Есть люди как солнышки. От них становится теплее. И есть взрослые, сохранившие в себе ребенка и умение радоваться малому, видеть прекрасное в мелочах. Елена Мальчикова объединяет в себе все вышеперечисленное. Вот и задумаешься снова о говорящих фамилиях.
Быть учителем – исполнившаяся детская мечта Елены. Уже в детском саду она полюбила выступать перед публикой. Воспитатель ставила ее на стульчик, давала в руки книжку стихов, и Леночка громко и выразительно читала поэтические строчки всей малышовой группе. Так же громко, с большим энтузиазмом и правильной интонацией Лена обучала кукол, приходя из школы. Рассаживала искусственных человечков на стульчики, вкладывала им в руки учебники (благо их было много, потому что в семье одномоментно учились трое детей), вешала на телевизор карту Рязанской области, читала непонятные для нее слова, показывала карандашом-указкой объекты на карте. Когда тебе скучно учиться, хочется учить самой. А в первом классе действительно было скучно, потому что Лена к семи годам давно умела читать и писать. Когда ей было всего четыре, старший брат-первоклассник постигал слогосложение, и Лена научилась читать буквально со слуха.
Братьев у Елены двое, старший и младший. «Это моя опора, защита и поддержка», – тепло и с гордостью говорит она о братьях. Учителей в семье не было. Папа, по образованию учитель физики и математики, по специальности не работал. Но, по словам Елены Анатольевны, ей очень везло в жизни с учителями. В средней школе на нее повлияла классный руководитель, учитель русского и литературы, которую она слушала с обожанием.
Детство Елены Мальчиковой прошло в селе Екимовка Рязанского района. Школа находилась от дома всего в двадцати метрах, но преодолевать это расстояние было трудно. Не потому что далеко, а потому что слишком близко. Хотелось, идя по дороге, пошуршать опавшими осенними листьями, или поймать на варежку снежинку и рассмотреть ее, или подставить щеку теплому солнечному лучу, или повторить стихотворные строки, заданные на дом.
Путь в школу был слишком коротким, чтобы вдоволь полюбоваться уникальной природой, воспетой Константином Паустовским, считавшим рязанский край своей второй родиной. В Екимовке сохранился домик, в котором останавливался писатель, а с некоторых пор и бывшая школа Елены носит имя Паустовского. Когда в детстве она совместно со школьным учителем истории провела исследование творчества писателя, выяснилось, что Екимовка упоминается в ряде произведений Паустовского – в описании любимых тропок, которыми он ходил на охоту или рыбалку. На местном Доме культуры висит огромный портрет писателя с цитатой: «Пожалуй, лучше всего в Екимовке были вечера – как бы нарочно созданные, чтобы показать певучесть женских и детских голосов, скликавших телят и гусей». Когда Елена Анатольевна теперь приезжает на малую родину, первым делом идет передать привет Константину Георгиевичу. Про певучесть детских голосов – это и про нее тоже: десять лет она была участником и солистом народного ансамбля екимовского Дома культуры.
Окончив школу с золотой медалью, хотела поступать в институт на факультет русского и литературы, но этому намерению суждено было осуществиться лишь спустя несколько лет. А сначала был Рязанский педагогический колледж, который будущий учитель окончила в 2006 году с красным дипломом. С каким-то детским воодушевлением Елена Мальчикова рассказывает о колледже как о «кузнице профессиональных кадров с очень крепким образованием от корифеев педагогики» и множеством часов практики в разных школах. Ей посчастливилось пройти практику у заслуженного учителя России и победителя конкурса «Учитель года»-1995 Зинаиды Климентовской. Елене было девятнадцать, когда ее выпускная квалификационная работа по русскому языку, рецензентом которой была Зинаида Викторовна, заняла второе место на Всероссийском конкурсе дипломных работ студентов СПО. Программа «Начальная школа XXI века», по которой она писала ВКР, являлась основной в работе школы №54 города Рязани. Здесь Елена Мальчикова и начала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов и английского. Преподавание языка – дополнительная специализация, которой она тоже обязана педагогическому колледжу.
Потом ее профессиональная жизнь плавно перетекла во Дворец детского творчества. Совмещая эту деятельность со школьными уроками, Елена занималась подготовкой к школе малышей, вела развитие речи, преподавала знакомство с компьютером – совсем новую в те годы дисциплину. Когда коллеги и руководство ознакомились с методами ее работы и получше узнали квалификацию, пригласили вести английский у дошкольников. До сих пор ей с благодарностью пишут родители тех деток, настолько удачно состоялось у них знакомство с незнакомым языком.
В 2012 году Елена Мальчикова окончила литературный факультет Рязанского университета имени Есенина, но с детьми младшего возраста работать не перестала, да и зачем, когда чувствуешь себя на своем месте.
