search
main
0

Первая пятилетка закона об образовании

​29 декабря 2017 года исполняется пять лет с даты принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Размышлениями о том, как изменилась система российского образования вследствие введения в действие нового закона об образовании, делится Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор, в прошлом заместитель министра образования РФ, заместитель министра – статс-секретарь Министерства по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, руководитель аппарата Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, в настоящее время председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты Москвы.

– Мария Николаевна, вам, как государственному человеку, на разных исторических этапах развития образования принимавшему участие в государственных комиссиях и координационных советах по разработке образовательной политики, наверняка гораздо яснее видны рельефы и барьеры нового образовательного законодательства. Какие изменения в образовательной системе Москвы имеют взаимосвязи с новым законом? – Спасибо, вы задали очень точный вопрос. Именно с этого и хотелось начать. Долгое время пришлось работать в органах государственной власти – исполнительной и законодательной. Процессы и процедуры рождения законодательства знакомы изнутри. И всегда было интересно принимать участие в процессе законотворчества – видеть, как рождается, шлифуется и обсуждается та или иная законодательная норма. Закон об образовании, который до сих пор многие называют новым, получил всенародный отклик. Не было другого такого закона, обсуждение которого проходило в таких масштабах. Это говорит о том, что образование является главным социальным институтом общества и государства, поскольку имеет непосредственное отношение к развитию человеческого капитала. Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года. С этого периода в системе образования страны осуществляется последовательный переход к новой законодательной норме – непростое, масштабное внедрение в жизнь новых законодательных требований по всем направлениям. С абсолютной убежденностью с позиций государственного опыта можно подтвердить, что фундаментальные и стремительные изменения в столичном образовании за последние несколько лет – это и есть результат введения в действие законодательства в сфере образования, изменившего уклад самой образовательной системы. И опыт московского образования – своеобразная матрица механизма нормативно-правовых и организационно-структурных изменений, которые определены новым законом. Все это время мы все являемся непосредственными и активными участниками этого по существу исторического процесса. Закон коснулся обновления всех аспектов образования – от содержания, управления, финансирования до участия родительского сообщества в управлении образованием. Есть главное в этом – доступность качественного образования для каждого ребенка независимо от места проживания, возможностей семьи, особенностей его здоровья и развития. Очевидно, что сегодня есть общее понимание и признание этого ориентира – об этом свидетельствуют убедительные результаты эффективности в управлении, обновлении и развитии кадрового потенциала. Многообразие и вариативность выбора доступных и качественных образовательных программ, что получает сегодня практически каждая московская школа, – это не только результат работы системы образования Москвы, это итог первой пятилетки закона об образовании. – Новым законом определены типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.  Именно по этой причине ушли в прошлое лицеи и гимназии, а понятие «школа» приобрело наименование образовательного комплекса. Родителям, далеким от норм образовательного права, сложно примириться с непривычными названиями. Почему законодательство ушло от привычных наименований школ и детских садов, определив новое наименование – «образовательная организация»? – Законодательство изменяется вместе с новыми требованиями и отвечает на вызовы времени, главным трендом из которых является «обучение в течение всей жизни». Но при этом наивысшей ценностью является неотъемлемое конституционное право человека, ребенка на образование. И современная образовательная система должна создавать все возможные условия для обучения и развития, получения образования на всех этапах жизни с изменением приоритетов, целей, этапов и задач человеческой жизни. Непрерывность образования основана на принципах последовательности и непрерывности в освоении образовательных программ. В новом законе основополагающим элементом выступает образовательная программа, а образовательная деятельность – это процесс реализации программ. Именно этот подход и заложил основу построения вертикали непрерывного образования как процесса непрерывного освоения образовательных программ в соответствии с конкретными целями, задачами, условиями и особенностями каждого человека и его семьи на любом этапе его жизни. Сегодня во главе угла не учреждение – детский сад или школа, а программа как основной инструмент непрерывного образования – обучения, воспитания, развития и включения в новые сферы продуктивной творческой деятельности. Это и есть главный критерий, который определяет в том числе свободу и варианты возможностей. Поэтому сегодня в столице реализована модель общеобразовательной организации – школы больших возможностей, поскольку включает все уровни общего образования – от дошкольного до среднего общего, интегрирует программы дополнительного образования, позволяет получить профильное образование при непосредственном участии отраслевых вузов (медицинских, инженерных и других), освоить программы профессионального обучения и получить первую квалификацию. Эти новые законодательные требования качественно осуществлены в нашей системе образования. – Самый существенный вопрос для родительской общественности сегодня – это вопрос о формах получения образования и формах обучения. Семейное образование по законодательству легитимно. В связи с этим возникает вопрос о том, как выстраивается финансирование детей, обучающихся в форме семейного образования при нормативном подушевом финансировании? Кто является получателем выделенных средств на ребенка и кто отвечает за образование?