Двадцать лет назад, в девяностом году, учителя-новаторы в своем последнем отчете, через четыре года после появления знаменитого манифеста, который заставил всю страну по-иному посмотреть на школу, учителя и ученика, напишут: «Кто требует от школы лишь знаний, умений и навыков и при этом не ставит на первый план духовное, нравственное, умственное и физическое развитие ребенка, тот пытается, по сути, поставить телегу впереди коня. На первом месте должно стоять развитие ребенка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки».
Прошло двадцать лет, а телега в российских школах до сих пор стоит впереди лошади. Правда, теперь от школы требуют, чтобы она не знания, умения и навыки давала учащимся, а компетенции, что, по сути, одно и то же, просто названо другими словами.В последнее время появилась новая фишка: школа должна научить ребенка, как стать успешным в жизни. По большому счету мало кто из тех, кто неустанно повторяет этот новый модный слоган, задумывается над тем, а как реально это сделать и что конкретно значит быть успешным. Успешных выпускников могут готовить только успешный учитель и успешная школа по индивидуальным образовательным траекториям. Но об этом в последнее время перестали говорить. Нет ни методик, ни кадров, ни финансов для этого. Прежде чем говорить об успешности ученика, надо сделать так, чтобы учитель чувствовал себя успешным в этой жизни и чтобы школа, в которой он работает, тоже была успешной…Многое могла бы изменить президентская инициатива «Наша новая школа», согласно которой в течение ближайших пяти лет в регионах должны произойти серьезные изменения, касающиеся кадров (новая система аттестации педагогов и повышения квалификации), школьной инфраструктуры (укрупненная сеть школ и школьное оборудование нового поколения), финансирования (новая система оплаты труда). Но эти направления не реализовать, имея даже самые гениальные министерские разработки и рекомендации. Нужны финансы. Система образования и так долгие годы держалась на энтузиазме тех, кто в ней работал. Теперь энтузиазма и бесплатного горения все меньше и меньше.Предполагалось, что целевое финансирование реализации идей «Нашей новой школы» будет осуществляться в рамках новой федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Программа разрабатывается, но никто не просчитал, сколько нужно средств, для того чтобы шесть президентских направлений инициативы превратились в реальность, а не остались красивыми словами на бумаге, как это уже было не раз в постсоветской истории. С другой стороны, как считать, если прогнозом экономического развития образования никто в стране всерьез не занимается…Новую школу невозможно создать в один день. Она должна вырасти из той, что есть у нас сегодня. Правда, в сложившейся ситуации это должен быть ускоренный рост. При этом надо четко понимать, что реструктуризация сети сельских школ, информатизация, подушевое финансирование, новая система оплаты труда, единый экзамен – всего лишь инструменты для изменения качества образования. И они никогда не заменят живое творчество учителя. Вписывается ли оно в так называемое совершенствование учительского корпуса? А ведь без него никакую школу будущего не построить… Замечательный русский педагог Петр Каптерев в конце позапрошлого века сказал: «Школа должна быть свободна – в этом заключается вся гарантия ее успеха. В чем состоит свобода школы? В ее педагогичности. Организация школы должна быть педагогическою, а не административною; школа должна иметь собственные законы, которых не знает администрация, именно – законы педагогические». Сегодняшней школе как раз не хватает педагогичности. А учителю, как ни парадоксально, – реальной свободы…
Комментарии