Уверенность в себе, креативное мышление, грамотная и красивая речь, физическая свобода и непринужденность. А еще счастливые моменты детства, новые друзья и воспоминания на всю жизнь. Это малая часть того, что получает ребенок на занятиях в театральных студиях школы №152.
Сегодня театр в школе – важная составляющая образовательного и воспитательного процессов. Одна из задач, поставленных перед школами в рамках федеральной инициативы «Школьный театр», – создать площадку для взаимодействия и неформального общения детей, родителей, педагогов путем совместного участия в коллективном творческом деле. Уже много лет в нашей школе существуют театральные традиции: ежегодный фестиваль театральных постановок «Театральная весна», постановки миниатюр на новогоднюю тематику. Безусловно, наиболее значимыми являются театрально-музыкальные постановки, посвященные ВОВ и Дню Победы. Более 10 лет в нашей школе существует музыкальный театр «Лель», а в сентябре 2022 года благодаря федеральной инициативе «Школьный театр» в нашей школе появились еще две театральные студии – театр Вадима Боярского «В свет» и театр миниатюр. Сейчас театральные студии объединяют более 150 обучающихся в одно большое и дружное объединение театральных студий школы №152.
Современный театр в московской школе – это не просто кружок или объединение дополнительного образования. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Занимаясь в театральной студии, дети учатся смотреть на себя со стороны и размышлять о нравственных ценностях, анализировать не только поступки окружающих, но и собственное поведение. Вживаясь в роль, играя разные характеры героев, дети понимают, что такое взаимопомощь, поддержка, жадность, хитрость, предательство, справедливость, и, таким образом, моделируют проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться в повседневной жизни, приобретают опыт, который позволяет найти решения.
Сегодня в театральных студиях дети под руководством опытных наставников не только ставят спектакли, но и делают декорации, шьют костюмы и накладывают грим, записывают фонограммы, сочиняют стихи и песни. Коллективная работа способствует формированию качеств, очень важных для взаимодействия в творческом коллективе, учит прислушиваться к мнению других и творчески решать поставленные задачи, оказывает большое влияние на общий успех.
Городом созданы все условия и предоставлены огромные возможности, для того чтобы все участники образовательного процесса по-настоящему смогли окунуться в мир театрального искусства. В декабре 2022 года Департаментом образования и науки города Москвы был запущен портал «Содружество школьных театров», который объединил в себе более 550 школьных театров, стал площадкой для взаимодействия и развития театральных коллективов и педагогов. Благодаря этому ресурсу у педагогов появилась возможность в открытом доступе знакомиться с театральными постановками друг друга, создана библиотека методических материалов, видеоуроки, типовые программы дополнительного образования «Школьный театр». Создать театр не так просто, для этого требуются много знаний, большой творческий потенциал, а создать театр в школе еще сложнее, но, несмотря на это, в 2022-2023 учебном году в нашей школе было поставлено 48 спектаклей в разных жанрах и направлениях. Многие из них были показаны на площадках города и удостоены звания лауреата или дипломанта на конкурсах и фестивалях разного уровня. Спектакль «Ежик» театральной студии Вадима Боярского «В свет» получил звание лауреата на конкурсе «Живая сцена» в направлении «Школьная Мельпомена». Музыкальный спектакль «Борис Годунов» театральной студии «Лель» стал призером фестиваля «Театральный олимп»-2023 и получил звание лауреата на Международном интернет-конкурсе «Начало». С 1 по 3 июня юные артисты театральной студии «В свет», приглашенные на IV Международный детский конгресс, приняли участие в подготовке театрального спектакля.
В школе постоянно проходят открытые показы, на которые приглашают юных москвичей и их родителей, участников различных театральных коллективов, известных актеров, режиссеров и преподавателей театральных вузов. Возможно, кто-то из юных артистов в будущем выберет для себя профессию, связанную с театральным искусством, но сейчас важно развить у детей уверенность: актер должен уметь все! От владения собственным телом до полного контроля эмоций. Актерское мастерство позволяет ребенку уверенно чувствовать себя в повседневной жизни, готовит к публичным выступлениям.
Сегодня, в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий и многообразия социальных сетей, которые порой заменяют детям живое общение и друзей, театр особенно важен, так как это лучшая школа жизни, доступный источник информации о нравственных и духовных ценностях общества, дающий повод задуматься о жизненных целях. По своей сути игра в театре является коллективной, что помогает нам в воспитании доброго, чуткого, отзывчивого человека, способного к критическому мышлению, грамотному изложению и воплощению своих мыслей и идей. Театр учит детей взаимодействовать не только друг с другом, но и со старшим поколением. Театр одухотворяет и социализирует юных актеров, открывая перед ними яркие и безграничные просторы нашей многогранной жизни. Выступление перед аудиторией формирует в ребенке уверенность в себе и способствует развитию адекватной самооценки. Именно поэтому важность театра сегодня нельзя недооценивать!
Ольга БИРЮКОВА, заместитель директора школы №152
Комментарии