- Да, это один из самых тонких аспектов не только новой законодательной политики, но образовательной практики. Семья – дети и их родители или законные представители имеют такое образовательное право – получить образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно в форме семейного образования или самообразования. В этом случае семья берет на себя компетенцию, обязанность и ответственность за реализацию программы в полном объеме, государственная система образования в лице той или иной организации, в которую по личному заявлению обращается родитель, предоставляет возможность ее реализации и проведения промежуточной или государственной итоговой аттестации. Как это осуществляется, можно проиллюстрировать на фактах и цифрах московского образования, где грамотно выстроена система работы по поддержке обучающихся в форме семейного образования. В соответствии с законодательством в форме семейного образования дети из московских семей имеют возможность осваивать программы дошкольного и общего образования. Законодательная норма получения дошкольного образования в семейной форме в городе Москве определена постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 №951-ПП и от 31.08.2011 №407-ПП. Получение дошкольного образования в семейной форме осуществляется в семейных детских садах, являющихся структурным подразделением государственной образовательной организации. На эту категорию воспитанников выделяется финансирование в размерах аналогичных размерам на обучающихся в дошкольной образовательной организации (от 169,6 до 179,6 тыс. рублей в год в зависимости от возраста). Эти денежные средства направляются на выплаты заработной платы воспитателю семейного детского сада, которым выступает родитель ребенка, его дополнительное профессиональное образование и медицинские осмотры, а также на приобретение учебно-наглядных пособий, средств обучения, игр, игрушек, расходных материалов. Также предусмотрено предоставление компенсационных выплат на питание ребенка в размерах от 108,5 до 133,1 рубля в день в зависимости от возраста детей.Кроме того, всеми образовательными организациями города осуществляются практически все виды бесплатной консультативной помощи родителям обучающихся: методической, психолого-педагогической, диагностической и любой другой по запросу. Такие продуманные и выверенные механизмы позволяют не только правильно организовывать предоставление этого образовательного права, но и контролировать выделение финансовых средств. Важнейшим законодательным требованием является норма образовательного права на получение общего образования в семейной форме. Родители вправе в заявительном порядке реализовать право детей на освоение основных программ общего образования: начального, основного и среднего общего образования в форме семейного образования. При этом образовательными организациями они бесплатно обеспечиваются учебниками и учебно-наглядными пособиями. Кроме того, при выборе семейной формы образования семьям, относящимся к социально-незащищенным категориям граждан, выплачивается компенсация двухразового питания из расчета 142 рубля в день для учащихся 1-4-х классов и 151 рубль в день для учащихся 5-11-х классов. Все дети, осваивающие программы в семейной форме, должны проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию, в той организации, которую выбрала семья. Все это предоставляется на бесплатной основе. Вот так четко выработаны механизмы реализации права на семейную форму образования.  – В соответствии с законом об образовании родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Такие законодательные установки отвечают общемировым трендам. Однако современная российская школа отражает иную картину – она отвечает за все. В чем корень этого противоречия?- Вероятно, это будет самым длительным процессом, поскольку связан с преодолением позиции патернализма в массовом сознании нашего общества на бытовом уровне. Взаимоотношения семьи и школы довольно длительное время были выстроены в парадигме именно такой взаимоответственности – родители привели ребенка в школу, которая должна научить и воспитать. Всегда припоминается большое количество дискуссий, когда ученые, управленцы и педагоги вместе с родителями дискуссировали о том, должна ли школа быть камерой хранения детей. Однако сегодня в открытом информационном обществе, которое за считанные годы превратилось в общество, вооруженное цифровыми технологиями не только в образовании, но и в социальных и семейных связях и воспитании, уже невозможно говорить об обязанностях и ответственности только одной стороны –  школы. Семья и школа по закону равные партнеры. Школа отвечает за качество образования. Семья обязана обеспечить освоение ребенком общего образования и несет ответственность за воспитание. Конечно, воспитание всегда останется центром внимания государства и школы. Оно является сердцевиной процесса образования, ведь не случайно в качестве главного понятия законом определено, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. С этого закон об образовании начинается. А для всех практиков это главная установка. Воспитание есть внутренняя сила образования, ее квинтэссенция. Нельзя осуществить воспитание в мероприятиях в отрыве от процесса обучения на уроке. Тем более что сегодня воспитывает образовательная среда. К примеру, Московская электронная школа, которая шагнула далеко за свои географические пределы, – разве это не воспитывающая среда для нового человека, которому нужно освоить универсальные компетенции и навыки человека XXI века, шагнуть в будущее, быть конкурентоспособным на новом рынке труда и профессий где-то в году уже 2030. Заметьте, совершенно новых профессий, которых сегодня мы еще не знаем! Их еще нет в квалификационных справочниках, на них нет профстандатов. Но уже возможно, завтра Минтруд примет на рассмотрение новые должности, специальности и профессии, которые вырастут из Московской электронной школы. Это наше ближайшее будущее, которое запрограммировано законодательной образовательной стратегией. Первая пятилетка закона пройдена на «пять». Впереди еще много нерешенных проблем, которые надо решить, чтобы получить самую высокую оценку от общества и государства.- Искренне благодарим вас, уважаемая Мария Николаевна, за глубокую и интересную беседу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте