search
main
0

Первые сто строк

Ночью мне снится – невспаханное поле (уже все сроки прошли), чистые листы бумаги и рассерженный голос: “Ну что же ты?”

А я просыпаюсь и живу горько. Вчера были желтые одуванчики по обочинам, сегодня – седые. К счастью, дни идут. Делается какая-то работа, тратятся деньги. XX век разбросал частые сети, из которых не выбраться даже мелким рыбешкам. А крупных давно уже повыловили и извели как вид.

Но даже если это и так, если мир множится и усложняется уродцами и мутантами, если он двоится и отражается миллионами кривых зеркал, если поступь истины – даже громовая – не может быть уже услышанной; если участь водоема и его обитателей давным-давно решена и мусор металлолома выдается за достижение цивилизации, мне-то что до этого? Мне все равно уже никуда не уйти ни от своих одуванчиков, ни от своей любви, ни от своего поля. Да, именно в такой последовательности. Я не уйду, хотя век не оставил мне ни сил, ни терпения, ни щедрости. Платить жизнью не значит торговать собой. Но каждое движение к свету, каждое желание истины – какая боль! И я страшусь ее, оправдываясь, что не женское дело гореть на костре за слово и убеждение. Тем более что такое мученичество не публично и в обыденном понимании – бессмысленно.

Я затыкаю уши и закрываю глаза, потому что чувствую и вижу трещины и разломы планеты, те, что случатся, может быть, уже после моей жизни; те, что развели и смешали когда-то материки, подняли на дыбы океан, погребли культуры. “Поделом”, – горько твержу я и изнемогаю от бессилия, потому что подло и трусливо заполнять раны земли разнообразной жратвой – в красивых баночках и цветных обложках. Человечество тонет в нечестности интеллектуалов и в бессилии мудрецов. Ни знание, ни веру, ни язык, ни любовь уже некому воспринять. За пустыней – пустота.

Женщины боятся иметь детей – не из-за дорогих пеленок. И даже не потому, что у жизни появилась цена. Женщины чуют дыхание смерти, подсознательный генетический страх – как перед вселенским землетрясением – за поколения вперед. Самые святые минуты становятся все больше похожими на самоубийство. Кто-то давится гормонами, кто-то убивает даже не зародыши – мысли; кто-то молится – безумно! О чем?!

Но какой покой разлит в каждом скверике, парке, лесу! О, давно не было такого цветения – снегового – вишни, черемухи; заревого – яблони; торжествующего – акации. Разбежались по пригоркам одуванчики, молодой гром потряхивает небесами, грозится. Что же мы не поняли в наших победительных березках, вечно целомудренных, сколько из них сока ни пей? “Беда, беда”, – шелестят деревья между собой.

А вечером, когда сумерки густы, а звезды еще редки, вдруг из-за гаражей-коробок забредет к многоэтажкам, крупнопанельному домостроению, одинокая гармонь. Радостно лают собаки, хозяйки назло комарам высовываются из окон, слушают. Гармонист немолодой и подвыпивший, конечно, но в белой рубашке с расстегнутым летящим воротом, и не побирушничает, а дарит – для души старается. Гармонь живая, она и пожалеет, и повеселит. Все еще смешано в мире, и можно спастись, слушая гармониста-одиночку, рассматривая линию жизни на кленовой ладони, улыбаясь – единственным – любимым глазам. Красота как кислород, что еще позволяет дышать.

И я тороплю себя: быстрей, быстрей… Человек не червь, но он источен временем, неверием, бессилием. Передохнув на коленях у прекрасного, люди спокойней шагают в неизбежный ужас. И все тот же голос меня горько подбадривает:

“В последней мгле ты ничего

не бойся,

В последней мгле – никто не победит”.

Лидия СЫЧЕВА

Письмо номера

Заботливый учитель-97

Прочитала в 13-м номере интересное письмо Александра Прокопова “Витамины на окне”. Учитель труда поделился своим опытом и предложил свою помощь коллегам. Меня это письмо очень ободрило, надоело читать стоны про жизнь. Так не хватает нам сегодня оптимизма, радости. Я написала Александру Михайловичу Прокопову, и буквально через двадцать дней он прислал ответ. В конверте были семена салатной горчицы. Я их тут же посадила, всходы – отменные.