Пять лет назад ее сын Ростислав пошел в школу, и педагог перешла в более близкую к дому образовательную организацию. Не сказать, чтобы ей это легко далось, однако в лицее №52, где была только одна параллель, практически для нее открыли третий класс «В» – руководство распознало потенциал молодого педагога. Теперь кроме классного руководства у первоклассников она ведет уроки по основам религиозной культуры и светской этики. Учителю хочется, чтобы дети хорошо знали особенности и культуру множества населяющих нашу страну народов, считали их братскими, родственными по рождению и духу. «Воспитывать культуру поведения, общения, приятия – одна из главнейших задач педагога начальной школы», – считает Елена Мальчикова.
Развивая второе хобби – любовь к журналистике, – каждый урок она как будто берет интервью у детей. Со своими семилетками разговаривает, как со взрослыми, разве что фразы строит попроще. В качестве внеурочной деятельности ведет курс начальных основ журналистики «Служу Отечеству пером», где дети знакомятся с произведениями различных жанров их сверстников из разных городов страны. Чувствует симбиоз наук, понимает межпредметные связи. Старается начать день с интересной мысли (вспомнить памятную дату, поэтическую строчку, обратить внимание на природу за окном), пронести эту мысль красной нитью через все уроки. Ощущает огромную радость, если день удается «закольцевать», подытожив его логическим завершением первоначальной задумки.
Но и творчество никуда не ушло. В свободное время педагог участвует в мастер-классах по изобразительному искусству арт-студий Рязани, а на уроках технологии выполняет с ребятами массу поделок. Все они, как говорит Елена Анатольевна, первоклассные. И потому что класс сейчас первый, и в другом значении слова. Так, на Новый год ее кабинет был украшен объемными «хрустальными» снежинками, выполненными при помощи канцелярского файла и клея ПВА, необычными елками из зеленых треугольников: некоторые из них висели вверх ногами! «По волшебству», говорит учитель, зеленые треугольники превратились в одну большую первоклассную елочку.
С тех пор как карта Рязани висела на телевизоре в роли учебного пособия для кукол, Елена питает к географическим картам особое пристрастие. В качестве методического подспорья и иллюстративного материала она открывала интерактивные карты и на методическом часе, и на открытом уроке в Ростове-на-Дону. Карты служили основной отправной точкой для осуществления межпредметных связей. Так, в начальной школе дети знакомятся с политической картой мира: находят Россию, определяют ее положение, протяженность, соседей, затем переходят к карте России, находят ее субъекты, знакомятся с культурно-историческим наследием через устное народное творчество и здесь видят сходство и различия культур, взаимосвязи и закономерности жизненного уклада разных этносов нашей страны. Учитель фокусирует внимание на Центральном федеральном округе, помогает детям найти родной край. На этом этапе подключается работа с энциклопедическими текстами: учащиеся изучают происхождение названия «Рязань», соотносят его с Переяславлем-Рязанским, определяют местоположение старого города. Работа с текстами и картами подкрепляется экскурсионными поездками: со своими учениками Елена Анатольевна посещает Рязанский кремль в самом сердце древнего города, затем уникальный природный заповедник журавлей и Мещерский национальный парк. Параллельно идет изучение истории, а также природных особенностей родного края. Происходит взаимодействие и с русским языком: дети запоминают правильное написание стран, населенных пунктов, различных понятий.
Рязанская область – родина многих героев Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы столицы края. Изучая карту, учитель выводит ребят на военно-патриотическую тему, изучение которой приводит их затем в школьный и городские музеи. Казалось бы, какая связь географической карты с литературой? Мальчикова находит эту связь, читая детям стихи Есенина, показывая при этом на карте улицу его имени, одну из самых широких в Рязани, а потом отправляясь с экскурсией в дом-музей поэта, расположенный под Рязанью, в селе Константиново. Оттолкнувшись от строк Паустовского о рязанской земле, путешествует с помощью карты по мещерскому краю, воспетому писателем.
Чувствуется, как Мальчикова от души любит свою малую родину, передавая эту душевную привязанность своим ученикам. Будучи приверженой идеям гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, на главные места в своей деятельности ставит бережное, теплое отношение к детям, человеку вообще и природе. Даже свой открытый урок на конкурсе «Учитель года»-2021 Елена Анатольевна начала с рассказа о Рязани, продемонстрировав ее расположение на карте и подкрепив рассказ отрывками из произведений Паустовского. Дети послушали в ее проникновенном исполнении прекрасные строки о рязанской земле, нашли образные определения, которые использовал писатель, а затем из перечня словосочетаний составили свои предложения.
На карте нашли и малую родину слушателей – Ростов-на-Дону. Задание на дом состояло в том, чтобы сочинить собственные не менее проникновенные и образные строки о ростовской земле.
«Я искренне радуюсь, когда дети с блеском в глазах высказывают свои мысли, обосновывают свое мнение, – говорит Елена Мальчикова. – Всегда восхищаюсь их неординарным мышлением, логикой рассуждений. Почувствовав это однажды, не представляешь себя вне этой уникальной воспитательной и развивающей среды. Быть внутри нее, заставляя двигаться все механизмы, – это ни с чем не сравнимое удовольствие».
…Накануне открытого урока она открыла альбом с фотографиями своих первоклашек, перелистала его перед сном. «Ну все, – сказала себе Елена. – Теперь можно смело идти на испытания».
Галина СЕРГЕЕВА, Рязанская область
Комментарии