Одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога является владение информационно-коммуникационными технологиями. Лишь 27% педагогических работников нашего района прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ. В условиях модернизации образования требуется ускорить этот процесс. Один из способов решения задачи – создание ресурсных центров дистанционного образования на муниципальном уровне. К средствам дистанционного образования мы относим:
Кейсы предметных модулей.
Интернет-ресурсы.
Мультимедиадиски.
Наш муниципальный ресурсный центр был создан на базе сервера по книгоиздательству в Комитете по образованию, на котором хранятся информационные ресурсы и который подключен к системе «Интернет». Второй составной частью центра является учебный кабинет базовой школы по информатизации системы образования района – Баевской муниципальной средней общеобразовательной школы.
Определяясь с направлениями работы, мы сосредоточили свое внимание на:
тьюторских консультациях по освоению дистанционных модулей предметного блока;
организации курсовой переподготовки по проблемам ИКТ в образовательном процессе (базовый уровень);
психолого-педагогической поддержке педагогов, осваивающих ИКТ в учебном процессе: создание и тиражирование информационных ресурсов в электронном виде на съемных носителях, проведение конференций по актуальным проблемам внедрения информационных технологий в учебный процесс, разработка системы поощрения наиболее активных и заинтересованных педагогов и учащихся.
Результатом деятельности центра является развитие проектировочной, коммуникативной гностической компетентности педагогов.
Созданные в центре образовательные ресурсы представляют собой:
дидактические материалы к урокам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям. (Дидактические материалы создаются в виде презентаций, печатного текста, сайта).
Методические материалы – авторские программы, методические пособия…
Информационно-коммуникационные технологии понимаются нами как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Таким образом, перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, ставится несколько задач:
1. Освоение основ пользования персональным компьютером.
2. Изучение работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы-презентации Power Point, программы почтовой связи , программы работы в интернете Internet Explorer.
3. Осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.
Однако, как показал анализ входной диагностической анкеты, из 44 педагогов и руководителей образовательных учреждений и общественных методических структур, прошедших обучение в нашем центре, 100% осознают только первую задачу. Как показывает опыт, от выполнения задания на целеполагание в начале курсов, зависит эмоциональная и гностическая удовлетворенность процессом и результатом повышения квалификации.
Факторами, влияющими на эффективность повышения квалификации, рост профессиональной компетентности педагога, являются:
– принятие каждым педагогом указанных задач, самоопределение задач повышения квалификации;
– умение педагога-тьютора создать условия, позволяющие преодолеть страх несостоятельности в глазах коллег, страх неуспешности в новой области знания;
– возможности организаторов создать максимально комфортные условия для обучения: помещение, режим работы, разнообразные формы деятельности;
– организация педагогической и методической поддержки при использовании ИКТ в образовательном процессе на уровне образовательного учреждения.
Межсетевое взаимодействие МРЦДО имеет разветвленную структуру:
создан сайт АКИПКРО, на котором имеется методическое хранилище ресурсов, созданных на муниципальном уровне;
проводятся конференции, встречи методистов-тьюторов и педагогов в апреле на региональной методической неделе;
специалисты разных МРЦДО оказывают методическую помощь вновь создаваемым центрам и участвуют в проведении занятий со слушателями;
педагоги-тьюторы постоянно повышают свою квалификацию на проблемных семинарах, участвуют в дистанционных конференциях, дискуссиях.
Выпускниками нашего центра были созданы коллективные проекты: «Региональный компонент содержания гуманитарного образования», «Субъективизация процесса обучения», «Нормативно-методическая база в помощь общественному методисту». Первый проект информационно и технологически поддерживает работу педагога по патриотическому воспитанию. Второй содержит опыт работы учителей Прослаухинской муниципальной средней общеобразовательной школы по активизации мыслительной деятельности учащихся и становлению их субъектной позиции средствами учебной деятельности. Третий проект направлен на помощь общественным методистам района и заместителям директоров в выполнении системного анализа работы за год.
Таким образом, мы стараемся изначально ориентировать педагогов не только на саморазвитие, но и на общественную активность – разрешение актуальных педагогических проблем района методом организации коллективно-распределительной и проектной деятельности.
Важным условием развития дистанционного образования является материальная база МРЦДО. Поэтому в нашем случае возникла идея создания межмуниципального ресурсного центра как инициатива глав администраций Баевского, Суетского, Завьяловского, Каменского, Тюменцевского районов Алтайского края. Инициатива поддержана краевым Комитетом по образованию и АКИПКРО. Это новый этап в развитии нашего центра.
Алена МИТИНА, ведущий специалист Комитета администрации Баевского района
Алтайского края по образованию
Комментарии