search
main
0

Первые открытия. Плюсы и минусы групповой работы

АннотацияАвторы описывают свой опыт организации группового взаимодействия младших школьников, разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием коллективного взаимодействия, выявляются положительные и отрицательные стороны, советы начинающему в организации и проведении групповой работы.

Ключевые слова: групповое взаимодействие младших школьников, правила работы в группе, защита групповой работы, критерии оценивания.Наша деятельность по освоению системы РО (Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) началась двенадцать лет назад с переходом на работу в Гармонию – школу №97. В первый учебный год большое внимание уделялось организации групповой работы и определению ее результативности. После изучения теоретического материала началась разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием коллективного взаимодействия. Разработки наиболее ярких работ, таких как урок конкретизации открытого способа, контроля «Что такое семя? Зачем оно растению?» по интегрированному курсу «Окружающий мир» во втором классе.Форма данного урока-рефлексии – малая научная конференция, на которой ученики подводили итоги экспериментальной работы. Экспериментальная работа на уроках вызывает большой интерес у учеников начальной школы. Это их первые открытия! Они делают все своими руками, проверяют свои гипотезы, результаты эксперимента заносят в «листки эксперимента». А как работает мысль! Эксперимент дает пищу для самостоятельной творческой мысли. Ребята продолжали работу в каникулы. Невольно вспоминаешь слова Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга». Ученики не только проанализировали результаты проведенных экспериментов, но и вышли на следующий более высокий этап. На уроке дети показали владение умениями работать в группе, оценивать свою работу и работы других, строить выступление по заданному плану.Примером организации группового взаимодействия может послужить урок в третьем классе по теме «Мой город», проведенный в форме ролевой игры, урок по литературному чтению.В проектной деятельности навыки работы в группе получают свое дальнейшее развитие в освоении различных амплуа, в понимании и проявлении своих личных особенностей, при самоорганизации коллектива учеников, в свободном самовыражении, инициативном поведении наряду с уважительным отношением к мнению других, принятии разумного компромисса. Проект для младших школьников «Детская газета».Организация групповой работы во внеурочной деятельности младшего школьника – важный фактор формирования личности учащегося, формирования самостоятельности. Примером служит ролевая игра «Джульетта».К концу третьего года обучения учащиеся третьего класса умеют организовать работу в группах переменного состава; составляют план совместной работы в группе, продумывают этапы реализации плана и реализуют его, стремясь адекватно оценивать как свою работу в группе, так и работу одноклассников.Сформированность названных качеств нашла отражение в проведении ролевой игры «Джульетта». Выбор игры был обусловлен следующими критериями:- выбор игры учащимися и их родителями;- соответствие игры возрастным особенностям младших школьников (приключения, романтика игры, соревновательность, участие каждого ученика и др.);- возможность каждого учащегося оказаться в ситуации успеха, позитивного изменения самооценки; коррекция собственного поведения учащихся;- имитация и решение реальных социальных событий, с которыми учащиеся сталкиваются в обыденной жизни или могут оказаться в них в будущем, имея положительный опыт решения проблем. Следующие отзывы родителей подтверждают значимость организации группового взаимодействия на формирование субъектности младшего школьника.Ю.В.Мерзлякова: «Максим готовился к игре самостоятельно, с огромным энтузиазмом и рвением. Ждал ответственного дела, хотел выполнить его хорошо, не подвести ребят. Стал более открытым, раскрепощенным».В.Л.Патрушева: «Маша стала задумываться, как одеваться. Больше стала уделять внимание своей внешности. Ей понравилось, что мальчики их оценивали как девочек. Поднялась самооценка».Г.А.Балобанов: «Софья сама обратилась за помощью к маме, обычно мама подталкивала к подготовке. Она хочет стать модельером-дизайнером. Такая игра нужна для повышения самооценки».А.Л.Краснов: «Даниил приготовил оценочные листы для всей группы жюри. Советовался с папой по поводу критериев оценки. Переживал, принесут ли картошку для конкурса. Поднялся интерес к общественной работе».М.А.Богатырева: «Алиса не любит читать. Но в ходе работы над проектом прочитала много книг, газет».Р.Р.Хазиева: «Диане очень понравился конкурс «Джульетта»-2014, и она с удовольствием написала о нем».Ф.М.Целоусова: «Никита много рассказывал о защите проекта. Он с удовольствием участвовал во всех этапах защиты».Л.А.Солуянова: «Ульяне как главному редактору приходилось спорить, отстаивать необходимость той или другой рубрики, статьи».Е.А.Кузнецова: «С удовольствием смотрела выступление нашего класса на фестивале творчества. Несомненно, они лучшие. Хорошо, что весь класс участвовал в защите. Какие они уже большие, как много умеют!»Отзывы о мероприятии учащихся характеризуют их как субъектов учебной деятельности.Никита Ц.: «Мне понравился конкурс бутербродов. Лучший бутерброд я отведал. Мне не понравилось быть фотокорреспондентом. В следующий раз я буду ведущим. Мной все командовали».