Дорогая “Учительская газета”! Помнишь ли ты, какое письмо послали работники редакции будущему поколению в день 50-летнего юбилея газеты в 2024 год (“УГ”, 17 октября 1974 года)? Вот небольшая выдержка из этого послания: “В одном мы твердо убеждены. Вы растете всесторонне образованными, физически развитыми людьми. И такими же пестуют юную смену учителя двадцать первого века”.
…Беспризорные, грязные, голодные дети не находят сегодня себе пристанища. Наркомания, преступность захлестнули страну. Все россияне спрятались за решетки. Окна домов, балконы, лоджии забраны в железо. Телешоу, реклама, развалы пестрой литературы – все направлено на поощрение жестокости и низменных инстинктов.
Невозможно читать телепрограммы. Демонстрируются фильмы “Талант убивать”, “Бабник”, “Живодер”, “Седьмая пуля”… И это всего за одну неделю. Сколько опрокинуто на головы наших детей ужаса, крови, злодеяний! В нашей семье мы не включаем телевизор, но ведь дети всей страны смотрят. Смотрят мои ученики. А что мы делаем, чтобы воспрепятствовать этому? Есть министерства образования, здравоохранения, культуры… Существуют комитеты женщин, матерей… Разве им безразлично, какими вырастут дети? Кто должен встать на защиту растущего поколения?
Где вы, мои учителя-единомышленники? Те, с кем много лет назад я встретилась в Москве на конференции по воспитанию школьников. Тогда мы говорили о воспитании нравственности, патриотизма. Где вы теперь?
Ты – Женя Перевозная, заслуженная учительница русского языка и литературы из Белоруссии, передающая своим ученикам беззаветную, искреннюю любовь к русским писателям и поэтам.
Ты – Тагира Таминдарова из Татарии, создавшая со своими пятиклассниками кукольный театр, который завоевал любовь не только малышей, но и взрослых.
Ты – Нурби Жиляев, молодой “эльбрусский мудрец”, как тебя называли в родном селе Заюково, что в Кабардино-Балкарии. Много сил отдавал ты своим кружковцам, создавая исторический музей села, собирая фольклор своего народа.
Ты – Халида Усманова из Башкирии, которая покорила всех нас занимательными и мудрыми сочинениями своих ребят.
Ты – Валя Нахушева из Нальчика, талантливая учительница, красавица горянка, обожающая своих девчонок и мальчишек, умеющая крепко с ними дружить.
Ты – Инга Желамская, энергичная учительница из села Пикалево Ленинградской области. Только ты смогла так быстро вовлечь всех в диспут. Каким единым порывом были охвачены тогда наши сердца! Помните, как многоголосо, на разных языках народов, звучала речь двух тысяч учителей в коридорах Дворца пионеров на Ленинских горах?
Дорогие мои учителя, единомышленники, откликнитесь! Я обращаюсь к вам! Не дадим погубить дело всей нашей жизни. Будем защищать наших учеников, у которых сейчас отнято законное право нормально жить, питаться, радостно учиться, заниматься в кружках, отдыхать в лагерях. Встанем за тех, кто брошен на произвол судьбы, за тех, кто лишен детства, кто с болью и отчаянием наблюдает, как бьются безработные родители, как страдают старики, которых забыло государство. Сплотимся и остановим этот разрушительный процесс!
Виктория БАГИНСКАЯ,
учительница русского языка
и литературы
Краснодар
От редакции.
Это письмо – продолжение призыва, который прозвучал в 26-м номере нашей газеты. Директор школы из Иркутской области Галина Соломович предлагает провести учительский сьезд, чтобы обсудить критическое положение, создавшееся в образовании. А как считаете вы? Мы хотели бы получить ваш отклик. Письмом. Или телеграммой, в которой достаточно указать одну фразу – “сьезд нужен” или “сьезд не нужен”.
Письмо номера
Конституция – одна, декларации – разные…
Сейчас принято, чтобы чиновники декларировали свои доходы. Может, стоит обнародовать также и доходы учителей?
Мне не стыдно отчитываться, ибо это деньги, заработанные честным путем. Моя ставка учителя русского языка и литературы – 306 тысяч рублей. Конечно, на 18 часах не проживешь. Поэтому беру еще полставки. Прибавьте к этому надбавки за тетради, за классное руководство, отнимите налоги и остается ежемесячно около пятисот тысяч рублей. Прожиточный минимум, по-моему, составляет 402 тысячи рублей.
Да, все-таки забыл, сокрыл 50 тысяч дохода. Их мне платят за три часа лекций по мировой художественной культуре, которые я читаю в ближайшем поселке. Как тут не вспомнить высокопоставленного чиновника, который за свои лекции получил десятки тысяч долларов. Мне же положено 50 тысяч в месяц. Да еще того чиновника привезут и увезут бесплатно. Я же в дождь, в холод и зной преодолеваю километры самостоятельно.
Угнетает еще одно обстоятельство. Заработанные и положенные учителю деньги надо еще и “выбивать”. Сейчас судимся с роно, в этом году не выплачивают полностью учителям компенсацию на книгоиздательскую продукцию. Со своими же судимся. Впрочем, нет. Зарплата учителей района приравнена к зарплате муниципальных работников. А те, кто в аппарате роно, имеют статус государственных служащих. Соответственно и оклады у нас разные. Их оклады намного превышают учительские. Как надоело все это! Хочется нормально работать, а не судиться. Хочется нормально отдыхать, а не думать о пустом холодильнике, о порванных туфлях… Эх, бросить бы все да найти “доходное место”!
Юрий КУЛЬПИНОВ, учитель русского языка и литературы
Изобильный,
Ставропольский край
Юбилей
Старейший на Урале
В августе Нижнему Тагилу исполняется 275 лет. Наш город – один из старейших на Урале. Открытое в 1696 году месторождение магнитных руд положило начало строительству заводов. Известность Тагилу принесли не только природные ресурсы. Здесь трудились и трудятся талантливые народные умельцы. Впервые в России встал на рельсы паровоз, построенный Черепановыми.
В нашем лицее с конца прошлого учебного года проходят различные мероприятия по подготовке к славному юбилею. Любовь Витальевна Серикова, учитель истории, вместе с ребятами ведет раскопки на горе Голый Камень. Юные археологи даже принимали участие в работе Уральской конференции, на которой выступали со своими рефератами. Их труды были замечены. А экспонаты пополняют школьный музей, которым заведует Ольга Сергеевна Архипова. Под ее руководством оформлено много стендов, материалов по истории нашего города.
Виталий Павлович Голицын, учитель ОБЖ, вместе со старшеклассниками совершает путешествия на байдарках и плотах по реке Тагил. Здесь находятся скалы, на которых можно обнаружить древние рисунки. Ребята останавливаются в деревнях, обращают внимание на быт сельчан, их говор. Из каждой экспедиции привозят много нового и интересного. В районе рудника ребята нашли старый памятник, посвященный итальянцам, погибшим в России. О нем ничего не известно. Его историю школьники будут изучать.
К юбилею города в нашей библиотеке организована выставка “Наш любимый Нижний Тагил”. В конкурсе на лучший рисунок “Мой родной край” приняли участие ребята восьмых классов. Учителя литературы О.Сальцына, Л.Шрамко, Л.Царева организовали еще один конкурс – творческих работ. Дети читали стихи, рассказы, посвященные Тагилу.
Альбина УТКИНА, заведующая библиотекой школы-лицея N 51
Нижний Тагил,
Свердловская область
Отклик
Предлагаю темы
для сочинений
Пишу вам первый раз. Очень волнует меня тема, которую вы подняли в 23-м номере “Учительской газеты”. Быть или не быть школьным сочинениям на выпускных экзаменах?
Я студентка-заочница филологического факультета педуниверситета. Уже два года работаю в школе. Вопрос о школьных сочинениях мы не раз обсуждали с коллегами по работе, по учебе. Высказываются разные мнения. Я за то, чтобы выпускники писали сочинения и в школе, и при поступлении в вузы. Конечно, надо пересмотреть некоторые темы, от каких-то отказаться.
