1 апреля каждого года десятки московских семей не смеются по случаю Дня смеха, а, вовсе даже наоборот, льют горючие слезы. 1 апреля в столице стартует запись в первые классы.
Плакать приходится тем, кто намерен отдать ребенка в хорошую школу: не факт, что там ему найдется место. В школы без очереди и записи принимают выпускников подшефных детских садов, некоторых выпускников подготовительных курсов, остальные занимают очередь, участвуют в перекличках, ночуют в машинах. Принцип очереди – кто первый занял, тот и имеет преимущество – вот уже второй год считался справедливым. При этом школы не принимали во внимание, что ребенок живет в доме в нескольких метрах от учебных заведений, что его старшие братья и сестры учатся в той же школе, что дети-сироты могут рассчитывать на некое сочувствие и помощь, как и опекаемые. Словом, сумасшедший дом с поступлением в первый класс продолжался, страсти кипели, газеты захлебывались репортажами с места ночевки родителей. Все было так до того момента, когда депутаты решили навести порядок.В прошлом году Московская городская Дума приняла поправки в столичный закон «Об образовании». Суть дела заключалась в том, что Мосгордума побеспокоилась о тех детях, которые живут рядом со школами, но попасть в эту школу не имеют ни малейшего шанса, а также о детях-сиротах и оставшихся без попечения родителей; учениках, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе, а также детях из малоимущих семей. По мнению прокуратуры, такой порядок нарушал нормы Конституции РФ. Прокуратура Москвы посчитала, что ученики должны приниматься в школы столицы на общих основаниях. Правда, дети прокуроров, судей, военнослужащих и прочих категорий льготы на прием имели и имеют, и это прокуратуре несправедливым не кажется.Конечно, определенная путаница при приеме в первый класс была. До этого окружные управления образования все равно определяли пришкольные территории, ведь пункт 1.1 статьи №16 закона «Об образовании» гласил, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают «на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». Школы не только Москвы, но и других городов России при желании в свои уставы вписывали правила приема. Однако никто и не мешал, например, родителям из Зеленограда отдавать своего ребенка на учебу в школу Центрального округа, ведь существует и еще не отменено пояснительное письмо Министерства образования РФ от 2003 года, где написано: не должно быть понятия «микрорайон», все дети должны иметь равные права при зачислении в школу вне зависимости от прописки, не должно быть никаких категорий населения, которые бы имели какие-то преференции при зачислении ребенка в первый класс. На основании этого письма, кстати, отстаивали свои права мигранты, которые тоже хотели отдать своих детей в хорошие столичные школы. С такой разноголосицей в праве нужно было что-то делать, и московские депутаты это сделали, внеся свои поправки в уже действующий закон «Об образовании».Поначалу все было тихо и мирно, все с этим московским законом согласились, и вдруг неожиданно в 2011 году прокуратура внесла протест: по ее мнению, столичный закон противоречил федеральному законодательству. Началась судебная эпопея, во время которой часть школ жила по старому закону, а часть – по новому, что спокойствия не прибавляло. Московский городской суд, исходя из того, что в федеральном законодательстве нет расшифровки, что такое «определенная территория», а кроме того, местным органам власти не предоставлено право на уточнение этого понятия, иск прокуратуры поддержал. Московская городская Дума подала кассационную жалобу в Верховный суд, который ее решения также поддержал. Но двойственная ситуация все же сохранялась. Поэтому Москва решила проявить законодательную инициативу и предложить изменения в федеральное законодательство об образовании, тем более что новые СанПиНы установили такие правила: ребенок должен жить на расстоянии 500 метров от школы или ехать до нее в течение 15 минут. Москва, конечно, на виду, все в ней происходящее сразу становится известным всей стране. Не успел Мосгорсуд 13 апреля 2011 года принять свое решение, как начались движения в других регионах. Например, в этом году прославился сложностями при приеме в первый класс еще один регион – Свердловская область во главе с Екатеринбургом.20 апреля 2011 года руководитель Управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова отменила принцип записи в первые классы, когда в екатеринбургские школы в первую очередь принимали детей из близлежащих домов. В своем решении она опиралась на Федеральный закон «Об образовании» и решение Мосгорсуда. Тут уже в Екатеринбурге родители встали в очередь, ТВ даже показывало драки: ведь если в школе набирают один класс, а желающих на два-три, естественно, возникает ажиотаж. Дело дошло до создания филиалов престижных школ в разных районах города.Депутаты Екатеринбургской городской Думы предложили изменить федеральное законодательство: в отличие от москвичей они считали нужным дать элитным школам право устанавливать особый порядок приема в первый класс. Министерство образования Свердловской области начало готовить поправки в Федеральный закон «Об образовании», особо не надеясь на то, что те будут приняты быстро, так как идет обсуждение нового закона «Об образовании в РФ». Однако Государственная Дума РФ и ее Комитет по образованию явили стране чудо оперативности. В последнее пленарное заседание весенней сессии 2011 года Госдума РФ в первом чтении рассмотрела законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений». В пояснительной записке были зафиксированы намерения депутатов: обеспечить территориальную доступность дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях. Дело в том, что в соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, независимо в том числе от места жительства. Но вместе с тем при получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года №45 (зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 года, регистрационный №3997), установили радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Но органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не наделены полномочиями по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением в целях обеспечения его территориальной доступности для граждан.С учетом этого авторы законопроекта предложили уточнить, что понимается под «определенной территорией», и установить полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по закреплению территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями. При этом прием в государственные образовательные учреждения для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должен осуществляться без учета территориального расположения этих образовательных учреждений.Законопроект предлагает закрепить за органами местного самоуправления обязанность осуществлять учет детей, подлежащих обучению по общеобразовательным программам не только начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но и дошкольного образования. Одновременно с этим законопроект устраняет внутреннее противоречие закона Российской Федерации «Об образовании» между пунктом 1 статьи 16 и пунктом 11.3 статьи 28. В соответствии с пунктом 11.3 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится еще и установление порядка приема в образовательные учреждения. Но в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок приема в образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования. В проекте федерального закона предложено привести абзац второй пункта 1 статьи 16 в соответствие с пунктом 11.3 статьи 28 Закона Российской Федерации, сняв ограничение на установление порядка приема только в образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования.Мнение по поводуОльга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы по образованию и здравоохранению: – В этом году на 87 тысяч мест в школах записались 82 тысячи первоклассников, то есть для тех, кто приедет в Москву, еще есть время и возможность попасть на свободные места. Со следущего года мы окончательно отладим систему приема в первые классы. Директора школ будут назначать время для встреч с родителями будущих первоклассников. Порядок записи первоклассников в 2012 году будет понятным и прозрачным. А запись детей в первые классы с 1 апреля 2012 года станет в Москве электронной.
Комментарии