Школа №66 города Брянска стала для Льва ЩЕПЕЦКОГО призванием и жизнью. Окончив ее в 2003 году, в 2012‑м он пришел сюда уже в качестве директора.
На выбор будущей профессии повлияли учителя. На протяжении всей школьной жизни, а потом и в студенческие годы Лев занимался спортом. С первого класса увлекся дзюдо, баскетболом и волейболом, много тренировался, успешно участвовал в соревнованиях. Поступил в Брянский колледж физической культуры и спорта (ныне Брянское государственное училище олимпийского резерва), окончил его с отличием, а затем продолжил учебу в Брянском филиале Национального государственного института физической культуры и спорта имени П.Ф.Лесгафта. А после его окончания в 2011 году заочно окончил Московский институт государственного и корпоративного управления по специальности «государственное и муниципальное управление».
В годы учебы Лев Щепецкий часто приходил в родную школу к своим учителям, помогал проводить различные соревнования. А когда 21‑летнему молодому человеку предложили пойти работать учителем физической культуры в школу №70 Брянска (ныне гимназия №5), то согласился. В сплоченном и дружном коллективе к молодому специалисту отнеслись с вниманием и заботой. Опытные наставники во всем его поддерживали и направляли. В 70‑й Лев Щепецкий проработал почти шесть лет, а затем, в 2012 году, ему предложили возглавить 66‑ю школу.
– Конечно, я не знал, что жизнь повернется так, что останусь в системе образования, а тем более стану директором в родной школе, – делится Лев Андриянович. – Если честно, в этом качестве мне возвращаться сюда не хотелось. Думалось, здесь работают те, кто меня учил и воспитывал, и вдруг я прихожу и начинаю ими руководить. Конечно же, психологически мне было некомфортно и очень неудобно поначалу. Много раз одолевали сомнения, что не справлюсь и надо вернуться к учительству. Но постепенно все наладилось. Может, время помогло…
Лев Щепецкий вспоминает, когда он был учеником, то в 66‑й была параллель по семь классов, а это более 1400 учеников. Занимались тогда в две смены. Когда же пришел руководить этим образовательным учреждением, то учеников оказалось 440 вместо 825 по плану. Коридоры школы на переменах были почти пустыми, и по ним гуляло лишь громкое эхо.
Увеличить число учеников – это была первая задача, которую поставил перед собой Лев Андриянович, став директором. А для этого следовало создать привлекательный имидж образовательного учреждения. В Новом Городке находилось несколько школ, и родители могли выбирать любую, какая им понравится. Естественно, они предпочтут ту, где трудится сильный педагогический коллектив, созданы все условия для учебы, в школе детям находиться интересно и комфортно.
В августе этого года исполнится 11 лет, как Лев Андриянович стал директором. За этот период школа изменилась в лучшую сторону и внешне, и внутренне. Директор добился, чтобы были полностью освещена школьная территория, восстановлен забор, установлена калитка с электронным домофоном. Был проведен ремонт внутри здания: заменена канализация, водопроводные трубы и т. д. В течение двух лет велись ремонтные работы в помещении подвала, где ситуация была критичной. Здание преображалось на глазах.
На первом этаже появился подвесной потолок, который Лев Андриянович вместе с физруком установили своими руками. Обновилось оборудование: были закуплены нетбуки, проектные доски, ноутбуки. Одним словом, дела пошли в гору. В решении многих вопросов хорошо помогали и помогают городская администрация, Департамент образования и науки Брянской области и депутаты округа. Но в целом коллектив решает проблемы самостоятельно и укрепляет свою материально-техническую базу за счет платных образовательных услуг.
Большим подспорьем для улучшения условий и поднятия имиджа школы также стал современный плавательный бассейн. Его открытие состоялось в 2021 году. Теперь в расписание для начальных и пятых классов введен один час занятий по плаванию.
– Мы в детстве бегали на речку, плавать учились, – делится директор. – А сейчас дети боятся воды, им негде приобрести нужный навык. К сожалению, семей, которые могут позволить себе вывезти детей на море, мало. Современные дети сидят в гаджетах, и стиль жизни у них иной, малоподвижный…
Как учитель физкультуры Щепецкий понимает, что детей надо активно вовлекать в занятия спортом. В прошлом году на территории образовательного учреждения были установлены многофункциональная баскетбольная и волейбольная площадки, а также площадка для воркаута, турники. На футбольном поле постелили искусственный газон. В этом году планируется на поле сделать разметку. Кроме того, чтобы было удобнее играть, на футбольном поле установлены ворота меньшего размера.
Ежегодно в школе делают косметический ремонт, приводят в порядок прилегающую территорию. Не было ни одного года, чтобы летом что-то не обновили. В нынешнем ремонте задействованы и технический персонал, и администрация. У здания школы проведен косметический ремонт крыльца. В следующем году планируется поработать капитально, сделать козырек, установить подъемник для детей-инвалидов. Помимо этого обновляется фасад образовательного учреждения. У входа появились тротуарная плитка и асфальт. В ближайших планах установить пять новых скамеечек, две урны и две велопарковки. Эти новшества – еще один шаг на пути к современной школе, где будет удобно проводить линейки, школьные мероприятия и по утрам встречать детей.
На вопрос, как удается осуществлять все преобразования, Лев Андриянович ответил, что директору никогда нельзя жалеть личного времени. Не важно, когда будет делаться работа, главное, чтобы она была выполнена в срок. Что касается коллектива учителей, то и здесь ситуация изменилась в лучшую сторону.
– В системе образования случайных людей не бывает, – рассуждает директор. – Человек устраивается в школу, и если он первый год продержался в ней, то останется здесь. Мы стараемся обновлять свой коллектив. Когда я пришел сюда работать, у многих коллег был средний возраст 50‑55 лет. Конечно, директору удобно, когда его окружают педагоги с большим стажем, высшими категориями, но приходит время, когда лидеры уходят на пенсию и нужно задумываться о молодых кадрах, подбирать их. Так, сегодня из десяти работающих у нас молодых педагогов семь человек – это выпускники школы. Они знают наши традиции, установки и понимают, что от них требуется. Приятно, что, отучившись в вузах, они приходят работать в свою родную школу. Как и я в свое время, они сталкиваются с той же ситуацией: преподаватели, которые их учили, становятся коллегами и помощниками.
Сегодня в 66‑й трудится много учителей, которые учат детей с момента открытия школы. Среди них – заместитель директора по воспитательной работе Людмила Полозкова, учителя начальных классов Елена Барабанова и Галина Лыскова, учителя математики Ирина Черковец и Светлана Бокарева и другие. Из шестидесяти человек педагогического коллектива в школе, к сожалению, только пять мужчин.
Лев Щепецкий постоянно держит руку на пульсе школьных дел, всегда готов помочь коллегам, ученикам и их родителям. В учебное время он приезжает на работу рано и встречает на первом этаже учеников, смотрит, в каком они приходят настроении. Директор следит, чтобы дети обязательно были в школьной форме, не опаздывали на занятия. К Льву Андрияновичу часто приезжают в гости выпускники гимназии №5, где он работал учителем. Бывает, вспоминают, как пытались через него отпроситься с уроков, но он отвечал, что не может их отпустить, ведь он обычный учитель физкультуры. И добавлял, что вот, если будет директором, то другое дело… Бывшие ученики интересуются, отпускает ли теперь он детей с занятий. Оказывается, что нет, ведь есть нормы и правила, которых руководитель должен придерживаться.
Директор считает, что школа играет большую роль в выборе учениками будущей профессии. Среди выпускников 66‑й бизнесмены, предприниматели, артисты, работники многих сфер. Сам Лев Щепецкий замечательный учитель, практик и организатор. За годы работы он показал себя как умелый, грамотный руководитель, проявив мастерство и организаторские способности. Лев Андриянович почетный работник общего образования РФ, у него как у директора и учителя физкультуры высшие квалификационные категории.
На вопрос, какой он видит школу будущего, Лев Андриянович отвечает:
– На мой взгляд, это та школа, в которой каждый ученик и учитель чувствуют себя комфортно и спокойно. А еще такая школа непременно должна быть оснащена современными технологиями. Сейчас дети совсем другие, все направлено на цифровизацию, педагогам нужно подстраиваться под современную молодежь, изучать новые технологии.
Первого сентября этого года в школу придут более 700 учеников. Здесь станут учиться три первых класса, всего организовано 28 классов-комплектов. Примечательно, что каждый год добавляется по одному классу.
В новом учебном году в расписание для первых и вторых классов будет введен один час шахмат, для чего в одной из классных комнат после ремонта открыт шахматный класс. Ребята также продолжат заниматься борьбой самбо, причем основные ее приемы они уже изучили на уроках физкультуры.
Как директор в своей работе Лев Щепецкий опирается на сплоченный и дружный педагогический коллектив. В штате 60 работников, 46 из них – учителя. Школа растет и развивается, пожелаем ее коллективу успехов.
Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянск, фото автора
Комментарии