Предлагаю, например, следующие темы: “Экология – глобальная проблема мира” (каждый ребенок, опираясь на жизненный опыт, может высказать свое мнение), “Жестокость и милосердие” или “Книга, без которой не могу обойтись”. Ученик должен уметь мыслить, отстаивать свой взгляд на ту или иную проблему. В сочинениях всегда присутствует творчество. И прекрасно, что наши дети учатся творить.
Н.КОСТЕНКО, учительница русского языка и литературы
Барнаул
Династии
Поможем встать на ноги
Отец моего мужа – Борис Марьянович Томашевский – стал работать в школе еще до войны. Вернувшись с фронта, заведовал Солбилнской школой в Манском районе. Умер рано, сказались ранения, полученные на войне. Его жена Мария Григорьевна проработала более сорока лет учительницей начальных классов. Отца мужа мне не довелось знать, а вот с Марией Григорьевной посчастливилось общаться. Это была замечательная женщина, мудрая, добрая. Никогда не видела ее раздраженной, ни на кого она не повышала голос. Четырнадцать лет назад ее не стало. Ушла из жизни наша добрая, милая советчица, помощница во всех делах.
Все четверо детей семьи Томашевских получили высшее образование. Виктор, мой муж, стал учителем. Сейчас Виктор Борисович возглавляет одну из лучших школ в Уярском районе. В этом году школе N 3 исполнилось семьдесят лет, она выдвинута на конкурс “Школа года-97”.
Двадцать пять лет моей жизни тоже прошли в школе. Преподавала физику, математику. Сейчас нахожусь на второй группе инвалидности, но школу оставить не могу. Веду кружок макраме. Вырастили с мужем двух дочерей. Старшая – Светлана Викторовна Адамова – преподает в гимназических классах нашей школы. Она считает, что нет на свете лучшей профессии, чем учитель.
Да, действительно, в интересное время мы живем. Говорят, что все умные учителя ушли в коммерцию. Не берусь судить их, каждый решает свою судьбу сам, но, по-моему, все умные и честные остались в школе. Кто же, если не мы, будет служить делу, помогать России встать на ноги? Ведь только поколение, воспитанное в доброй, умной школе, сможет сделать что-то для страны. Подрастает у нас внук. Если он захочет пойти по нашим стопам, мы поддержим его и поможем, как когда-то помогли нам наши родители.
Валентина
ТОМАШЕВСКАЯ
Уяр,
Красноярский край
Сотрудничество
“Я допускаю, что душа бессмертна”
Коллектив нашего научно-методического центра, возглавляемый В.Кукановым, сложился пять лет назад. С его появлением мы, учителя, почувствовали заботу о себе. Работать стало намного интереснее. Под руководством Г.Масловой создана творческая группа учителей, которая рассматривает всю классическую литературу с точки зрения духовности и разрабатывает методику изучения произведений. По программе Н.Васильевой “Уроки знакомства с историей и содержанием Библии как памятника литературы и культуры мира” учителя-словесники проводят открытые уроки.
Центр установил тесные контакты с учеными. На авторский семинар Шалвы Амонашвили “Система гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе” собралось много заинтересованных людей. Свою первую лекцию Шалва Александрович начал со слов: “Я допускаю, что душа бессмертна”. Радостно было сознавать, что такая большая, разноликая аудитория разделяет и принимает взгляды этого педагога и философа. “Дух семинара витает над Пензой”, – так написал в книге отзывов один из участников. Действительно, именно после встречи с Амонашвили создана творческая лаборатория по изучению духовных и научных знаний, которые легли в основу гуманной педагогики. В августе будет проведена научно-практическая конференция, на которую мы намерены снова пригласить Шалву Александровича. С чем каждый из нас придет на эту конференцию? Отрадно, что мы вырвались из рутины повседневности, переосмыслили свой опыт, по-новому посмотрели на работу в школе. К этому нас подвигнул Амонашвили.
Валентина АПУХТИНА, учительница русского языка и литературы школы N 73
Пенза
Комментарии