Александр Михайлович Прокопов еще и извинялся передо мной за задержку с ответом. Оказывается, ему пришли тысячи писем и он всем отвечает, разьясняет, высылает семена. Судя по письму, это человек неугасаемого оптимизма и душевной теплоты. Он никому не отказывает в помощи. Как бы хотелось, чтобы таких людей было побольше. Чаще печатайте в газете письма о хороших людях. От них веет спокойствием, оптимизмом, душевной теплотой. А я предлагаю учредить номинацию “Заботливый учитель года” и присваивать ее от имени читателей газеты самому оптимистичному, самому заботливому, самому душевному учителю.

Светлана КАЛАШНИКОВА, учительница химии и биологии

Ореховка,

Петровский район,

Ставропольский край

От редакции. Идея нам понравилась. Присылайте, пожалуйста, ваши письма с предложениями, кто мог бы стать самым заботливым учителем года 1997.

А у нас! А у вас?

Сочинили гимн школе

Работаю я в замечательной школе. Из наших окон видны корабли, море. Школа наша небольшая, по-особому уютная, домашняя. Ее “хозяйка” – Валентина Федоровна Солодовник – в течение восемнадцати лет работает директором. Воспитала и выпустила тысячи учеников, среди которых есть учителя, преподающие в нашей школе. Их дети учатся уже у Валентины Федоровны.

Наша школа крепка традициями. Основная задача коллектива – создать все условия для развития способностей детей. Работать очень интересно. Дни у нас насыщены различными делами. Вечера, концерты, конкурсы – всего не перечислишь. Все мероприятия обычно заканчиваются гимном нашей школы. Его сочинили сами дети.

Надежда МАНТУЛИКОВА, библиотекарь средней школы N 8

Новороссийск,

Краснодарский край

Сокровища наши…

Находка года

20 лет спустя… после присвоения Анапскому краеведческому музею статуса археологического заповедника он оказался на грани закрытия.

Раскопки в Анапе начались еще в XIX веке под руководством выдающихся русских историков, в частности Н.И.Веселовского. Но по-настоящему они развернулись лишь после 1960 года. В 60-70-е годы был найден античный некрополь – больше 350 погребений. А в 1975 году анапские строители наткнулись на умело обработанные каменные блоки с остатками античных фресок. Это потрясло ученый мир: ЮНЕСКО обьявила сие “Находкой года”!

Раскопки “Склепа Геракла”, как окрестили его ученые, оказались нелегкими. Дело было осенью, и люди, чтобы спасти драгоценные фрески, изображающие 12 подвигов Геракла, работали, стоя в холодной воде. Бережно – метр за метром – были сняты 150 спилов уникальных фресок. Все эти сокровища составили основу “Золотой кладовой” Краснодарского музея, а фрески “Склепа Геракла” вывезли на реставрацию в Москву. Были определены сроки реставрации бесценных фресок: 1985 год. Но античные фрески “благополучно” легли на полку одной из реставрационных мастерских Москвы. А в ее подвальном помещении найденные сокровища однажды залило водой! Никаких копий для музея Анапы никто сделать так и не удосужился.

Куда только ни писали сотрудники музея, какие только пороги не обивали, умоляя вернуть фрески в Анапу! Безрезультатно.

Сказать, что Анапский историко-археологический музей-заповедник встречает свое 20-летие в плачевном состоянии, – значит не сказать ничего.

То, что научным сотрудникам задерживают их смешную зарплату, – это, безусловно, возмутительно. Но коллектив музея состоит из энтузиастов, влюбленных в свое дело, гордящихся своим заповедником.

Настоящая беда в том, что гордиться скоро просто-напросто будет нечем. Горгиппия в свое время была уничтожена нашествием гуннов. Только с ним можно сравнить многолетний вывоз из Анапы самых ценных археологических находок.

А осенью над одним из убогих приспособленных зданий музея обвалилась крыша. Краснодарское руководство “головного” учреждения культуры развело руками. Пришлось директору “Горгиппии” Т.В.Смаглюк бегать по городу с протянутой рукой, срочно ища спонсоров. Но у тех же меценатов, да и у отцов города наверняка изменится отношение к музею, если он станет своим, городским, а не чьим-то там филиалом. Будет резон вкладывать в него и средства местного бюджета.

Анапский музей давно вырос из рамок филиала по обьему выполняемых работ. Его посещают более 150 тысяч человек в год, в том числе все посещающие город-курорт иностранцы. Недавно был консул Греции, целовал Неокла (ничего, что копия), обещал помощь музею.

Сейчас депутаты местного парламента обсуждают проект нового герба Анапы: оставить коня или вместо него изобразить дельфина. Мне же символом Анапы нынешней видится картина: беспризорные дети, ночующие в разоренном 20 лет назад “Склепе Геракла”, а в двух шагах на набережной “гуляет” за столиками под полутрезвые песни курортная публика…

Марина ФРОЛЕНКОВА

Анапа

Ау, коллеги!

Всем миром на МХК

Я работаю учителем Мировой художественной культуры в сельской малокомплектной школе. У меня семь часов в неделю, но готовиться надо по два-три часа к каждому уроку. Просмотришь гору литературы, пролистаешь не одну книгу. Удаленность от больших и малых городов, от библиотек все больше превращается в отрезанность от всего мира. Поэтому так важно читать письма коллег, обмениваться опытом. Было бы хорошо, если бы редакция устроила “круглый стол” по проблемам преподавания МХК.

Я приглашаю к деловому общению, переписке своих коллег из разных школ. За шесть лет разработал свою программу. Наиболее полно в ней представлена архитектура. Часто использую в беседе сказки, эпос. Занимаемся на уроках развитием творческих способностей. Много рисуем, выкладываем из цветного стекла орнаменты. У меня есть видеокассеты с записью уроков. Недавно с ребятами занялись этимологией слов. В этой работе открылись новые возможности. Могу выслать желающим выдержки из программ, разработки уроков.

И.КОНЦЕУС

Рожково,

Сасовский район,

Рязанская область

От редакции. Мы готовы поддержать почин нашего читателя и предлагаем провести заочный “круглый стол” по заявленной тематике. Присылайте свои авторские разработки по МХК, а также заметки по адресу редакции с пометкой “Круглый стол”, отдел писем. Лучшие материалы будут опубликованы, а на часть гонорара вы всегда можете выписать и “Учительскую газету”.

Воспитание чувств

Назвали салон “Серенада”

“Ломово, чумово, круто”. Узнали? Это из языка современных подростков. Но, оказывается, они могут разговаривать совсем по-иному. Причем даже заставлять никого не требуется. Побывайте на одном из литературно-музыкальных салонов, которые проводятся в 45-й люберецкой школе.

Готовят и проводят вечера сами старшеклассники. Вместе с учителями Ириной Константиновной Кабоскиной, Ириной Владимировной Варатаевой, Людмилой Яковлевной Дементьевой они выбирают очередную тему, пишут сценарий. Затем разучивают роли, репетируют, делают костюмы. Названия салонных встреч говорят сами за себя – “Звук серебряного века”, “Арбат, мой Арбат”, “Испытание любовью”…

Встречи в салоне – это не только свидания со стихами, песнями, романсами. Каждый школьник может попробовать свои силы в театральных инсценировках. А еще проходят поэтические турниры, различные игры.

Желающих участвовать в литературно-музыкальных спектаклях с каждым днем все больше. Ребята дали своему салону поэтическое название “Серенада”. Тяга к прекрасному у сегодняшних парней и девчат жива. И хорошо, что ей помогают проявиться и окрепнуть.

Владимир ВАЛЬЧЕНКО

Люберцы,

Московская область

Признание

Радости письменного стола

Закончился учебный год. Моя дочь немного грустит, что расстается со своей любимой учительницей Мариной Алексеевной. И не она одна переживает. Все одноклассники.

Не будет больше занимательных рассказов по географии, истории. Не придется писать по пятницам творческие работы. С каким удовольствием работали ребята над темами “Жалобы и радости моего письменного стола” или “Когда моя мама была маленькая”!

А нам, родителям, хочется думать, что и в пятом классе наши дети встретят таких же прекрасных, отзывчивых учителей. Надеемся, что они так же радостно, как эти все три года, будут бежать по утрам в школу.

От имени родителей всех учеников третьего класса 981-й школы благодарим замечательного педагога Марину Алексеевну Гарюхину за ее щедрость, высокий профессионализм и любовь к детям.

Ольга ТАРАСОВА

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте