Нет ничего важнее в нашей стране, чем будущее наших детей, потому что это и есть будущее нашей страны.
Владимир Путин
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой. Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, интеллектуальных и иных способностей детей. Поэтому и образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна быть эффективной, качественной, насыщенной современными технологиями. Возрастающие требования к качеству дошкольного образования положительным образом скажутся на его развитии и результате.
Деятельность педагогического коллектива школы №629 направлена на особый подход к пребыванию и образованию ребенка в дошкольной группе. Главные особенности образовательной деятельности в дошкольных группах в наши дни – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс новых форм работы с детьми: ИКТ, проектная деятельность, игровые проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей.
С этой целью создана предметно-игровая среда, обеспечивающая удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности, отвечающей интересам и склонностям каждого ребенка, дающей возможность выбора занятия по своим предпочтениям, проявлению самостоятельности, инициативы и самореализации. Такая среда выступает стимулом к занимательной и эмоционально окрашенной совместной деятельности педагога и воспитанников и отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса.
В каждом здании дошкольного отделения созданы условия для реализации всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. Основная задача, стоящая перед педагогами, – сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре и здоровому образу жизни. С этой целью в образовательную программу ДО с 2015 года был включен проект «Детский сад и спорт», рекомендованный Департаментом образования и науки г. Москвы.
При реализации этого проекта мы смогли решить актуальные задачи физического воспитания дошкольников, в том числе расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны, обогащение знаниями, формирование интереса к различным видам спорта. Наши воспитанники ежегодно принимают участие в различных соревнованиях и спортивных праздниках района и города: «Школа мяча», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей на старт», «Я умею плавать», «Шашечный турнир», фитнес-фестиваль.
Два года назад наши воспитанники подготовительных групп начали участвовать в сдаче норм ГТО. Зимой с мастер-классами выходим на школьный каток и организуем занятия по лыжной подготовке. Ежегодно по сезонам проводятся недели спорта. По рекомендациям педагогов – воспитателей по физкультуре и инструкторов по плаванию – родители совместно с детьми посещают спортивные секции и спортивные площадки нашего района.
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является и развитие интеллектуальных способностей детей, которое предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться. Наши воспитатели в своей работе широко и активно используют современные технологии обучения, такие как ТРИЗ, проектная деятельность, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность детей.
Ребята с интересом проводят опыты с живой и неживой природой, конструируют из «Лего» свои первые ракеты, роботов и машины будущего, учатся логически мыслить, играя в развивающие игры. В совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей в дошкольных группах были реализованы следующие проекты: «Мир динозавров», «Вода в жизни человека», «Откуда хлеб пришел», «Мы и наше здоровье», «Путешествие капельки», «Загадки космоса».
При организации образовательной деятельности воспитатели используют ИКТ, что повышает интерес и улучшает восприятие детьми нового материала. Воспитанники выпускных групп ежегодно принимали участие в районной интеллектуальной олимпиаде «Дорогами знаний».
В нашем дошкольном отделении уделяется немало внимания развитию всех сторон речи детей: связная речь позволяет свободно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное), формируются предпосылки к обучению грамоте и развитию речевого творчества. Речь – условие любого успешного обучения, становления у ребенка полноценной психики и ее дальнейшего правильного развития.
Воспитатели способствуют организации коллективных игр, побуждающих к активному общению и развивающих навыки речевого взаимодействия, знакомят детей с художественной литературой, проводят ситуативные беседы, используют технологию утреннего круга как форму развивающего общения (развивающего диалога). В ходе такой работы педагоги выявляют детей, имеющих недостатки в речевом развитии, проводят с ними индивидуальную работу, в сложных случаях с детьми работают учителя-логопеды. В каждом здании имеется оборудованный кабинет логопеда, где проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Педагоги участвуют в проекте Городского методического центра «Волшебный мир книг», который направлен на популяризацию детского чтения, создание положительного образа читающего человека. Созданные педагогами в рамках этого проекта материалы опубликованы на сайте ГМЦ. Традиционно 9 октября в дошкольном отделении проводится день чтения, когда у каждого ребенка есть возможность показать свою книгу и рассказать о любимом произведении, дети могут вместе рассмотреть иллюстрации, обсудить книги.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает установкой положительного отношения к разным видам труда». Для этого наши педагоги выстраивают систему работы по ранней профориентации, призванную дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать эмоционально положительное отношение к труду и профессиональному миру, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В дошкольных группах помимо традиционных форм работы проводятся мастер-классы с участием родителей, игровые квесты, викторины, также наши воспитанники участвуют в московском детском чемпионате KidSkills в разных номинациях. Так, команда наших воспитанников принимала участие в финале городского чемпионата KidSkills-2020 в номинации «Сити-фермерство», а также в городском детском профориентационном квесте «Путешествие в Мастерград» совместно с колледжем связи №54 в рамках профориентационной кампании «Профдвижение – дорога к мастерству».
Общество заинтересовано в том, чтобы сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться в нем и стараться его сохранить. В современной педагогике особую значимость имеет художественно-эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности.
Наши педагоги стараются привить детям понимание того, что такое гармония, совершенство, умение сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением. Кроме организованной деятельности в каждом здании функционируют кружки дополнительного образования художественно-эстетической направленности: имеются изостудии, танцевальные кружки, мини-музеи декоративно-прикладного народного творчества. В холлах зданий оформлены сменные экспозиции произведений изобразительного искусства и выставки детских творческих работ, где педагоги проводят беседы и экскурсии.
Такая работа с детьми позволяет им участвовать в различных конкурсах. Воспитанники дошкольного отделения неоднократно становились победителями и призерами окружных и городских конкурсов по изобразительному творчеству.
Любовь к Родине не входит в комплект знаний, обязательных для успешного дошкольника. Но это не значит, что нам не надо воспитывать уважительное отношение к своей стране. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность.
В нашем дошкольном отделении патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность. Педагогами проводятся тематические занятия: беседы о Родине, о родном городе, о родной природе, известных людях. В мини-музее «Русская изба», созданном руками педагогов и родителей, идет ознакомление воспитанников с народной культурой и традициями русского народа.
В мини-музее Великой Отечественной войны у детей есть возможность увидеть предметы и плакаты военных лет, фронтовые письма, фотографии, а также творческие работы воспитанников к Дню Победы. В этом музее хранится Книга Памяти, созданная педагогами и детьми, под названием «Наш Бессмертный полк», где собраны воспоминания о членах их семей – участниках войны. Педагоги и родители с детьми неоднократно принимали участие в марше Бессмертного полка.
Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, но и воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей. Москва – многонациональный мегаполис. Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. И перед нами стоит задача ознакомить этих детей с нашими традициями и самим ознакомиться с традициями других народов для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме.
В образовательную программу ДО включен проект «Интеркультурное воспитание». В его рамках наши воспитанники знакомятся с особенностями жизни и быта народов бывших союзных республик и зарубежных стран. 16 ноября мы проводим день толерантности. В этот день мы говорим с детьми о принятии, терпимом и доброжелательном отношении к каждому, кто не похож на нас и имеет свои особенности. Это касается не только детей с ОВЗ, инвалидов, но и одаренных, и девиантных детей. Каждый из них должен найти свое место в детском саду, затем в школе и во взрослой жизни.
Поэтому наши педагоги стремятся создать гуманную психологическую атмосферу в группах, найти индивидуальный подход к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Этого удается достигнуть благодаря тесному взаимодействию с родителями особых воспитанников и специалистами психолого-педагогической службы школы.
«Без знаний ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания» – так писал Василий Сухомлинский.
Весь педагогический коллектив, реализуя образовательную программу, стремится воспитать в детях лучшие человеческие качества, научить позитивно думать и мыслить, чтобы в дальнейшем все они стали достойными гражданами нашей страны.
Елена МЕСНЯНКИНА, старший воспитатель школы №629;
Ирэна ИВАНОВА, Юлия КАРТАШОВА, воспитатели школы №629
Комментарии