О книге Романа Грибанова «Боги войны»
…Если бы мне провидение послало еще одну жизнь, я бы мечтала родиться и состояться на Южном Урале – в краю неповторимой природы и древней истории, на земле народного подвига – ратного и трудового.
Книгу Романа Грибанова «Боги войны» (издательство «Любавич», Санкт-Петербург, 2020) я читала, будто перелистывала страницы альбома, где запечатлены мои родственники. Да ведь, наверное, так и есть! Герои книги – снайперы, пехотинцы, танкисты, летчики, моряки, артиллеристы, разведчики, партизаны, директора заводов, инженеры, рабочие. Больше шестидесяти человек – юношей, почти мальчишек, нежных девушек, мужественных парней и зрелых мужчин. Люди-исполины, победившие не только нашествие фашистских орд в Великой Отечественной войне, но и десятилетия забвения, позорного беспамятства, общественного равнодушия. «Сквозь ошеломляющие беды // Мы, как травы, прорастем во мгле, // И не раз колокола Победы // Прозвенят нам славу на земле» (Валентин Сорокин). Богатыри возвращаются! Но только к тем, кто достоин их!..
Книга «Боги войны» – это свободный и гордый полет на крыльях исторической памяти. Он мог состояться только здесь, на Южном Урале, в краю, где тайны Аркаима соединяются с легендами, овеивающими имена Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева.
Чувство исторической памяти ныне качество чрезвычайно редкое, почти утраченное в поколениях сорокалетних, тридцатилетних и двадцатилетних. Как живет народ, «освобожденный» от своих героев, от сердечной связи с ними? Он денационализируется, превращаясь в население, озабоченное личным комфортом, и не более того. Но становится ли человек, оторванный от корневой связи с геройской родней, счастливее и сильнее? Судя по тому, как вымирает и спивается Россия, как она технологически и экономически отстает от стран, которые мы победили в Великой Отечественной, нет.
Вот почему книга Романа Грибанова «Боги войны» должна быть в каждой южноуральской семье, где подрастают мальчишки, в каждой российской школе, где беспокоятся о будущем страны, в каждой библиотеке, где чтят доброе и честное слово. А факты из книги должны быть обязательно вписаны в наши учебники истории твердо и навсегда.
Ныне, когда главное мировое сражение развернулось за умы и души народов, знать и нести в сердце героев – это не только наша святая обязанность перед лицом минувшего. Историческая память – средство самоспасения, нравственная опора, то, что сделает нас непобедимыми.
У каждого подростка, глубоко прочувствовавшего эту книгу и горячо воспринявшего судьбы героев, будет духовный щит против унылой обывательщины, низводящей человека до бесправного потребителя. Вот почему мы благодарим Романа Грибанова за упорство, с которым он шел к изданию книги «Боги войны», и за результат, он того достоин!
Крылья исторического времени дают человеку подлинную свободу и достоинство, несокрушимую мощь и жизнестойкость.
Почему же именно на Южном Урале их размах столь широк? Здесь, в краю «русской Античности», в многоцветье народов, их обычаев и эпических сказаний, здесь, где множилась казачья слава, рождались легенды о мастерах-камнерезах, металлургах и кузнецах, здесь, среди скал и бурных рек, в трудах и борениях закалился и обрел огранку уральский характер самой высшей пробы.
Вот почему даже среди героев уральцы первые.
В книге «Боги войны» мы прочтем, что «в мае 1945 года именно пехотинец из Челябинской области Василий Казанцев первым водрузил знамя Победы над поверженным Рейхстагом, а его земляк Василий Енбеков написал на шестой колонне главного немецкого здания: «Мы из Сима». Автограф уральской победы!».
И таких первенств много. Первый в истории СССР авиационный ночной таран совершен южноуральцем Петром Еремеевым. Первая на Черноморском флоте надводная атака подводной лодки проведена Михаилом Грешиловым. Первую в мире броневую сталь на блюминге сделали в Магнитогорске в 1941‑м, когда металлургическим комбинатом руководил Григорий Носов.
В чем же основное качество уральского характера, почему он присущ людям разных национальностей и даже мест рождения? Решительность и масштабность, самоотверженность и отвага, сила и великодушие. Уральский характер вобрал в себя и народную дипломатию многонационального края, и казацкую удаль, и смекалку мастерового люда. Он выковывался в суровых испытаниях природой, трудом и войнами. Это характер свободолюбивый, самостоятельный и деловой.
Есть ли в нем недостатки?.. Конечно! Они продолжение достоинств. В книге Романа Грибанова об этом сказано: «Державу Южный Урал отстоял, а наград особых не снискал!» Автор с достоинством добавит: «Да нам и не нужно…»
Исключительность – вот чем отличаются уральские герои. А еще удивительной скромностью и неизбывной верой в нас, их потомков.
Среди «богов войны» немного профессиональных военных. Но в час испытаний бывшие слесари, грузчики и студенты сумели защитить страну. А передовиками «оборонки» стали вчерашние школьники, мобилизованные на трудовой фронт. «За четыре года у меня не было ни одного выходного, не говоря уже об отпуске, – вспоминал Василий Гусев, токарь Челябинского тракторного завода, где выпускали танки, и добавлял: – Ни у кого не было…»
Ни одного выходного за четыре года войны!.. О подвиге тружеников Танкограда, Магнитки, Златоуста, Миасса, Каслей, Троицка, Кусы, Копейска, Чебаркуля, Усть-Катава, Аши, Миньяра, Южноуральска, Кыштыма, Нязепетровска, Сатки мы должны почаще напоминать отечественным промышленникам, владельцам бывших советских индустриальных гигантов. Их «личные» яхты, самолеты, дворцы, сверхдоходы и курорты оплачены потом и кровью героев фронта и тыла – известных и неизвестных. «Кредит» этот не имеет срока давности, и его все равно придется отдавать.
Человек, лишенный чувства исторической памяти, обворован. Без крыльев героического прошлого никогда не взлететь над обыденностью, не постичь красоты слова, не познать заветов отцов. «Боги войны» – горькая, но и оптимистическая книга. Она о том, что в человеке, в народе, в государстве должен быть стержень – героический дух, что Урал – это место силы, где этот дух явлен в удивительной ясности и полноте.
Лидия СЫЧЕВА
Комментарии