Сегодня высказывают очень много разных мнений о реорганизации образовательных учреждений. «Всякие перемены связаны с неудобствами, даже если это перемены к лучшему», – писал Сэмюэл Джонсон.
Можно приводить множество мудрых цитат о значении перемен, изменений, новаций. Но рассуждать компетентно о том, хорошо это – большие школы – или нет, могут только те, кто проживает эти перемены изнутри, работает в новых условиях крупного образовательного учреждения. Последний учебный год я руковожу научным обществом в нашей одной из самых крупных школ Москвы – гимназии №1517. Начну с того, что состав нашего научного общества после объединения нескольких образовательных учреждений существенно расширился: в него вошли дети из всех зданий, причем не только из средней и старшей школы, но и из отделения начального образования, появилось больше направлений для развития и взаимодействия. Все мероприятия, проводимые научным обществом, стали намного масштабнее и, даже можно сказать, глобальнее. Конечно, подготовка, организация и проведение мероприятий теперь намного сложнее, но и результативность намного выше! Еще весной 2013 года мы с ребятами задумали проведение общегимназической научно-практической конференции «Научное творчество – XXI век». Продумали тонкости и нюансы включения в работу конференции представителей всех наших зданий – ребят, заинтересованных исследованиями и проектами. Учителя и ученики, а также наши выпускники и гости приняли участие в конференции в качестве организаторов, членов рабочих групп, экспертов и модераторов. Рабочие группы были сформированы так, чтобы в них вошли ученики из всех зданий. Все цели, поставленные организаторами конференции, были достигнуты: каждая рабочая группа обосновала и представила свою концепцию, свой проект. В конструктивной научной дискуссии победили ученики, которые представили более весомые аргументы в защиту своих положений. Но это не главный результат. Главная задача – объединиться знаниями – была решена: в научном, творческом взаимодействии гимназистов формировалась слаженная работа в командах, формировался новый коллектив. Еще одним положительным результатом можно считать коллективную просьбу участников проводить подобные мероприятия чаще. Особо следует отметить, что организаторы всех мероприятий, проводимых научным обществом гимназии, сами ученики. Конференция третий год проходит в гимназии, она включает конкурс научно-исследовательских и проектных работ и кинофестиваль детских короткометражных фильмов. В этом учебном году ресурсы нашего большого образовательного учреждения позволили провести III Международную научно-практическую конференцию «Объединяемся знаниями», участниками которой стали более 450 учеников и учителей из России, Болгарии, Румынии, Латвии, Турции, США и Китая. Защита проектов не самоцель конференции. Авторы конкурсных работ общались, знакомились с проектами друг друга, обменивались опытом. Именно в таком творческом взаимодействии формируются условия для появления новых идей, замыслов, закладываются основы для работы над совместными проектами. Это очень важно для дальнейшей интеграции юных исследователей в активную научную среду, воспитание высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств и новейших технологий. Кроме того, в процессе подготовки и проведения мероприятий конференции, приема гостей, защиты исследовательских работ, представления авторских фильмов сплачивался коллектив общегимназического научного общества, которое не на бумаге, а на самом деле превратилось в действующую и эффективную единицу нашей большой гимназии. Исходя из собственного опыта работы в новых условиях, могу с уверенностью утверждать: работать стало хотя и сложнее, но намного интереснее. Положительных результатов по направлению исследовательской и проектной деятельности гимназистов не уменьшилось, наоборот, в наши ряды влились новые силы, свежие умы, мы достигли успехов по новым для нас направлениям, но самое главное, что заметили и ощутили дети, – они искренне рады тому, что включены в общегимназические мероприятия и заинтересованы в своем участии в глобальных событиях большой гимназии. Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, учитель информатики, руководитель научного общества гимназии №1517
Комментарии