Я редко вспоминаю о Пазолини. (Был такой итальянский кинорежиссер. Жизнь его закончилась страшно. До сих пор никто так и не знает, что же с ним случилось. Его нашли ранним утром на городском пляже. Говорят, то ли фашисты, то ли коммунисты, то ли близкие друзья бросили его на песок, прикрыли сверху деревянным щитом и проехались машиной). Лет тридцать назад он снял фильм “Теорема”. Что в математике, что в жизни теоремы нужно доказывать. Теорема Пазолини в том, что не всякое искушение – зло, что иногда оно превращает человека в самого себя, срывая с мясом приросшую к лицу маску, разрушая привычную роль, а значит, и жизнь. Джулия Лэмберт из моэмовского “Театра” говорит сыну, когда тот признался ей, что впервые переспал с девушкой и разочарован, ибо ничего такого, из-за чего стоит поднимать такой шум, в этом нет: “Любовь – это боль и мука, стыд, восторг, рай и ад…” Роджер спрашивает ее: “Из какой это пьесы, мам? Я, кажется, где-то уже слышал этот монолог…” Главный герой “Теоремы” врывается, как терпкий ветер из песков, в благополучный дом и вмиг разрушает все: покой, уверенность, привязанность и любовь. Он молчалив, почти нем. Его молчание заставляет говорить других. Его глаза, словно пропасть, в которую хочется броситься. Так притягивают бездна, костер, расплавленный металл в мартене. Так хочется спрыгнуть с крыши небоскреба. Чужие жизни к нему тянутся, словно хрупкие беспомощные скрепки к огромному магниту на столе. Нет силы, которая сумела бы остановить их тягу. Может быть, потому, что они сами этого хотят?.. Искушение пришло, чтобы заставить тебя разрушить свой мир собственными руками. Зачем тогда, стоя на развалинах, пепелище, на кладбище, винить других? Хотел этого – получи…
В другое время, в другой стране, да и вообще в другом мире другой “искуситель” как-то сказал: у человека только десять пальцев. Как долго он продержится, если у него начнут требовать: предай себя, или друга своего, или человека любимого, а за каждый отказ начнут рубить по пальцу? Кто все десять отдаст, а кто и первого пожалеет. Нет человека, который чего-нибудь да не боялся бы. Человечество не может жить без страхов, а уж человек тем более. Просто у одних они все на виду, другие прячут в самых темных закоулочках своей души. Оруэлловский герой Уинстон, когда его голову зажимают в проволочной клетке – и есть только одна дверца, а за ней беснуются две гигантские голодные крысы, и дверцу вот-вот откроют, – обезумев, кричит: “Сделайте это с Джулией!” С женщиной, которую он любил и которую, как от него ни требовали, раньше не предал. Абсолютно случайный в моей жизни человек (впрочем, все случайное – закономерно) как-то сказал: если мне придется предать тебя, я сделаю это на девятом пальце. Я почему-то поверил ему.
…У моих друзей горе. Страшнее не бывает. Сын оказался наркоманом. Они почти смирились с тем, что он уходит от них в ничто. Дверь уже захлопнулась. Мне страшно. Они будут следующими. Они не выдержат его ухода. Но разве они этого хотели?..
Петр Положевец
Почта “УГ”. С 16 по 22 июня редакция получила 309 писем
Письмо номера
Приходите через пять лет
Закончились экзамены, прошел выпускной. Я получил диплом, в котором записана моя специальность – “бухгалтер-экономист”. В техническом лицее я учился три года после девятого. В группе в основном девчонки, нас, пацанов, всего-то шесть человек. Девчонки наши как-то уже определились, знают, где будут работать. В основном помогли, конечно, им родители, родственники, знакомые. А моя мама ничего не может.
В лицее у нас была практика. Нас, десять человек, отправили на завод. В бухгалтерии с нами возиться не стали, сказали, пусть два останутся, а остальные идут в отдел кадров. Отдел кадров отправил 8 человек в отдел маркетинга. Я с другом остался в бухгалтерии. Нас попросили сильно не докучать вопросами, сидеть тихо и ждать работы. Работа была: принеси, подай, унеси.
Хорошо, что характеристики выдали нам замечательные: “Инициативные, способные работники”. Но на работу сюда не пригласили.
Тем, кто попал в отдел маркетинга, повезло – четыре человека нашли там работу.
В лицее нас предупреждали, чтобы за время практики подыскали себе место. А то выдадут свободные дипломы.
Мы с приятелем старались, газеты читали, заходили в фирмы. Но кому мы нужны? Один руководитель ободрил: “Приходите лет этак через пять. Желторотые нам не требуются”. А где мне эти пять лет провести? В армию я не попадаю по состоянию здоровья. Да я и не стремился туда. Но как повзрослеть быстрее, опыта набраться, чтобы не называли “желторотым”? Говорят, пенсионерам тяжело, а молодым легче, что ли? Хочешь работать, а не нужен.
Денис БОРИСОВ
Нижний Новгород
Наболело!
У разбитого корыта
Впервые пишу вам письмо, хотя любимая газета всегда была добрым советчиком и другом. Тридцать лет отдано школе, а результат – болезни и разочарование, обида за обман. Сижу у разбитого корыта.
Живу с ужасными мыслями, что умные, образованные, честные люди России не нужны. Ставка учителя 280-480 руб. Общество разделили, пропасть продолжает углубляться, страна покрывается решетками, заборами, а во дворах – свирепые псы. Как не вспомнить Троекурова, Дикого, все “свинцовые мерзости” прошлой жизни.
Когда слушаю выступления по телевидению президента, членов правительства, думаю – вот они рядом, умные, думающие о нас люди. Надо написать им, что с такой зарплатой учитель существует еле-еле, что нельзя более держать его на полуголодном пайке. Ведь в школе работают в основном милые, добрые труженицы, и у школы женское лицо и сердце! И наивный же я! Писал не один раз президенту. Ну и что?
Мне часто вспоминается год, когда я стал лауреатом премии имени Н.К.Крупской. Получил тогда 200 рублей. Вот так премия!
Никогда не чувствовал такого унижения. А теперь нет здоровья, и как можно прожить на пенсию в 340 рублей? Стыдно за себя, стыдно говорить, что ты бывший учитель.
Филипп НАТАРОВ,
пенсионер
ст.Динская,
Краснодарский край
Обратная связь
Народ
для опытов?
Впервые за 37 лет работы в малокомплектной школе решила написать письмо. А заставила меня статья в нашей газете, в четвертом номере. “Автобус сделает из люмпена человека”, считает депутат Государственной Думы Адриан Пузановский. По его мнению, деревенские дети, да и все жители – люмпены, преступники, бродяги, босяки, нищие и вообще всякая мразь. Никогда еще нас никто не обзывал таким образом, профессор по экономической политике смог. Я понимаю, что, освободившись от маленьких школ, государство, может, сэкономит какие-то средства на месяц-два, чтобы заплатить тем же учителям. Однако скупой платит дважды. Уже укрупняли, теряли села, разрушали духовность, рвали корни живьем, но лучше-то не стало.
Я не верю, что у этого депутата болит сердце о нас. Что такое автобус для сельчан? Даже необходимость доехать раз в месяц в больницу редко осуществима. Я также не думаю, что наши дети без компьютеров не могут думать, мыслить, общаться, поступать в вузы. Они не хуже городских, из них выходят учителя, врачи, инженеры, зоотехники, агрономы. А если и работают животноводами и полеводами, разве могут это делать те, кто понятия об этом не имеет? Профессор, нового он ничего не предлагает, разве что хитрый способ быстрее уничтожить село. Раньше было не так замысловато: не дали в село электричество – и все, на месте сел остались кладбища.
Как просто могут судить, вершить наши судьбы те, кто не живет нашими заботами.
Объясните мне, почему из городских школ, где оснащение намного лучше, выходят дети, которые потом в большинстве становятся наркоманами, беспризорниками, преступниками? Ведь они не ходят пешком в школы, в классах есть компьютеры. Почему же они не умеют общаться с родителями, сверстниками? И они не люмпены?
Значит, дело совсем не в компьютерах. И не надо нас разделять подобным образом. Компьютер – не панацея для формирования личности человека. Я сожалею, что на страницах нашей газеты появляются такие публикации. Я люблю свою газету, но мне противно, когда нас заставляют держать курс на Запад. Ах, как там хорошо, в Голландии и других странах не существует понятия “сельская школа”. Да, для Запада это очень хорошо. Но мы – Россия, где жизнь учителей и всех других простых смертных в десятки раз хуже и от нас мало что зависит. Нас переламывают, перекраивают каждые десятилетия. Я думаю, что мы народ для опытов.
Никак не научимся уважать друг друга, несмотря на то, живешь в селе или городе, и иметь свое достоинство в прямом смысле.
Простите, что, возможно, я вас утомила, но, надеюсь, вы меня поймете, не ради самой себя я впервые обратилась в газету. Не обижайте и без того униженных людей.
Ваш постоянный читатель
В.ПИКАЛОВА
Оренбургская область
Юбилей
Сэргэ
для музея
Хорошо, что в газете стали появляться заметки о старейших школах России. Интересно читать об истории учебного заведения. Наша Беченчинская школа, конечно, не претендует на звание старейшей, но в этом году ей исполняется 100 лет. Возраст солидный.
Открытие трехклассной церковно-приходской школы в далеком 1898-м стало большим событием для маленького якутского селения в Ленском улусе.
Было трудно, не хватало квалифицированных учителей, отсутствовала продуманная методика обучения и воспитания детей. Один из первых учеников (а их было всего десять) – Николай Попов оставил горькие воспоминания. “Я завидую нынешним ребятам, – писал он в 1936 году. – Они не знают, что такое стоять на коленях, оставаться без обеда, учиться, не имея учебных принадлежностей”.
В 1920 году была открыта начальная школа. Спустя три года стали принимать на учебу девочек. В 1934 году было построено новое, большое (по тем временам) здание школы. Оно приняло 30 человек. И только в 52-м году школа стала средней. Ее первым директором стал Андрей Иннокентьевич Черепанов, заслуженный учитель ЯАССР. Постепенно стала укрепляться материальная база. Но здание со временем обветшало.
Благодаря энтузиазму и подвижничеству многих людей (это председатель райисполкома И. Рудых, директор объединения “Якуталмаз” Л. Солдатов, директор школы В. Захаров, рабочие и плотники села Е. Мартынов, С. Попов, А. Арбатский и многие другие) выросло новое двухэтажное здание. В ноябре 73-го года в нем прозвенел первый звонок на уроки. Появились все условия для совершенствования учебно-воспитательной работы. Много внимания педагоги стали уделять подготовке ребят к самостоятельной жизни, трудовому и профессиональному обучению, спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работе.
В школе создан краеведческий музей, где собран богатый материал об истории села, его жителях. Коллектив у нас дружный, наполовину состоит из выпускников школ.
В ноябре мы ждем на наши юбилейные торжества многих гостей, тех, для кого Беченчинская школа – родной дом. Мы помним и гордимся всеми выпускниками. Один из первых учеников школы – Герасим Попов стал министром культуры, Прокопий Семенов – заслуженным врачом республики, Таисья Мыреева – замечательной артисткой, Семен Черепанов – журналистом. Всех не перечислить. Каждый оставил свой след. Первые выпускники средней школы (а это было в 55-м году) не забыли родные пенаты и спустя сорок лет. Отмечая свой юбилей, выпускники в 95-м году установили во дворе историко-краеведческого музея школы якутское сэргэ (коновязь).
Добро пожаловать на столетний юбилей, наши питомцы.
В.АРБАТСКАЯ,
директор школы,
выпускница Беченчинской школы
Беченча,
Республика Саха
Новое дело
Преуспели
в труде
На родительских собраниях папы и мамы часто спрашивают: “Как мой сын успевает по математике?”, “Каковы успехи дочки по английскому языку?” Сегодня к этим вопросам добавились и другие. Родителей и детей стали интересовать информатика, экономика. Все это естественно. Социальная жизнь меняет и ценности в образовании. Но по-прежнему родителей не интересуют успехи детей по трудовому обучению.
В городах и станицах растет число гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением математики, гуманитарных дисциплин. А где учиться “левше”, имеющему склонность к преобразующему труду, который хотел бы смастерить свой радиоприемник, отремонтировать телевизор, починить какой-либо прибор?
Школы с углубленным изучением автодела, радиоэлектроники, а в селе и фермерского дела становятся необходимостью. Если математические и гуманитарные способности у детей взрослые стремятся развить, то почему технические, деловые способности не надо развивать? Психологи уже устали повторять, что есть дети с развитым образным мышлением и для таких детей обычные классные занятия по логическим наукам больше вредят, чем дают стимул в развитии.
Известно, что дети, имеющие склонности к практической деятельности, легче адаптируются в жизни. В реальных училищах города Лабинска, станиц Вознесенской, Каладжинской и во владимирской школе ? 15 после окончания школы вместе с аттестатом вручают выпускникам свидетельство о присвоении профессиональной квалификации. Выпускник подготовлен не только к продолжению учебы. Он имеет специальность, сможет выполнять определенную работу, обеспечивая себя.
Однако реальные училища должны не только готовить выпускников к производительному труду, но и давать им возможность продолжать учебу в специализированных учебных заведениях технического уклона. Они должны готовить технически грамотных выпускников, способных обучаться в технических высших учебных заведениях. Без реформы школьного трудового обучения не обойтись.
Говоря о научно-педагогической значимости новой модели общеобразовательного учреждения – реальное училище, стоит отметить его практическое значение. Еще в прошлом столетии К. Ушинский превозносил роль реальных училищ в подготовке технической интеллигенции. И сегодня успехи выпускников реальных училищ говорят об их значимости. 85 процентов легко адаптируются в окружающий социум: поступают в вузы, техникумы, трудоустраиваются.
Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора СШ # 15
Владимир
Комментарии