лет, чтобы мог получить права тракториста, шофера. Но мы тебя и этому могли научить.
Ты знал, что здесь кормят бесплатным обедом. Ты знал, что в этой школе почти все ученики такие же, как ты. Ты здесь не одинок, ты среди равных. Ты немного отодвинулся от пропасти, но она манила к себе. Привлекала яркой рекламой, огнями ночных ресторанов, казино, “сникерсами” на голодный желудок. В пропасть толкали тебя руки пьяной матери, побои и матерщина отчима-сожителя.
У тебя, моего ученика, сегодня выбора нет. У тебя отняли настоящее и лишили будущего. Что же делать с тобой? Вытягивать тебя из пропасти характеристикой, чтобы дали условный приговор? Но ведь рано или поздно ты все равно окажешься на дне. Но почему, почему самое трудное в моей учительской работе – это писать на тебя характеристику?
Валентина ПОСТОВАЛОВА, преподаватель сельского УПК
Людиново,
Малоярославецкий район,
Калужская область
Династии
Полтора века в школе
Не ведали супруги Костромины, что из их восьми детей четверо дочерей станут педагогами. Неграмотный рабочий Василий Костромин мечтал, чтобы хоть кто-то из детей получил высшее образование. И мечта его сбылась.
Многие выпускники добринской школы N2 помнят сестер Костроминых. Нина Васильевна Костромина преподавала в начальных классах, ее педстаж составил 18 лет. Клавдия Васильевна Крутских, отличник народного просвещения, 41 год проработала в одной школе. Третья сестра, Лидия Васильевна Попова, отдала воспитанию и обучению малышей тридцать лет. Младшая из Костроминых, отличник народного просвещения, старший учитель Валентина Васильевна Злобина долгие годы возглавляет наше районное методическое обьединение учителей биологии.
Общий педагогический стаж сестер Костроминых – 117 лет. А если учесть, что их дети тоже стали учителями, то он уже перевалил за полтора века.
Виктор ЕЛИСЕЕВ
Добринка,
Липецкая область
От редакции.
Семье учителей Костроминых, в которой работают педагогами родители, дети, редакция предоставляет бесплатную подписку на второе полугодие. Ждем писем с рассказами о других учительских династиях.
А у нас! А у вас?
Сельскую школу спас горожанин
Всякий раз, когда речь заходит о сельской малокомплектной школе, у меня перед глазами встает одна и та же картина. Восемь парт расставлены в два ряда. Справа – печка, в которой потрескивают дрова. А слева через высокие окна льется яркий свет. За окнами бушуют кусты сирени. Вокруг школы – фруктовый сад. Над входной дверью вывеска: “Азаровская начальная школа”.
Долгие годы этой школой заведовала отличник народного просвещения Алевтина Ивановна Мосина. За партами в одной комнате сидели ученики первого, второго и третьего классов. А учитель один на всех. В течение урока Алевтине Ивановне удавалось опросить каждого ученика, каждому дать задание. А если возникала необходимость, то после занятий оставалась и занималась дополнительно. Учеников Азаровской школы с удовольствием брали к себе в пятый класс учителя средней школы.
Где-то в середине семидесятых годов над школой нависла угроза закрытия. Родителям было сказано: “Не хватает еще одного ребенка. Найдете – школа останется, а нет – придется закрыть”. К счастью, положение спас мальчик из города. Родители по семейным обстоятельствам оставили его на зиму у бабушки. Учиться в селе ему понравилось. Не хотел даже уезжать в городскую школу.
Жива Азаровская школа и по сей день. Нет только той учительницы Алевтины Ивановны, ушла из жизни. Но ее дело продолжают ее же ученицы. Сначала Лидия Сальникова, а с сентября этого учебного года – Лена Руднева, вернее, Елена Ивановна.
Елена Ивановна еще очень молода. Всего пару лет назад закончила педучилище, сейчас заочно продолжает учебу в Орловском государственном университете. В последние годы сельские малокомплектные школы на Орловщине обрели “второе дыхание”. Азаровская из старого здания переселилась в новое. На базе Орловского государственного университета создано учебно-методическое обьединение по проблемам сельской малокомплектной школы. Как знать, может быть, в будущем малокомплектные школы ни в чем не будут уступать лицеям и гимназиям?
Вера ПОЛУЛЯК
Мценский район,
Орловская область
Боль
Жизнь в кредит у железнодорожников
В нашей коррекционной агрошколе-интернате обучаются 116 детей, оставшихся без попечения родителей, и сироты.
Четвертый год мы не получаем денег ни на обувь, ни на одежду, ни на оборудование, ни на учебные пособия. Учителя школы девятый месяц сидят без зарплаты. Мы и раньше с трудом растягивали ее на месяц, а сегодня вынуждены ходить по селу и занимать деньги у работников железной дороги. Село наше маленькое, всего две тысячи жителей. Особенно в бедственном положении находятся учителя, которые работают в школе семьями. Не можем отдать долги. Стыдно смотреть в глаза своим сельчанам.
Но это еще полбеды, а как больно за детей! Наша школа располагается в старых зданиях. Мало того, что холодно, но еще и голодно. Отпускают очень мало продуктов. Хорошо, что мы позаботились сами – вырастили на поле овощи. Теперь ими питаемся. Своими силами заготовили дрова на отопление школы. Еле-еле хватает. Получается, что наши воспитанники никому не нужны. Если мы, учителя, не выйдем на работу, то они вообще останутся голодные, никому не нужные.
Р.МИЩЕНКОВА, председатель профкома Хохотуйской агрошколы-интерната
Петровско-Забайкальский район,
Читинская область
Расскажу о коллеге
Следствие ведут математики
На практике мои студенты давали уроки русского языка в классе Лидии Анатольевны Курочкиной. Класс интересный, неоднородный по способностям ребят. Мне захотелось побывать на уроках математики, посмотреть, как работает Лидия Анатольевна.
– А ну-ка быстренько проснемся и посмотрим, что лишнее в этом ряду чисел? – обращается она к ребятам. Тотчас поднимаются руки.
Вообще-то в этом математическом детективе ничего особенного не было, просто искали число. Но какой темп работы был задан! Увлечены были все. Затем ребята получили карточки с вариантами заданий. Ответы были записаны на доске. Решишь правильно – узнаешь свой ответ. Не найдешь результат на доске – значит у тебя ошибка. Пересчитывай все заново и думай. Сильным школьникам даны задачи на смекалку.
На уроке четвероклассники учились мыслить аналитически. Задачи сменялись примерами, использовались карточки, учебник “Занимательной математики”. Каждое действие ребята комментировали.
Я по-хорошему завидовала, как же умело педагог пестует своих воспитанников, тренирует их сообразительность, наблюдательность, воспитывает интерес к предмету.
В душе я испытывала гордость за наше училище, которое дало Лидии Анатольевне Курочкиной путевку в жизнь. Потом она училась в Тульском пединституте, а свою судьбу связала с первой средней школой. В ней она уже четырнадцать лет работает учителем начальных классов.
Нина МЫЗНИКОВА, преподаватель педучилища
Чернь,
Тульская область
Сотрудничество
Гете и русские пирожки
Еще до обьединения Германии наши школьники по обмену, налаженному Министерством просвещения, ездили в Восточный Берлин. Сейчас пять учебных заведений Германии сотрудничают с нашей школой. Мы принимаем детей, которые изучают русский язык, интересуются историей России. Они хотят дружить со сверстниками, узнать больше о нашей школе.
Знакомство зарубежных друзей со школой начинается в кабинете директора. Кира Ивановна Храмихина знакомит членов делегации с основными направлениями работы. Гости интересуются всем. Как организовано питание детей, как работают группы продленного дня, как проводятся дискотеки. В приятных посиделках у самовара лучше узнаем друг друга. Особенно нравятся нашим гостям пирожки. Они не устают удивляться щедрости русского гостеприимства.
Быстро пролетают две недели, и наступает прощальный вечер. Немецкие школьники, как правило, обязательно показывают забавную пантомиму под названием “Как мы жили в Москве”. Обычно главное действующее лицо в ней – русская бабушка, озабоченная тем, что гости мало едят. Наши ребята выступают с традиционными “Подмосковными вечерами” и обязательно читают стихи немецкого классика Гете. В нашей школе есть его музей. Члены общества “Друзья Гете” знают о творчестве поэта много интересного. Даже его соотечественников удивляют своими познаниями. Зарубежные гости всегда отмечают, что наши ребята свободно общаются на немецком языке. Изучают его у нас со второго класса. Да и практика богатая. Каждый наш старшеклассник побывает в Германии не один раз.
Елена СТРЕЛЬЦОВА, заместитель директора 1220-й школы
Москва
Комментарии