Сегодня вы держите в руках необычный номер “Учительской газеты”. Вторая его часть полностью посвящена модернизации системы российского образования. Мы представляем вам три документа: Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, комплекс межведомственных мероприятий по реализации Концепции и план действий Министерства образования. В них вы найдете ответы на два главных вопроса, которые вот уже несколько лет волнуют все педагогическое сообщество: зачем нужно было затевать модернизацию и что необходимо сделать, чтобы добиться заявленных целей. Эти документы – только основа всего того, что предстоит сделать. Всем нам. Вместе. Я уверен, что успех модернизации по большому счету будет зависеть не столько от того, что теперь будет делать Министерство образования, а от того, насколько ясно и точно вы – директора школ, учителя, руководители вузов, преподаватели, начальники городских и районных управлений органов образования – представляете себе цели и задачи новой образовательной реформы, хотя и стеснительно названной модернизацией. Почему я говорю реформы? Потому что меняются цели образования. Оно должно перестать быть простым наполнителем головы ученика огромным количеством информации, зачастую избыточной и бессистемной. Человека нужно учить уметь самому выбирать нужные ему знания, знать, где их искать, учить умению мирно жить с непохожими на тебя соседями, понимать их, быстро ориентироваться в меняющемся мире и реализовывать свои способности. А раз меняются цели, значит, должны поменяться структура и содержание образования. Но этого мало. Чтобы система не выживала, а по-настоящему развивалась, нужны деньги, и немалые. Это аксиома. О ней все знают. Новые финансово-экономические механизмы позволят наполнить систему образования средствами, без которых ничего не изменится. До сих пор наша система образования жила на прошлом запасе прочности и энтузиазме огромной армии педагогов, работающих за гроши и который год надеющихся на улучшение своего материального положения. Но они иссякают…
Мы напечатали три эти документа специально сейчас, в разгаре лета. Их нужно читать внимательно, с карандашом в руках, независимо от того, кто вы и кем работаете: учителем в начальной школе где-то в дальнем селе или возглавляете городской отдел образования. У вас будет время подумать над ними до августовских педагогических советов, конференций и совещаний. Мне кажется, они должны стать хорошим поводом для серьезного разговора: что нужно каждому сделать, чтобы наша образовательная жизнь изменилась.
Каждый месяц мы будем печатать специальный выпуск, посвященный проблемам модернизации российского образования, рассматривая какую-то одну проблему, но со всех сторон. Мы будем показывать, как видит реализацию программы модернизации федеральный центр, чем он собирается помочь регионам, конкретным учебным заведениям, мы будем рассказывать и о том, где уже прошли первые стадии экспериментов, какие они принесли результаты – и не только положительные. Нам важно увидеть, какие возникают угрозы и риски, и предложить из нескольких вариантов решения проблемы самый оптимальный. Мы в газете хорошо понимаем, что не может быть одинаковых решений, например, при реструктуризации сельской школы на юге страны и на Дальнем Востоке. Но то, что сельская школа должна измениться – бесспорно. Другое дело как. В августе мы расскажем вам о тех актуальных темах, которые хотели бы обсудить вместе с вами до конца года. Мы готовы приехать к вам в регион, в вашу школу, училище, вуз, город и провести “круглый стол” или мозговой штурм, если вы считаете, что ваш опыт может быть полезен всей России или ваши сомнения уберегут других от ошибок и зря потерянного времени. При этом мы бы хотели еще раз подтвердить, что главное для нас – это наши дети, ради которых и затеваются все эти перемены. Что же касается роли власти, то мы и дальше будем стремиться заставлять ее не только на словах, но и делом доказывать, что образование для нее действительно является приоритетом, а российское учительство стоит гораздо дороже всех вместе взятых запасов нефти, газа, леса.
Только вместе мы можем изменить нашу жизнь. Вы согласны?
Петр Положевец
Комментарии