В соответствии с общероссийской и московской стратегиями развития ФГОС НОО педагогический коллектив прогимназии решает задачи по созданию новой образовательной практики, формированию нового взгляда на роль образования в современном обществе. Мы стараемся создать такую среду, в которой каждый ученик может почувствовать свою неповторимость и значимость. Это так важно для успешной деятельности ребенка!
Наша прогимназия начала апробацию новых образовательных стандартов с 1 сентября 2010 года. Еще до апробации в округе шла большая целенаправленная работа по подготовке общественного мнения, осмыслению новых целей и задач содержания образовательной программы, подготовке методических материалов, созданию материально-технической базы учреждений. Работа в пилоте дала нам возможность определить стратегические направления изменений по обновлению содержания образования для получения новых запланированных результатов, скорректировать планирование адаптационного периода с учетом запросов родителей и потребностей первоклассников, исключив риск тревожности и перегрузки учителей, создать свою образовательную программу в соответствии со спецификой прогимназии, а самое главное, уверенно и спокойно начать реализацию стандарта, став при этом стажировочной площадкой для учителей округа, которые только начали осваивать инновации. Консультирует учителей региональный тьютор -такой статус имеет наш заместитель директора по информационным технологиям, он же как преподаватель МИОО кафедры начального образования ведет курсы для учителей по использованию ИКТ-технологий в образовательной деятельности.
Прошло немного времени, а сегодня мы можем уже говорить о первых результатах. За все время реализации новых стандартов первоклассники постоянно под пристальным вниманием заботливой науки и общественности. Московский центр качества образования для первоклассников пилотных школ своевременно организовал проведение мониторинга психолого-педагогической готовности к обучению в начале и в конце учебного года, целью которого было грамотное выстраивание учителями образовательной траектории класса в соответствии со стартовой диагностикой первоклассников и предостережение администрации и учителей от возможной перегрузки обучающихся. По итогам мониторинга можно было увидеть, не ценой ли здоровья первоклассников даются высокие результаты в обучении. В этом и есть смысл нового подхода к оценке эффективности работы учителя, возможности администрации принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества образования индивидуально в каждом классе.
Параллельно в округе был проведен мониторинг психофизиологического состояния здоровья первоклассников по программе «Диакомс» – это компьютерная экспресс-диагностика. Отмечу, что все указанные мони-торинги мы проводим только после предварительного ознакомления родителей и получения их письменного согласия. Нас очень порадовали результаты обработанных данных мониторинга центром качества образования: отрицательной динамики в показателях состояния здоровья не было отмечено, они совпали с результатами экспресс-диагностики «Диакомс», а проведенный Российской академией образования мониторинг образовательных достижений первоклассников в конце года по математике, русскому языку и чтению еще раз подтвердил эффективность работы учителей 1-х классов по реализации образовательной программы.
Несомненно, что в реализации стандарта существенно возрастает роль учителя. Все мы понимаем, что именно от заинтересованного творческого отношения учителя к обучению, от его осмысления и принятия новых требований стандарта будет зависеть конечный результат. Задача руководства школы – сделать так, чтобы реализация стандарта не была формальной, а для этого необходимы грамотные эффективные управленческие решения не только на уровне города и округа, но и на уровне школы по использованию имеющихся ресурсов для создания условий по нормативно-правовому, информационному, методическому, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению.
Использование ресурса методического сопровождения в настоящее время остается еще не до конца доработанным: нет четких инструментариев оценивания новых результатов качества образования, недостаточно количество контрольно-измерительных материалов комбинированного вида с практической направленностью, учителя ждут новые учебники, дополненные заданиями для осуществления дея-тельностного подхода, ведь в противном случае подготовка к уроку будет занимать у учителя очень много времени и может привести в дальнейшем к его эмоциональному выгоранию.
Материально-техническое оснащение радует, отвечает всем требованиям стандарта: автоматизированное рабочее место учителя с потолочным креплением мультимедийного проектора, локальная сеть, Интернет, WiFi, мобильные классы, цифровое фото- и видеооборудование, фотолаборатория, насыщенная предметно-развивающая среда (набор конструктора «ПервоРо-бот Lego We Do», цифровые микроскопы, лаборатории «Корнель-сон»), универсальные детские станки и многое другое. Вся техника, поставленная Департаментом образования, высокого класса и доставляет учителям и детям удовольствие от работы.
Без использования информационного ресурса невозможно представить московскую школу. В настоящее время деятельность школ становится открытой для общественности. Все школы имеют сайты, где есть вся необходимая информация о деятельности школы, как педагогической, так и организационно-правовой и финансовой, активную роль в которой занимает управляющий совет.
Наши учителя – активные пользователи сайта дистанционного повышения квалификации педагогов, сайта nachalka.sem-info.ru. по введению в ФГОС НОО. На сайте nachalka.sem-info.ru учителя получили пространство для разработки курса с ИКТ-поддержкой и размещают материалы уроков (каждый на своем пространстве), ученики и родители могут зарегистрироваться на сайте, войти в пространство своего учителя, посмотреть объяснение трудного программного материала, выполнить дополнительные задания, которые приготовил учитель, ответить на вопросы в форуме, задать вопрос учителю, то есть получить помощь дистанционно. Такое пространство стало своеобразным сайтом класса, на котором ученики могут с пользой проводить дозволенное им время в Интернете. Имеют свое информационное пространство с разработанным курсом по предмету в прогимназии уже 19 учителей. Такое новшество прочно входит в педагогическую деятельность наших учителей и становится неотъемлемой частью обучения.
Очень кстати оказалась эта работа на карантинной неделе, когда во время вынужденного пропуска занятий дистанционно шло закрепление пройденного, учитель мог увидеть все пробелы в знаниях своих учеников, а ученики вовремя сделать работу над ошибками и получить помощь. Ну разве могли мы когда-то мечтать, чтобы так была налажена обратная связь «учитель – ученик – учитель»?! Преимущество такого нововведения оценит каждый. Все учителя едины во мнении, что использование информационного ресурса в обучении -мощное и эффективное средство достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, обусловленное прежде всего повышенной мотивацией к обучению. Причем более качественный результат учитель получает при наименьшей затрате времени.
Но, как известно, если информационный ресурс может быть ограниченным, то кадровый, как показывает практика, нет. Только эффективное использование кадрового ресурса в реализации образовательной программы определит в конечном счете положительный результат.
Могу уверенно сказать, что на сегодняшний день в прогимназии исключена из рисков возможность неприятия учителями основополагающих целей и задач стандарта по реализации его требований как на основе системно-деятельностного подхода в обучении, так и умения решать познавательные задачи с активным использованием ИКТ. Способствовало этому то, что наша прогимназия давно и успешно работала в предметно-развивающей среде, используя оборудование «Спектра», «Дакта» и «Лего», позволяющее осуществлять дея-тельностный подход в обучении. Будучи участником ГЭП «Школа информатизации», мы накопили опыт проведения уроков с использованием мультимедийной техники, мобильного класса, в результате наши ученики приобрели навыки работы с компьютером в специальных детских мультимедийных средах ПервоЛого и ЛогоМиры. Кроме этого, мы давно имеем опыт работы в таких педагогических технологиях дея-тельностного подхода в обучении, как коллективные способы обучения, уроки-мастерские, уроки модульного обучения, уроки уровневой дифференциации. Все это дало благодатную почву для работы учителей по выполнению требований стандарта.
В новой образовательной программе важное место определено программе формирования универсальных учебных действий, в чем и состоит ее главное отличие от традиционной. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности грамотно их применять (ИКТ-компе-тентность), решать познавательные задачи с использованием ИКТ – важный элемент формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают его результативность.
Работать в информационной среде и развивать ИКТ-компетентность ученика может, конечно, только учитель, владеющий знаниями в области ИКТ. Наши учителя, прошедшие переподготовку на курсах Московского института открытого образования по овладению ИКТ-компетентностью в объеме 216 часов, проводят без учителя информатики самые сложные уроки по созданию мультфильмов, видеосюжетов, уроки окружающего мира с использованием цифровых микроскопов и цифровых средств фиксации деятельности, тренируют детей в печатании на клавиатурном тренажере, работают в информационном пространстве на курсе с ИКТ-поддержкой.
Работаем мы, как и большинство школ, по УМК «Школа России». В первом классе вместо изучения предмета «Информатика» введен новый – «Математика и информатика». Работа с новым учебником идет на пятом уроке математики раз в неделю. Новшество в том, что версия этого учебника есть в Интернете и она очень привлекательна для работы первоклассников. С этого года мы начали работу на математическом онлайн-тренажере «Мат-Решка», который позволяет детям после стартового тестирования выполнять задания на своем уровне. В итоге у всех всегда положительный результат, хорошее настроение, интерес к обучению. Отличная методика!
На этих уроках «Окружающий мир и ИКТ» дети не только изучают предметный материал учебника, но и проводят наблюдения, опыты с помощью переносной лаборатории «Корнельсон», фотоаппарата, цифрового микроскопа, затем фиксируют и обобщают в цифровом виде полученные результаты. Нашим первоклассникам уже в адаптационный период была под силу такая серьезная работа, как сравнение структуры листьев деревьев.
«Литературное чтение и ИКТ» тоже стал одним из любимых детьми предметов: работа над текстом в сочетании с активной деятельностью по созданию творческих проектов с применением ИКТ не утомляет детей, а, наоборот, заинтересовывает и дает возможность проявить лучшие личностные качества.
Уроки совместной деятельности учителя начальных классов на курсе педагога-психолога с ИКТ-поддержкой играют важную роль в создании комфортной образовательной среды и подготовке первоклассников к успешному обучению, как и активное использование ИКТ в проектной деятельности, которая стала ведущей в адаптационный период обучения первоклассников. У нас это совместная деятельность двух преподавателей: учителя начальных классов и учителя информатики.
Главное достоинство применения ИКТ в обучении для учителя – включение в активную познавательную деятельность всех учеников в течение всего урока, что повышает его эффективность, а также использование знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам, то есть применение интегрированного подхода в обучении. Например, на уроке чтения работа над загадками об осени и на уроке окружающего мира наблюдения за осенними листьями завершаются коллективным проектом «Осенний букет».
Эффект грамотного применения учителями начальных классов ИКТ в образовательном процессе в соответствии с требованиями стандарта виден в новых качественных результатах: не имея уроков информатики в чистом виде, ученики вторых классов, работая по новым стандартам, более уверены в себе, легче справляются с заданиями, умеют уже больше учеников третьих и четвертых классов.
Комментарии