Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Именно с этого я всегда начинаю работу с классом. В августе планомерно обхожу семьи учеников своего класса. Это позволяет ближе познакомиться с учеником, понять уклад жизни, традиции и обычаи, духовные ценности его семьи.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Нанося визит семье ученика, необходимо соблюдать следующие правила:
1) не приходить без предупреждения (нужно заранее позвонить и договориться о встрече);
2) не засиживаться долго, чтобы не быть обременительным;
3) не вести беседу, стоя у двери в верхней одежде;
4) не поучать родителей;
5) вести беседу при ребенке.
Всесторонне изучить семью поможет предлагаемая мною анкета. Желательно, чтобы ее заполнение выглядело как диалог, а не простое проставление «галочек» вы спрашиваете – родители отвечают.
После посещения отметьте свои впечатления и определите тип семейного воспитания. Существует много классификаций стилей семейного воспитания, я придерживаюсь той, которую дает Иван Павлович Подласый. Итак, он выделяет следующие модели отношений родителей и детей:
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать.
3. Материально ориентированные семьи. Основное внимание уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. В семье царят неуважение, недоверие к младшим, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких семей крайне негативное. В 30 процентах случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Возможно, вам сразу не удастся четко определить стиль семейного воспитания, но общую тенденцию вы уловите сразу, что называется, с порога.
Во время встреч с родителями постарайтесь общаться максимально тактично и корректно, чтобы оставить благоприятное впечатление о себе и вызвать желание сотрудничать с вами.
Комментарии