Все начиналось так красиво. На августовском Всероссийском педсовете, который транслировался по Интернету, я в роли ведущего отбирал для министра поступающие вопросы. Владимир Михайлович Филиппов, смущаясь, попросил меня: “Если будут спрашивать об информатизации, не озвучивайте их сейчас. Не потому, что мне нечего сказать. Просто несколько дней назад я был у президента. Обсуждали насущные образовательные дела, и он пообещал, что первого сентября объявит специальную программу по информатизации”. Вопросов, касающихся компьютеризации, было много. Я их откладывал. А подводя итоги, обнадежил наших заочных участников, что на оставшиеся они найдут полные ответы через несколько дней на сайте педсовета. Вскоре наступило первое сентября. Наш президент отправился в Кузькинскую школу, что в Самарской области. И тут он объявил, что каждая сельская школа получит по компьютеру. Цитирую эту историческую речь: “Перед этой поездкой я посоветовался с правительством, и мы приняли решение выделить в будущем году миллиард рублей на эту программу. Каждый второй компьютер будет куплен на средства федерального бюджета, конечно, при условии, что каждый первый оплатят регионы. Следующий этап – интернетизация школ. Это позволит представить нам всем детям России равные стартовые возможности”.
Нечего лукавить: сельские учителя в самом деле обрадовались царскому подарку. Во многих школах учат информатике все еще на счетах и калькуляторах. Пусть крыша в школе течет, подумали они, пусть зимой не топится, пусть электричество временами отключают, но теперь дети увидят живьем настоящий компьютер. Если, конечно, в школы не отправят отработавшие свое машины из государственных учреждений и ведомств. Вдова капитана “Курска” Ирина Лячина всю жизнь учила детей информатике в поселке, где базировались самые современные подводные лодки, на доске, рисуя мелом схемы, как работают компьютеры. Самих компьютеров в школе никогда не было. После катастрофы их подарили. Первосентябрьским заявлением в Кузькино президент продемонстрировал, что об образовании кремлевская власть будет вспоминать не только в дни катастроф, когда дети остаются без отцов, учительницы – без мужей. С информатизацией вообще случаются странные истории. Например, Министерство внутренних дел подарило суперкомпьютерный класс чеченской школе, а в школе нет электричества и в ближайшее время не предвидится. Конечно, один компьютер даже на малокомплектную школу вряд ли серьезно изменит ситуацию. Но плюсы есть: учитель научится работать с новой техникой, родители узнают, что можно делать на такой машине, и каждый ученик хотя бы раз в год посидит за клавишами. Но в тот счастливый миг в Кузькино никто не спросил президента – ни журналисты, ни учителя, ни чиновники, ни родители, – откуда правительство возьмет деньги на эту программу. Это очень существенный момент. Особенно сегодня, когда Дума обсуждает проект бюджета на 2001 год. Обещая Филиппову компьютеры, я уверен, Путин имел в виду, что деньги на них будут найдены дополнительно. Источников много. Разных. Начиная с резервного фонда президента и заканчивая скрытыми доходами в бюджете. После первого сентября, когда отзвенели литавры, отулыбались в окружении школьников перед камерами первые лица страны, стало ясно, что обещанный миллиард будет взят из суммы, которая закладывалась в бюджет на расходы на образование. То есть никакого подарка не получилось. Интересно знать: кто – президентская администрация или Минфин – поправил президента, сэкономив один миллиард для других нужд?.. Впрочем, может быть, все так задумывалось изначально. Думаем одно, говорим второе, а подразумеваем третье.
Праздничный спектакль в Кузькино удался на славу. Там на встрече с президентом даже родителей подменили. Он и не заметил. И чекистское чутье не подсказало. Настоящих родителей оттеснили на второй план, предварительно дав им ценные указания, о чем можно спрашивать президента, о чем – нельзя. На первый выдвинули привезенных из райцентра госслужащих и переодетых в штатское милиционеров. Где уж им спрашивать: откуда деньги на компьютеры? Они финансируются по другой статье…
Петр Положевец
Комментарии