Революционное решение приняли в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), разрешив студентам использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) при подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР).
Ограничивать использование искусственного интеллекта при написании выпускных квалификационных работ не имеет смысла, так как эти инструменты широкодоступны. Такое мнение высказал директор направления «Развитие на основе данных» Университета-2035 Андрей Комиссаров. Но при проверке таких работ необходимо более детально обсуждать с автором его самостоятельные выводы, считает эксперт.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что на заседании Ученого совета Московского городского педагогического университета (МГПУ) было принято решение разрешить студентам собирать данные и готовить тексты выпускных квалификационных работ при помощи технологий искусственного интеллекта. То есть теперь учащиеся этого вуза смогут на законных основаниях прибегать к помощи чат-ботов и других подобных инструментов. Но есть важное условие: студенты должны самостоятельно анализировать и перерабатывать полученную информацию, чтобы избежать плагиата и обеспечить качественное выполнение ВКР.
«То, что МГПУ разрешил студентам использовать технологии искусственного интеллекта при подготовке ВКР, – это, в целом, очень закономерный и правильный ход, потому что запрещать подобные технологии бессмысленно», – пояснил ТАСС Андрей Комиссаров. По его мнению, так или иначе такие инструменты «везде просочатся». Но есть опасность того, что нейросети могут генерировать не совсем достоверные данные, отметил эксперт. Поэтому такие работы нужно более тщательно проверять, а студенту задавать вопросы на понимание. Комиссаров высказал мнение, что именно выводы автора по результатам беседы, а не текст ВКР, должны стать подтверждением качества проделанной им работы. Андрей Комисаров отметил, что написание работы с помощью чат-ботов, таких как ChatGPT, – задача не из простых, так как требует очень много точных формулировок вопросов.
Ничего страшного не видит в написании студентами выпускных работ при помощи ИИ и первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он отметил в беседе с «Газетой.ru», что рано или поздно это должно было случиться. Депутат пояснил, что в этом случае важно понимать: ИИ работает только по заданию студента. При этом автор текста должен четко сформулировать цель выпускной квалификационной работы, ее содержание. Мажуга добавил, что текст, который выдает искусственный интеллект, все равно требует работы. «Поэтому здесь все равно есть участие обучающегося в постановке цели, задачи, раскрытии темы ВКР», – подчеркнул он.
По мнению депутата, ИИ – это своеобразный помощник, который оперативно находит информацию, частично ее систематизирует. Но роль студента в этом процессе велика, отметил он. «Важно, чтобы научные руководители серьезно подошли к процессу написания выпускных квалификационных работ студентами и активнее участвовали в их обсуждении, рецензировании», – считает Александр Мажуга. Он предложил, что если университет на уровне локальных нормативных документов разрешил использовать нейросети при написании ВКР, то «такие работы, наверное, должны будут быть как-то помечены – «частично выполнены с использованием искусственного интеллекта».
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию напомнил, что в России нет официального запрета на использование нейросетей и многие студенты их используют при написании своих работ. Просто МГПУ первым рассказал об этом публично, отметил депутат. Он добавил, что некоторые студенты платят деньги, чтобы за них написали выпускную работу. Мажуга признался, «вот я не знаю, что здесь лучше – кому-то заплатить деньги, чтобы за тебя написали дипломную работу или самостоятельно сделать это с использованием искусственного интеллекта».
Комментарии