Прошлый четверг был днем сплошных заседаний. Когда закончилось очередное, в мой кабинет вошла Надежда Константиновна Смирнова – та, что отвечает на ваши звонки и письма и первой принимает всех редакционных посетитей, и удивленно сообщила: “Пришли журналисты из Саудовской Аравии” – “Откуда?” – удивился я в свою очередь. “Из Саудовской Аравии”, – подтвердила она. Я подумал, что, наверное, они собираются писать о российской школе, вот и пожаловали к нам за консультациями, чтобы мы подсказали им, где побывать, с кем встретиться. Так уже не раз бывало, и мы всегда с удовольствием выручали своих зарубежных коллег, тем более тех, кто никогда раньше об образовании не писал. Открылась дверь, и вошли трое молодых людей – черноволосых, черноглазых, меднокожих. Один из них на чисто русском языке произнес, что пришли они в гости вот так, без звонка, “потому что не могли не прийти, ибо вот этот господин – Зияд Алдрес – ваш коллега и работает главным редактором педагогического журнала “Аль-Марефа”, что значит “Знание”. Сам говоривший был Абдуллой Хасаном – собственным корреспондентом саудовской газеты “Аль-Ваттан” (“Родина”), выходящей в Эль-Рияде, а третий незваный посетитель Меджид аль-Турки был из Министерства по делам ислама. Оказалось, что он тоже прекрасно говорит по-русски, учится в докторантуре Института русского языка, бывал в Москве много раз. Кроме исламских проблем, занимается еще и информатикой, недавно издал книгу для школьников на эту тему.
“Аль-Марефа” оказался толстым, на сто сорока страницах, красочным журналом, выходящим раз в месяц. Тираж у него – сто тысяч экземпляров, из них чуть больше сорока процентов распространяется по подписке, остальные продаются в розницу по всему арабскому миру. Он стал выходить сорок лет назад по инициативе тогдашнего министра образования – нынешнего короля Саудовской Аравии. Случались и перерывы в выходе. Но три года назад новый министр образования помог журналу снова возродиться, и с тех пор он выходит постоянно. Кстати, без всяких дотаций. Как и в нашей газете, в журнале есть постоянная колонка министра. Есть и персональная колонка главного редактора – так называемое вступительное слово. В арабских странах “Аль-Марефа” – единственное издание, где присутствует настоящая педагогическая публицистика. Остальная так называемая педагогическая пресса – это официальные министерские бюллетени. Журнал пишет о новых подходах к образованию, о взаимоотношениях учителей и учеников, о роли образования в общей культуре человека и наоборот, о необходимости менять систему подготовки учителей. До недавних пор в саудовских школах практиковали физические наказания детей. Новый министр категорически запретил это делать. Журнал засыпали недовольными письмами: мол, это новшество разрушает национальные традиции, мешает учителям работать. Министр непреклонен: пообещал категорически наказывать всех отступившихся. Обучение в саудовских школах раздельное. Девочкам преподают только женщины, мальчишкам – мужчины. Недавно в Эль-Рияде побывала большая группа учителей и чиновников из Франции. Они как раз изучали плюсы и минусы раздельного обучения, чтобы внедрить некоторые элементы такой системы у себя. Главный редактор “Аль-Марефа” пообещал присылать нам свой журнал, а Абдулла Хасан любезно согласился самые интересные статьи переводить для нас. Так что скоро мы начнем рассказывать вам, как живут школы, учителя и ученики в арабском мире.
…Кстати, я всегда был уверен, что в Саудовской Аравии царит вечный зной. Оказалось, что в Эль-Рияде и зима настоящая бывает – до минус пяти градусов. На прощание я сказал своим гостям, что у меня есть одна мечта, которой никогда не сбыться: “Я хочу побывать в Мекке и Медине”. Они спросили меня в один голос: “Вы мусульманин?” “Нет”, – разочаровал я их. “Ну что ж, – утешили они меня. – Если не в самой Мекке и Медине, то в хотя бы в окрестностях можно и побывать”…
Петр Положевец
Комментарии