search
main
0

Первые шаги в большую науку

В апреле проходит заключительный этап открытых городских научно-практических конференций «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» и «Наука для жизни».

Ежегодно организаторы – Департамент образования и науки города Москвы и Городской методический центр ДОНМ – расширяют число участников. Так, в рамках конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» создана отдельная секция «Первые шаги в науку» для учеников начальных классов.

Впервые в конференции «Наука для жизни» открыто новое направление – «Медиастарт». Здесь ученики 7-11‑х классов могут представить свои проекты и исследования, посвященные СМИ, образованию, культуре, языко­знанию, филологии, технологиям будущего.

– Каждый учебный год мы открываем новые направления предпрофессиональных классов, ориентируясь на запросы школьников, перспективное развитие города и бизнес. С 1 сентября в московских школах начали работу медиаклассы. Соответственно расширяем и количество направлений научных конференций, где старшеклассники могут применить свои знания на практике. Будущим журналистам и пиар-специалистам мы предлагаем попробовать себя в конференции «Медиастарт», – рассказала Наталия Киселева, заместитель руководителя столичного Департамента образования и науки.

 

На открытые городские научно-практические конференции в 2022 году представили 14876 работ.

«Старт в медицину» – 2126, «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» – 2539, «Наука для жизни» в направлении «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» – 1356, «Многообразие науки» – 3632, «Медиастарт» – 827, «Инженеры будущего» в направлении «Инженеры» – 3136, «IT» – 1260.

 

Старт в медицину

В практической конференции «Старт в медицину» участвуют школьники 8-11‑х классов. Они представляют исследования в 16 тематических секциях, среди которых «Анатомия и физиология человека», «Биотехнология и биоинженерия в медицине», «Биофизика», «Биохимия» и другие. Цель конференции – независимая оценка качества предпрофессиональной подготовки учащихся и представление учениками умений в области разработки прикладных практико-ориентированных проектов и исследований в современной медицине, а также обобщение, систематизация и распространение эффективного опыта работы образовательных организаций.

– Мы заинтересованы в талантливой молодежи, которая занимается научными исследованиями и проектами и приходит в университет уже подготовленной. Уверены, что именно эти ребята точно останутся в профессии, они выбрали ее осознанно. Поэтому конкурс проектов и исследований является подтверждением того, что произошел отбор талантов. Когда школьник выбирает подходящую ему специальность, он учится с удовольствием и становится хорошим специалистом, – отметила Татьяна Литвинова, проректор по учебной работе Сеченовского университета.

В 2021 году в заключительном этапе конференции приняли участие 966 учеников 8-11‑х классов и 16 педагогов из 195 школ Москвы и 45 образовательных организаций Московской, Брянской, Пензенской и Владимирской областей, Владивостока, Астрахани, Уфы, Красноярска, Хабаровского края, Республики Казахстан и др. Конкурс проходил в течение четырех дней на площадке Сеченовского университета. Наибольшее количество работ было подано в секции «Профилактическая медицина и гигиена», «Анатомия и физиология», «Химия в фармации и медицине», «Безопасность жизнедеятельности человека», «Лекарственные растения» и «Экология человека».

Инженеры будущего

Ежегодная открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» помогает определить актуальные эффективные модели реализации предпрофессионального обучения с учетом потребностей экономики столицы, а также представить образовательные достижения учеников инженерных классов.

Для участия в практической конференции «Инженеры будущего» приглашены ученики 7-11‑х классов. Для них в направлении «Инженеры» открыто 12 тематических секций, среди которых «Прикладная физика», «Интеллектуальные робототехнические системы, беспилотные аппараты», «Строительство, дизайн и архитектура», «Инновации умного города. Умная школа», также эта секция представлена для работ на английском языке. В направлении «ИТ» открыто шесть тематических секций, в том числе «Программирование», «Робототехника», «Большие данные» и др. В 2021 году в направлении «Инженеры» было определено 315 призеров и 80 победителей, в направлении «ИТ» – 52 призера и 12 победителей.

– Уровень подготовки наших школьников, будущих абитуриентов, которые планируют связать свое будущее с инженерными испециальностями, растет. Однозначно такие конференции – это путеводитель для них. Они начинают создавать проекты и получать компетенции, которые станут подспорьем для их профессионального развития, – отметил Игорь Исаев, проректор по безопасности и общим вопросам Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Наука для жизни

Конференция «Наука для жизни» позволяет ученикам представить предпрофессиональные умения и знания в области разработки практико-ориентированных проектов и исследований, в том числе гуманитарной направленности, а также обобщить, систематизировать и распространить эффективный опыт работы образовательных организаций.

В конференции «Наука для жизни» для учеников 7-11‑х классов открыто три направления: «Многообразие науки», «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности», «Медиастарт» (новое направление). В направлении «Многообразие науки» открыта 21 тематическая секция, в том числе «Нанотехнологии», «Предпринимательство», «Экономика» и др. В 2021 году в данном направлении из 2667 участников были определены 188 призеров и 81 победитель.

В направлении «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» открыто семь секций, среди которых «Здоровый образ жизни и спорт в мегаполисе», «Проблемы XXI века».

В направлении «Медиастарт» открыто также семь секций: «Медиажурналистика», «Реклама и связи с общественностью» и др., а также секция на иностранном языке «Городская жизнь: вызовы и возможности – профессии мегаполиса», (английский, французский, немецкий, испанский, китайский).

– Мы видим огромное количество проектов самой различной направленности, посвященных аспектам того, что называется наукой для жизни. Тенденция такая, что школьники начиная уже с 5-6‑х классов делают проекты, если хотят специализироваться в исследовательской области. И уже к 8‑му классу имеют вполне оформленные и методологически корректно проведенные работы, которые привносят что-то новое в науку, – отметил Михаил Губко, заместитель директора по научной работе Института проблем управления имени В.А.Трапезникова РАН.

Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату

В конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» принимают участие школьники с 1‑го по 11‑й класс, а также студенты 1‑го и 2‑го курсов организаций среднего профессионального образования. Ученики начальных классов предлагают к рассмотрению работы в тематической секции «Первые шаги в науку». Старшие школьники и студенты – в секциях «Идея», «Метод», «Среда» и «Поиск». В 2021 году призерами стали 89 участников, победителями – 38.

– Конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» демонстрирует впечатляющие итоги реализации междисциплинарного подхода в образовании. Мы видим, что состав участников с каждым годом расширяется, наравне со старшеклассниками научной деятельностью увлеклись и младшие школьники. Этому способствует в том числе и оснащение школ – участниц Курчатовского проекта современным высокотехнологичным учебным оборудованием, – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.

 

Комментарии

Анна ГАЛОЯН, ученица 11‑го класса школы №2114 (разработала действующий прототип роботизированного реабилитационного устройства – экзоруки, которое позволяет восстановить функции моторики и управляется через смартфон при помощи Bluetooth. Анна представила проект на конференции «Инженеры будущего» и стала призером):

– Проект «Инженерный класс в московской школе» позволяет всем ребятам, заинтересованным в области инженерного дела, продвинуться вперед. Создано много возможностей для заинтересованных учеников в получении дополнительных знаний: мастер-классы от вузов, школ, практики (многосторонняя инженерная практика для обучающихся). Организованы инженерные конкурсы (конференция «Инженеры будущего»), позволяющие показать собственные достижения и увидеть проекты других ребят, познакомиться, расширить круг общения, обсудить различные вопросы. Мне очень нравится обучаться в инженерном классе, ведь ни один другой обычный класс не сможет обеспечить такое большое количество возможностей для роста учеников.

 

Алексей ШТЕЙ, ученик 8‑го класса школы №1533 «ЛИТ» (разработал мобильное приложение для распознавания Е-добавок Efinder и стал победителем на конференции «Инженеры будущего»):

– Тема поиска и определения в продуктах Е-добавок – веществ, добавляемых в пищевые продукты при производстве, упаковке, транспортировке или хранения для придания им желаемых свойств, на мой взгляд, актуальна в наши дни как никогда. Люди часто не замечают опасные Е-добавки в покупаемых продуктах и включают их в свой рацион, постепенно отравляя организм. Или, наоборот, видят в составе продукта ингредиент с префиксом «Е» и не берут товар, в котором Е-добавка может указывать на полезные для человека вещества. Чтобы исключить такие неприятные случаи, была предложена идея определения уровня опасности добавок.

Проект, на мой взгляд, удался, получилось не только освоить инструменты для создания приложений и изучить влияние различных веществ на организм, но и пройти цикл разработки и завершить программную часть. Участие в конференции «Инженеры будущего» позволило встретиться с людьми, заинтересованными в создании чего-то большего, посмотреть, на что способен я сам и что создают мои сверстники. Это опыт презентации проектов и возможность получить отзывы о моей работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте