search
main
0

Первые итоги обнадеживают

В прошлом учебном году был дан старт введению в массовую педагогическую практику нового образовательного стандарта начального общего образования. Сегодня, перед началом нового учебного года, можно подвести первые итоги работы всех образовательных структур в новых условиях, обозначить позитивные тенденции, наметившиеся в образовании, выделить те проблемные позиции, над которыми предстоит работать в дальнейшем.

По результатам проведенных в Северном округе в интернет-режиме форумов и опросов всех субъектов образовательного процесса стало понятно, как реагируют на введение ФГОС НОО все участники, включенные в образовательную деятельность. Вот как выражают свое отношение к современной школе нынешние первоклассники: «Учиться в школе нравится, там интересно и очень увлекательно» и учителя: «Работать сегодня сложно, но интересно». Родители признают, что не все в новых подходах к образованию для них пока понятно.

Данные опросов и форумов, а также окружного мониторинга введения нового стандарта в образовательных учреждениях стали для методической службы начального общего образования своеобразным индикатором успешности введения нового стандарта в школах Северного округа. Анализ этих итогов позволил методистам скорректировать свою деятельность по методическому сопровождению школ на этапе реализации ФГОС НОО.

Задача окружной методической службы в условиях введения новых образовательных стандартов заключается в организации комплексного, системного методического взаимодействия и адресного сопровождения руководящих и педагогических кадров для обеспечения успешной реализации требований ФГОС. Основные направления деятельности окружной методической службы на этапах введения и реализации ФГОС:

• организация и методическое сопровождение курсовой подготовки учителей начальных классов на базе окружных ста-жировочных площадок по апробации ФГОС НОО, ведение модульных курсов, рассматривающих современные подходы к образованию, на базе окружного методического центра для разных категорий слушателей;

• организация межкурсовой подготовки, направленная на повышение профессиональной компетентности учителей:

проведение обучающих семинарских занятий по освоению теоретических основ и практической части ФГОС начального общего образования с привлечением представителей педагогической науки, авторов учебников и методистов педагогических издательств;

трансляция инновационных педагогических технологий, направленных на получение нового образовательного результата, использование системно-деятельного обучения, ИКТ-поддержки учебного процесса;

проведение демонстрационных уроков, направленных на освоение форм и методов, реализующих требования новых стандартов;

методическое сопровождение учителей в использовании возможностей интернет-ресурсов при подготовке к работе в новых условиях;

• разработка методических рекомендаций по организации единой образовательной среды образовательных учреждений в условиях ФГОС:

методическое сопровождение адаптационного периода введения в школьную жизнь;

построение моделей организации внеурочной деятельности с учетом ресурсов конкретных образовательных учреждении;

обеспечение модернизации системы методической работы школы с учетом непрерывности и преемственности образования;

методическое сопровождение и организация работы с мотивированными детьми;

методическая помощь и сопровождение учителей по созданию и развитию личных информационных пространств;

• методическая помощь образовательным учреждениям в организации внутренних диагностических работ образовательных достижений обучающихся и проведении мониторинга результативности работы педагогических кадров;

• информационно-просветительская работа с родительской общественностью.

В Северном округе успешно реализуют комплексную программу взаимодействия окружных образовательных структур, позволяющую качественно подготовить руководящие и педагогические кадры к работе в новых условиях. В соответствии с циклограммой каждую первую среду месяца в округе проводят обучающие семинарские занятия по освоению теоретических основ и практической части ФГОС начального общего образования. В них участвуют представители педагогической науки, авторы систем учебников, методисты округа и педагогических издательств. Такие мероприятия предполагают обязательное представление практических наработок учителей, имеющих опыт реализации нового стандарта. Охват слушателей на каждом таком занятии составляет более 250 педагогов: это в первую очередь учителя будущих первых классов, заместители директоров первой ступени обучения, руководители методических объединений, воспитатели групп продленного дня, молодые специалисты.

Эта программа позволяет качественно подготовить учителя начальных классов к работе в новых условиях, помогает ему освоить педагогические технологии, ориентированные на деятельностные формы ведения урока, дает представление о подходах к оценке достижений планируемых результатов обучающихся по новым стандартам школьников.

Актуальными, на мой взгляд, в современных условиях становятся деятельностные формы работы с педагогическими кадрами, к которым мы относим практико-ориентиро-ванные семинары, мастер-классы и тренинги, реализацию совместных педагогических проектов в технологии мозгового штурма и погружения в проблему по использованию ИКТ-технологий, методов системно-дея-тельностного обучения. Интерактивный режим организации таких мероприятий позволяет нашим слушателям не только ознакомиться с интересным опытом работы своих коллег, но и стать соучастниками образовательного процесса, повышая тем самым профессиональный уровень педагогов. Наиболее интересными и результативными были мероприятия, показанные образовательными учреждениями №1338, 1120, 1611, 1592, 1252, 1672, 1409, 1454, 1384.

Особую роль в подготовке образовательных учреждений к работе в новых стандартах мы отводим деятельности окружных стажировочных площадок. На сегодня это авангард всех преобразований, происходящих в образовательном пространстве начальной школы. В этом направлении мы делаем акцент на создание горизонтальных форм сетевого взаимодействия между школами – трансляторами инновационного опыта работы по реализации федерального стандарта и остальными учреждениями образования Северного учебного округа. Силами педагогических коллективов 17 пилотных школ округа (№152, 155, 185, 213, 425,

717, 743, 727, 929, 662, 849, 1164, 1631, 1296,

1288, 1315, 1884) проводится достаточно эффективное взаимодействие инновационного образовательного пространства, создана и результативно работает система связей, позволяющих апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу округа инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Такие формы сетевого взаимодействия позволяют охватить практически 100% образовательных учреждений и стали важным ресурсом повышения педагогического мастерства работников начальной школы и качества образования в округе.

Стажировочные площадки округа – основные трансляторы современных педагогических и информационных технологий, отвечающих требованиям ФГОС НОО, на их базе проводятся циклы практико-ориентированных семинаров, мастер-классы и тренинги по использованию нового оборудования для разных категорий педагогических кадров. На базе 17 пилотных площадок открыты консультационные пункты для школ всех муниципальных районов Северного округа по вопросам введения ФГОС НОО. Эффективную и, что особенно важно, адресную помощь оказывают учителя стажировочных площадок учителям первых классов остальных образовательных учреждений по организации личных информационных пространств. Результаты мониторинга, проведенного в октябре 2011 года, показывают, что в округе открыто 419 информационных пространств, идет активная работа по вовлечению детей и родителей в работу в информационной среде.

Второй год активно работают учителя-пилотники в качестве тьюторов, проводя с учителями будущих первых классов курсовую подготовку по теме «ИКТ-компетентность учителя начальных классов». В 2011-2012 учебном году в округе были открыты 40 групп слушателей, на которых обучались около 800 педагогов.

Однако не все позиции введения новых стандартов в педагогическую практику реализуются успешно. Проблемой, требующей решения, остается курсовая подготовка учителей-предметников, преподающих в начальной школе иностранный язык, музыку, физическую культуру и изобразительное искусство. Сегодня также необходима продуманная программа взаимодействия с родителями, которая поможет подготовить их к современным образовательным реалиям, разъяснит ведущие позиции, заложенные в новых стандартах. Такую программу разрабатывают методисты начального общего образования совместно с методистами-психологами. В ней наряду с традиционными формами работы (дни открытых дверей, открытые уроки и консультации, тренинги и мастер классы) важное место отводится информационному взаимодействию посредством проведения вебина-ров для родителей как эффективной форме дистанционного партнерства.

Профессиональное сообщество учителей начальных классов Северного округа обладает достаточными ресурсами для успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего рост качества образования в городе Москве. Наши первоклассники с увлечением осваивают новое оборудование, учителя утверждают, что овладевать знаниями сейчас стало намного интереснее и познавательнее, а родители признают, что их дети с удовольствием идут в школу. Это и можно назвать первыми итогами введения ФГОС НОО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте