«В этом году в школах впервые будет учиться меньше тринадцати миллионов человек, то есть на 240 тысяч меньше, чем в прошлом году, – заявил министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО на августовском педсовете в Кировской области. – Единственная в этом контексте хорошая новость, что первоклассников на 150 тысяч больше». Ежегодно в августе и сентябре глава Минобрнауки участвует в региональных педагогических совещаниях. В этом году Андрей Фурсенко уже побывал на подобных мероприятиях в Еврейской автономной области, Хабаровском крае и Сахалинской области. С аналогичным визитом он посетил Кировскую область, принимавшую министра образования и науки впервые.
Губернатор Кировской области Никита Белых проинформировал министра, что в 2009 году к учебному процессу готовы и соответственно сданы 99,7 процента школ. При этом он отметил, что для области это достаточно высокий показатель – такого уровня подготовки никогда не было. «В прошлом году мы достигли показателя 98,6 процента. И нам это казалось пределом», – сказал губернатор.
В начале учебного года главным вопросом, который волновал педагогов, все-таки остался ЕГЭ. Министр образования и науки рассказал, что единый госэкзамен прежде всего выявил реальный уровень подготовки ребят во всех регионах. При этом министерство насторожило, что ряд регионов показали очень высокие результаты. После детального анализа глава ведомства пришел к выводу: эти результаты не соответствуют реальному состоянию знаний.
«ЕГЭ дал нам возможность корректировать образовательную политику по всей стране, – заявил Андрей Фурсенко. – Начиная с административных решений по отношению к руководителям тех регионов, где не могут обеспечить объективную проверку знаний, и заканчивая материальной поддержкой регионов, где на сегодняшний день в силу ряда причин не могут обеспечить достаточно высоких знаний».
Министр также отметил, что вступительная кампания в вузы показала перекосы между специальностями. Это, впрочем, было понятно заранее: только двадцать процентов школьников в России сдавали такие предметы, как физика, химия или информатика, а в ряде регионов – меньше десяти. «Это недоработка системы образования, – отметил Андрей Фурсенко. – Кроме того, это недоработка воспитания населения: в ряде регионов учителя уговаривали ребят не сдавать необязательные предметы, считая, что в какой-то мере это скажется на оценке их педагогической деятельности».
Глава ведомства пообещал ужесточить контроль за проведением ЕГЭ, а также проанализировать контрольно-измерительные материалы (КИМы). В частности, у Министерства образования и науки была идея изменить подход к приему экзаменов по математике: вывесить в Интернете с самого начала все задачи, которые будут использоваться в контрольно-измерительных материалах по этому предмету хотя бы в части С. «Чтобы не было ничего неожиданного и чтобы ребята в течение года имели возможность все эти задачи прорешать, – объяснил Андрей Фурсенко. – Я считаю, что идея неплохая, потому что именно по математике надо не натаскивать, а решать много задач, чтобы набить руку».
Кроме того, министр отметил, что контроль за знаниями новоиспеченных студентов также будет ужесточен. Проверка знаний, которая, по его словам, будет идти все время, а в течение первого года обучения в вузе особенно, должна быть достаточно объективна и строга. «Мы будем требовать, чтобы люди, пришедшие в вузы по результатам ЕГЭ, радовались этому не больше, чем полгода», – заявил Андрей Фурсенко.
Результаты ЕГЭ между тем дают пищу для размышлений не только федеральным министерствам, но и региональным. В частности, Никита Белых отметил, что по результатам единого госэкзамена можно сделать очень четкий вывод: малокомплектные школы показывают значительно худшие результаты, нежели полнокомплектные. Следовательно, малокомплектные школы надо сокращать. Сохранение малокомплектных школ, по его мнению, – это удар не только по бюджету, но и по качеству образования. «В образовании должна быть конкуренция, – уверен губернатор Кировской области. – Дети должны соревноваться со своими сверстниками».
Что же касается итогов вступительной кампании в вузы, продемонстрировавшей сильный отток абитуриентов из регионов в столицу России, то у Никиты Белых есть свое видение проблемы и путей ее решения. Поскольку отобрать паспорта и заблокировать дороги ни один губернатор позволить себе не может, то варианта дальнейших действий три. Первое – формирование позитивного представления о перспективах региона. «Это должен быть не ура-патриотизм, хотя некоторые патриотические чувства нам желательно привить нашим с вами согражданам. Наша задача изменить представление молодежи о перспективах в регионе, – отметил Никита Белых. – Люди часто уезжают не потому что чужие вузы им больше нравятся, а потому что они не верят, что будут востребованы дома после окончания учебного заведения». По его словам, дело не только в информации и пропаганде, нужны реальные действия, чтобы показать, что экономика Кировской области соответствует ожиданиям молодежи.
Второй вариант решения проблемы оттока студентов – повышение престижности, статуса и качества региональных вузов. Третий способ пока окончательно не оформился, возможно, после детального анализа ситуации будет создан проект. «Выпускники с определенным количеством баллов по ЕГЭ поступают в наши областные вузы, – объяснил Никита Белых. – Нам надо понять, кого мы хотим удержать по знаниям и уровню подготовки, и мотивировать их остаться». В качестве «пряника» могут использоваться и финансовые механизмы. Однако поскольку на следующий год не приходится пока рассчитывать на большие финансовые вливания, то остается только надеяться на внебюджетные источники.
У Андрея Фурсенко поинтересовались, насколько реально прожить на зарплату учителя в
6-7 тысяч в условиях отмены льгот по ЖКХ и что делать с тем, что сегодня в школах работают учителя в основном пенсионного возраста, потому что молодежь не идет в школы. «Это проблема экономики в целом и экономики региона, – отметил он. – В тех регионах, где перешли на новую систему оплаты труда, зарплата начала потихоньку подтягиваться». В целом ряде регионов, для того чтобы поднять зарплату учителю, нужно очень серьезно сократить штаты. Дело в том, что в Европе, например, на пятнадцать учеников приходится один учитель. Если в России попытаться сделать соотношение хотя бы один к тринадцати, то на улице окажутся где-то триста тысяч учителей.
Министр образования и науки, кроме того, отметил, что учителей пенсионного возраста по стране сейчас не так уж много, но и они не дают пробиться молодежи в школы. «У меня довольно большое количество обращений от выпускников педагогических вузов о том, что им не так-то просто найти работу, потому что рабочие места заняты людьми предпенсионного и пенсионного возраста», – сказал Андрей Фурсенко.
Кировская область
Комментарии