Проектная и исследовательская деятельность в современном образовательном процессе получила новый стимул к развитию при введении в действие ФГОС, поскольку помогает обеспечить решение таких задач стандарта, как формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных результатов обучения.
В 2015-2016 учебном году Центром педагогического мастерства была предложена новая концепция организации конкурса. Обновлено положение о конкурсе, разработан регламент, введен в действие сайт конкурса http://mgk.olimpiada.ru, сформулированы единые критерии оценивания работ, образовано единое экспертное сообщество. Конкурс объединил все межрайонные конференции и стал многопрофильной площадкой представления детских работ для всех школ города. И опыт городских профильных и тематических конференций прошлых лет не был перечеркнут. Образовательным организациям, которые много лет подготавливают и проводят городские специализированные конференции, была отведена важная роль – они стали ресурсными центрами, осуществляющими методическую, просветительскую и экспертную деятельность в период подготовки и проведения межрайонных конференций.В 5-м МСД СВАО работа по организации и проведению межрайонной конференции поручена базовой школе по развитию детской одаренности межрайона – гимназии №1518. Проектная и исследовательская деятельность в гимназии вот уже более 20 лет является неотъемлемой частью образовательного процесса, в нее вовлечены все. За многие годы здесь сложилась эффективная система организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Подготовка и первые шаги в самостоятельных исследованиях начинаются еще в дошкольном отделении, затем в начальной школе, эта работа основана на формировании исследовательских компетенций и выполнении творческих заданий в урочной и во внеурочной деятельности, на развитии мотивации к овладению современными достижениями науки и техники.Гимназия давно проводит и московскую открытую научно-практическую конференцию школьников «Шаги в экономическую науку» для участников с 3-го по 11-й класс, а также студентов колледжей из всех округов Москвы. С каждым годом число секций конференции растет и ширится разнообразие проектов и исследований.Многолетний опыт позволил гимназии №1518 войти в число базовых школ по проведению межрайонного этапа конференции, а также в число городских ресурсных центров по методическому сопровождению проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагоги и специалисты гимназии не ограничивались гуманитарной и социально-экономической тематикой, а подготовили и провели вебинары с участием всех предметных кафедр гимназии, охватив и естественно-научную, и лингвистическую тематику, и область математики и ИКТ. Записи и материалы вебинаров были опубликованы на информационных ресурсах: сайт гимназии, блог конкурса http://economsteps.blogspot.ru/. Большое внимание уделялось не только содержательной стороне работ участников, но и соблюдению методических требований к работам, представляемым на конкурс.По согласованию с Центром педагогического мастерства было решено, что встречу целесообразно провести в расширенном формате, объединив городскую конференцию «Шаги в экономическую науку» и конференцию 5-го МСД СВАО.Регистрация участников осуществлялась через сайт конкурса, который позволял вести оперативную информационную работу через форумы и личную переписку с участниками. Всего было зарегистрировано более 420 работ из 52 образовательных организаций Москвы, в том числе 246 работ учащихся школ 5-го МСД СВАО. Участники с 6-го по 11-й класс и студенты колледжей представили на конференцию 277 работ, и 148 работ представили участники 3-5-х классов. Допуск авторов к очному туру конференции осуществлялся по итогам заочной экспертизы текстов работ. Экспертное сообщество нашей межрайонной конференции представляли 125 экспертов, 28 из которых имеют ученую степень. Все школы межрайона представили своих экспертов для оценивания работ. Первый этап оценивания проходил заочно по тексту работы, второй предполагал защиту доклада и ответы участника на вопросы экспертов. Несмотря на волнение конкурсантов, особенно малышей, эксперты нашли подход к каждому из них и помогли достойно представить работу. Эксперты стремились поддержать интерес автора к продолжению работы над темой, дать советы по ее развитию, ободрить добрым словом. Это отметили и сами авторы, и их родители, многие из которых пришли поддержать ребят.Очный этап конференции проходил на базе гимназии №1518. Работы ребят 2-5-х классов получили название «Первые шаги». Для успешной работы конференции были сформированы 20 секций. Участники и гости получали свежий номер газеты «Дневник объединенной открытой многопрофильной конференции «Шаги в экономическую науку», где освещались события каждого дня.Очный этап конференции начинался с торжественного открытия, напутственного слова председателя оргкомитета, директора гимназии №1518, доктора педагогических наук, народного учителя РФ Марии Михайловны Фирсовой, приветствия руководителей секций и экспертов. Программа конференции была составлена с учетом интересов всех участников: авторов, их научных руководителей, родительской общественности и включала в себя не только конкурсную часть, но и образовательную программу.Традиционно гимназия проводит во время конференции мероприятия в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве». Большую помощь при проведении образовательной программы конференции оказывает Финансовый университет при Правительстве РФ, с которым гимназия сотрудничает вот уже более 20 лет. В этом году для взрослой аудитории были предложены: круглый стол «Актуальные вопросы налогообложения доходов физических лиц» (ведущий – Д.Ю.Шакирова, зам. декана факультета «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ), семинар «Платежные карты: от картона – к биометрии» (ведущий – Э.Мехтиев, вице-президент Ассоциации российских банков). В ожидании подведения итогов конкурсной части участникам конференции скучать не приходилось: «Путешествие в мир финансов» совершили школьники 6-8-х классов, тренинг «Я – потребитель финансовых услуг» прошли участники конференции 9-11-х классов. Для младших участников были организованы две деловые игры: «Деньги дикие и домашние» для 2-4-х классов и «Азбука рынка» для участников конференции 5-х классов. На рассмотрение городскому экспертному совету были направлены 35 работ, авторы которых представляли практически все школы межрайона. По результатам экспертизы рекомендации на очный заключительный этап получили 5 работ, из них 4 работы гуманитарной и социально-экономической направленности и 1 работа научно-технической направленности. Были определены дипломанты I, II и III степени среди представителей всех 37 межрайонных конференций города Москвы. По естественно-научному направлению экспертное сообщество определило 35 дипломантов, по гуманитарному – 49. Учитывая, что количество участников было более тысячи, дипломантами, по мнению жюри, стали действительно лучшие:- диплом I степени «Описание военно-исторических объектов на пешем туристском маршруте национального парка «УГРА», автор – Артемий Калинин, 10-й класс, кадетская школа-интернат №6 «Московский Георгиевский кадетский корпус»;- диплом II степени «Форензик как способ борьбы с нарушениями законодательства и мошенничеством в области ведения бизнеса и предоставления государственных услуг», автор – Антон Антюхов, 10-й класс, гимназия №1518;- диплом III степени «Жертвенная судьба священника Александра Троицкого», авторы – Полина Антонова – 7-й класс и Алексей Загородний – 8-й класс, гимназия №1503.Мы поздравляем и благодарим дипломантов и их руководителей, а также всех ребят, принимавших участие в конкурсе. Благодарим научных руководителей и учителей, энтузиазм и профессионализм которых помогает ребятам заниматься проектами и исследованиями, приобретать неоценимый опыт и делать действительно первые шаги в большую науку. Благодарим экспертов, которые не только оценивали, но и помогали школьникам увидеть свою работу глазами специалистов, отмечали достоинства работ и давали советы на будущее.Юный человек, думающий над целью и ставящий для ее достижения задачи, размышляющий над выводами, пожалуй, это самый важный итог нашей совместной работы по развитию проектной и исследовательской деятельности школьников. Мы продолжаем работать и ждем на конкурс новые креативные проекты, неожиданные и смелые идеи, ведь «…Если в конце исследования не видно начала следующего – значит исследование не доведено до конца» (Дмитрий Лихачев).Ольга АНТОНОВА, куратор проектной и исследовательской деятельности гимназии №1518
Комментарии