Маша П.: «Мне понравилось, как оценивали нас мальчики. Они оценивали нас как девочек. Мальчики были очень вежливые».Сережа Ш.: «Я очень боялся забыть слова, смогу ли провести конкурс. Я рад, что у меня все получилось».Ульяна С.: «Максим Мерзляков был самым лучшим ведущим. Он хорошо выучил слова. Был уверенным, веселым. Все подготовил к конкурсам, даже взял красную папочку».Егор К.: «Мне понравилось быть членом жюри. Но я хотел бы быть и ведущим или конкурсантом. Маша лучше всех исполнила песню. Как настоящая артистка».Анжелика С.: «Мне понравился конкурс «Золушка». Он простой, и в то же время сложно разобрать столько мелких предметов».Алиса Б.: «Я благодарю Сережу за то, что он согласился выступить со мной, если бы он отказался, у меня бы не было номера на конкурс «Звезда эстрады».Ксюша В.: «Можно провести конкурс для мальчиков. Я хочу быть в жюри».Отзывы о проектной деятельности:А.Мальцева: «Я увидела моих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты».Н. Метелев: «Это здорово и весело!»К.Вихарева: «Мы много узнали друг о друге, учились уважать мнение других».А.Богатырева: «Пришлось много думать, читать, ходить в библиотеку, чтобы придумать статью, рубрику, чтобы удивить других. Это интересно!»С.Шиблев: «Мне нравится, что одноклассники слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто».В самом начале работы в РО возникали вопросы по организации групповой работы учеников: когда целесообразно использовать эту форму взаимодействия? Как правильно организовать работу? Как научить сотрудничать внутри группы? Время шло, с практикой приходил и опыт. Работа по формированию у школьников способа взаимодействия начинается в первые дни обучения в рамках курса «Введение в школьную жизнь». Дети приобретают опыт работы в паре, группе и знакомятся с некоторыми правилами и знаками, их регулирующими: говорить можно по одному или вместе; «товарищ хочет узнать твое отношение к его точке зрения»; «хочу спросить» и др. Далее в «Методических рекомендациях по работе к букварю Д.Б.Эльконина» эта работа подробно описывается к данному уроку, к конкретному виду деятельности. «Методические рекомендации» обучают и учителя, и ученика групповым формам взаимодействия. Неуместно в данном разделе цитировать «Методические рекомендации», ограничимся лишь ссылкой на них, а целесообразнее рассказать о нашем дальнейшем опыте.На первых этапах работы в РО критическому анализу подвергалась групповая работа. Выявились положительные стороны:1) эффективность урока – скорость решения учебных задач;2) благоприятные условия для учебного самоопределения;3) навыки организаторской работы;4) создание благоприятных условий рефлексивных способностей учащихся;5) навыки совместной работы, коммуникативные навыки: умение слушать и понимать других, находить компромиссное решение;6) навыки самостоятельной работы (в группе проще сделать открытие), общеучебные умения и навыки;7) повышаются активность и  инициатива каждого ребенка, создаются условия для творчества;8) ситуация поддержки;9) есть возможность оценивать целесообразность групповой работы;10) усиливается мотивация к предмету;11) вносится разнообразие в учебный процесс и т. д.Были выявлены и отрицательные стороны группового взаимодействия:1) шумная работа;2) не все включаются в работу;3) много времени тратится на защиту;4) большая подготовка к работе учителя (прикинуть идеи, всевозможные варианты);5) уравниловка в оценивании;6) детей со слабыми знаниями в группу не берут.Для ликвидации отрицательных сторон групповой работы было предложено ребятам разработать правила работы в группе. Ученики нашего класса сформулировали следующие правила работы в группе:1) говорить вполголоса;2) выслушивать всех;3) говорить по очереди;4) любые идеи аргументируются, доказываются.Учителю нужно внимательно отслеживать тех, кто не включился в работу. Групповая форма используется по выбору формы работы над поставленной задачей по желанию учеников, при ограничении времени, сложности задачи, которую могут решить только в группе. Требование при защите: говорить конкретно, кратко, основное, две минуты для защиты или выступления. Оценивали работу группы в целом, оценивали руководителя и других членов группы. Недоброжелательность с течением времени ликвидируется, при систематической групповой работе все ученики включаются в группы, но это и не обязательно, если ребенок хочет работать самостоятельно, можно ему позволить (почему бы и нет?). Перед защитой обговариваем критерии оценивания:1) умение четко сформулировать идею;2) четкая аргументация;3) логика изложения (вступление, основная идея, вывод);4) речевая культура (доступно, понятно).Правила работы в группе могут быть дополнены при необходимости в зависимости от особенностей данного коллектива. Критерии оценивания можно изменять, когда необходимо.ВыводСтановление учащегося как субъекта его собственной деятельности происходит благодаря увеличению удельного веса самостоятельности коллективного и индивидуального субъектов, что достигается организацией группового взаимодействия. Таким образом, групповые формы организации деятельности способствуют максимальному раскрытию способностей ребенка для решения конкретной учебной задачи.​Александра ПРОШЛЯКОВА, учитель начальных классов, Международный образовательный комплекс «Гармония – школа №97», Ижевск, Удмуртская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте