Для привлечения педагогов и других профильных специалистов в общеобразовательные организации необходимо построить эффективное взаимодействие с университетами Москвы. Что школа может предложить студенту старших курсов или будущему выпускнику?
В каждом университете или институте в образовательной программе прописано обязательное прохождение практики, особенно это касается медицинской, социальной и педагогической сфер. Для приобретения практических навыков и необходимых для будущей работы компетенций студенты должны не только слушать лекции о диагностике, коррекции, преподавании и любой другой помощи детям, но и наблюдать за данными процессами в реальном времени, делать первые шаги под руководством опытных наставников. Такими наставниками для студентов могут быть не только преподаватели университета. Школа может предложить студенту учиться и практиковаться под присмотром специалиста, который является сотрудником школы. Таким образом программа практики реализуется в школе №1321 «Ковчег».
Наставником для студентов может стать как специалист с огромным опытом, так и молодой специалист, который сам недавно окончил университет и стремится к преподавательской деятельности. Так происходит двустороннее обучение: студент узнает много нового о деятельности школы, нормативных документах, практической работе педагога, психолога или логопеда, а молодой специалист приобретает опыт наставничества, развивает свои коммуникативные и ораторские навыки, решает для себя, близка ему преподавательская деятельность или нет.
В нашей школе такое наставничество можно осуществлять в том числе и в сфере работы с детьми с ОВЗ. В педагогических, психологических и медицинских университетах затрагивают тему ограниченных возможностей здоровья, такие дети вызывают интерес и желание помочь на определенном этапе их жизни, когда те попадают в школьную среду. Поэтому в школе №1321 «Ковчег» студенты-психологи могут присутствовать и пробовать самостоятельно провести психолого-педагогическую диагностику детей, а также участвовать в проведении коррекции в дальнейшем. Будущие логопеды могут узнать о работе логопеда в образовательном учреждении, а также участвовать в практических занятиях с детьми. Конечно, возможно принять участие и в тьюторском сопровождении детей с ОВЗ, студенты могут понаблюдать за их поведенческими особенностями и попробовать найти общий язык с будущими подопечными.
Педагоги, психологи и логопеды в свою очередь приобретают бесценный опыт преподавания и передачи знаний и умений. Специалисты, имеющие хотя бы минимальный стаж работы в общеобразовательном учреждении, не единожды отмечают наличие интересных случаев работы с детьми. Такие данные можно использовать для научно-исследовательской работы или демонстрировать студентам для повышения мотивации и интереса работы в школе. Специалисты, таким образом, приобретают навыки наставничества, развивают коммуникативные и ораторские навыки. Благодаря сопровождению практики студентов в школе специалисты также могут развивать свои научные компетенции, навыки написания научно-исследовательских работ, творческие способности. Возможно, данный опыт мотивирует молодых специалистов продолжить обучение в аспирантуре и начать свой профессиональный педагогический путь.
Активная практическая деятельность в школе для студентов открывает перспективы трудоустройства и развития своих профессиональных умений и навыков. Молодые и более опытные специалисты получают опыт в сфере наставничества и сопровождения будущих работников образовательной организации. Эффективное взаимодействие с университетами и институтами дает много возможностей для привлечения педагогических кадров в школы Москвы.
Мария ГОРБЕНЕВА, педагог-психолог школы №1321 «Ковчег»
Комментарии