search
main
0

Первые десять лет оказались удачными

В этом году кафедра профессионального обучения Московского института открытого образования отмечает юбилей.

История кафедры началась десять лет назад. В 2002 году в ходе выполнения программы развития столичного образования на базе лаборатории, занимавшейся вопросами организации повышения квалификации инженерно-педагогических кадров учреждений профессионально-технического образования, была открыта новая кафедра, которая получила название «Кафедра профессионального обучения». Возглавила эту кафедру Елизавета Михайловна Локотникова, которая до этого момента уже имела большой опыт научно-организаторской работы. Много лет Елизавета Локотникова была одним из руководителей системы профессионально-технического образования Москвы, прошла путь от заместителя директора ПТУ №111 до заместителя начальника отдела по ПТО Департамента образования. Именно такому высококлассному профессионалу и было поручено не только создать кафедру, но и определить стратегию, тактику ее развития, в частности, кафедре поручили открыть подготовку специалистов на ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации «педагог профессионального обучения». Первыми студентами были мастера производственного обучения учреждений начального профессионального образования столицы. Елизавета Михайловна отлично знала потребность этой категории сотрудников профессиональных училищ в получении высшего педагогического образования. До настоящего времени педагоги колледжей остаются основным контингентом студенчества нашей кафедры. В багаже кафедры, таким образом, уже десять лет кропотливой работы всего профессорско-преподавательского коллектива и методистов.

В этом году свой 75-летний юбилей отмечает и Московский институт открытого образования (МИОО), который продолжает оставаться признанным лидером столичной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Большая заслуга в этом почетном деле принадлежит ректору – доктору физико-математических наук, профессору, члену-корреспонденту РАН, академику РАО, члену Международного союза по математическому образованию Алексею Семенову. Следует добавить, что институт стал базовым региональным учреждением системы дополнительного профессионального образования Москвы, современная инновационная структура которого позволяет ему быстро реагировать на запросы рынка образовательных услуг столицы.

Одно из подразделений института, созданное для решения проблем повышения профессиональной квалификации преподавателей учреждений профессионального образования, наша кафедра как струк-

турное подразделение факультета подготовки руководящих и педагогических кадров, декан которого доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ и РАЕН Сергей Данильченко. При его непосредственном участии кафедра достигла больших успехов в организации образовательного процесса.

Кафедра профессионального обучения осуществляет многоаспектную образовательную деятельность. Среди направлений деятельности нашей кафедры высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, а также научно-исследовательская и методическая работа. Говоря о первом направлении деятельности кафедры, следует отметить, что оно реализуется в трех типах образовательных программ. Это:

– специалитет – специальность «профессиональное обучение: экономика и управление»(набор осуществлялся до 2011 года);

– бакалавриат – направление «технологическое образование»;

– магистратура – направление «технологическое образование».

Подготовка специалистов с квалификацией «Педагог профессионального обучения» по специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)» идет на кафедре в течение 10 лет. После вступительных испытаний срок обучения составляет 3,5 года. Учебный план, включающий 39 предметов, обязателен для выполнения каждым студентом. Все курсы обучения обеспечены различными формами контроля. После сдачи последнего экзамена обязательна защита дипломных работ. Итоги защиты дипломных работ (за последние 5 лет защитились 202 студента) наглядно показывают высокий уровень научно-исследовательской работы студентов. Это свидетельствует и о наличии серьезной мотивации к обучению у студентов.

После перехода на двухуровневую систему высшего образова-

ния в 2011-2012 годы кафедра стала готовить бакалавров и магистров по специальности «технологическое образование». Бюджетное финансирование предполагает конкурсный набор 25 бакалавров и 10 магистров, программа обучения включает дисциплины федерального и вузовского компонентов. Мастера производственного обучения и педагоги технологии могут получить образование и квалификацию бакалавр технологического образования по 2 профилям: «Технологии обработки конструкционных материалов» и «Технологии обработки ткани и пищевых продуктов». При этом студенты изучают гуманитарные, естественно-научные и общепрофессиональные дисциплины.

У сотрудников администрации, преподавателей и методистов образовательных учреждений, имеющих склонность к развитию в научно-исследовательской области, интерес вызывает магистерская программа «Менеджмент в образовании», реализуемая на кафедре профессионального обучения. Изучение таких дисциплин, как актуальные проблемы науки и образования, экономическая теория, маркетинг, педагогический менеджмент, деловой иностранный язык, информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании, несомненно, способствует повышению интеллектуального и общеобразовательного уровня студентов-магистров.

Еще одним направлением деятельности кафедры стала реализация дополнительного профессионального образования (ДПО) – по программам переподготовки «Социальная педагогика» и «Информационный менеджмент». Говоря об образовательных технологиях в системе ДПО, нужно отметить, что они включают: лекционно-семи-нарскую систему, практикумы и деловые игры, а также проектную и исследовательскую деятельность (конструирование проектов, написание курсовых работ и защита дипломных проектов).

Есть в арсенале кафедры и программы повышения квалификации для педагогов профессионального обучения и преподавателей школ. Их главная особенность – инновационность, в частности, доцент кафедры Наталья Амяга, работающая в системе повышения квалификации, в этом учебном году провела обучение целевой группы по развитию проектной деятельности для педагогов строительного колледжа №26.

Кафедра профессионального обучения укомплектована высококвалифицированными кадрами, тут преподают 4 профессора, 10 доцентов, 3 старших преподавателя, некоторые из них работают на кафедре с момента ее основания, например, доценты кафедры Марина Субочева и Сергей Лещенко. За последнее время кафедра пополнилась несколькими молодыми преподавателями, так что средний возраст преподавателей составляет 40 лет. Кроме того, на кафедре есть опытные методисты и документоведы, которые составляют расписание занятий и ведут документальное оформление всей работы кафедры.

Десятилетняя деятельность кафедры дает основание для оптимистического прогноза ее дальнейшего развития. Большие возможности для повышения качественной работы преподавателей и успешной работы студентов представляет широкое внедрение дистанционной поддержки всех дисциплин, читаемых на кафедре. На сайте МИОО в разделе кафедры регулярно размещают материалы лекций, семинарских занятий, программы дисциплин, темы курсовых и дипломных работ, контрольные задания для самостоятельной работы студентов. Руководит развитием дистанционной поддержки образовательного процесса в МИОО проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук Юлия Федорова, а на кафедре за это направление деятельности отвечает кандидат педагогических наук Алексей Симан.

Следующим новым шагом должен стать полный перевод некоторых дисциплин на дистанционное преподавание. Все сотрудники кафедры приложат максимум усилий для реализации этой поставленной задачи.

Для научного обоснования деятельности кафедры и поиска инновационных направлений профессионального педагогического образования в этом году при кафедре была открыта научно-методическая лаборатория «Антропологические основы профессионально-педагогического образования». Научным руководителем лаборатории стал доктор психологических наук, академик РАО Виктор Слободчиков, а заведующим лабораторией – кандидат педагогических наук, доцент Сергей Зверев. Лаборатория должна стать пространством осмысления процессов и тенденций, влияющих на область профессионального образования и разработки новых форм профессионального обучения.

Деятельность лаборатории предполагает наращивание и эффективное использование информационных (трансляционных), технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере профессионального образования (с использованием телекоммуникационных сетей и Интернета).

Сегодня кафедра профессионального обучения Московского института открытого образования осуществляет разноуровневую подготовку высококвалифицированных кадров для учреждений системы общего и профессионального образования Москвы. Осознавая важность подготовки профессионально-педагогических кадров, педагоги, ученые и методисты кафедры готовы к реализации задач, выдвигаемых временем и руководством Департамента образования Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте