…Четверг. Десять утра. Джорджтаун. Фешенебельный район Вашингтона. Двухэтажные домики тесно прижались друг к другу. Маленькие садики утопают в зелени и цветах. На газонах “пасутся” белки. На двери висит прозрачный пакет с костюмами из химчистки. Привезли, хозяина не оказалось дома – так и оставили. Тихо. Спокойно. Где-то все еще пересчитывают голоса избирателей. Никто не уверен ни в победе Буша, ни в победе Гора. В полупустом самолете мне повезло: попался двадцать второй ряд, напротив аварийного выхода, а значит, можно вытянуть ноги на всю длину. Рядом сидел негр. Из Амстердама в Вашингтон лететь восемь часов. Показывают кино. Мой сосед встал, потянулся и решил пройтись по салону. Не успел он отойти и двух шагов, как на его место уселась бойкая американка, возвращающаяся из туалета. Сосед молчаливо досматривает фильм стоя. Через полчаса до нее доходит, что не там она уселась. Ни слова, ни полслова не сказав, встала и ушла. Когда показывают фильм, шторки на иллюминаторах закрывают, чтобы темно было. Посреди фильма сидящая впереди меня укутанная в черные шали арабская женщина вдруг приподнимает шторку – солнце неистово бьет в экран, ничего не видно – и начинает молиться. Все молчат. Через минут десять шторка опускается, и все снова смотрят кино. О гражданской войне между Севером и Югом. Самолет – американский.
…В Вашингтоне я на конференции по стандартам гражданского образования. Когда у нас дома, в России, говорят об общественном управлении системой образования, я не совсем понимаю, что это значит. Утверждают, что главным заказчиком образовательных услуг должны быть родители. Им хочется, чтобы их дети и на скрипке играли, и теннисом занимались, и математику на “отлично” знали. Вопрос: кому нужна “всеохватывающая гармоничность” – детям или амбициозным родителям? Говорят, что только педагоги могут уловить новые тенденции и предложить родителям новые программы, методики. И предлагали: обучение готовности к смерти, например, или нестандартному сексу. Хотим мы этого или нет, но мы живем в государстве. Его никто пока не отменял. Ни у нас, ни в Америке. Значит, должно быть и что-то общее в образовании для всей страны. Можно спорить: что это – минимумы, стандарты или БУПы? Но эту основу должен освоить каждый. И главное – не сколько ученик будет знать, чья голова вместительнее, а как он умеет сравнивать, анализировать факты и явления, искать информацию и, конечно, отстаивать свою точку зрения. Эта основа – не только предметные знания, но и физическое воспитание на протяжении всей школьной жизни; занятия искусством, чтобы ребенок научился выражать себя в песне и танце, графике и керамике, драме и живописи; технология и ремесло – чтобы умел держать в руках инструменты и чувствовал живой материал: дерево, металл, пластик. Даже для такой основы надо иметь много и разных учебников. Вопросов возникает много. Кто, например, должен выбирать эти учебники? Учитель? Ученики? Родители? С чем экспериментировать? С содержанием, методиками, структурой? Кто должен платить за дополнительное обучение – иностранные языки, этику, психологию, фехтование и балет?.. Или все должно быть бесплатным?
…Федеральные стандарты в Америке никогда не были обязательными. Местные власти сами решали, следовать им или нет. За последние пять лет ситуация резко изменилась: две трети штатов работают по федеральным стандартам. Практически по всем предметам. В последние дни политики в Америке нашли еще один аргумент в пользу стандартов. Оказалось, что на выборах президента у каждого района (графства) была своя собственная форма избирательного бюллетеня. Многие запутались и поставили галочки не там, где хотели. Вот и пересчитывают до сих пор голоса…
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ
Комментарии