Звездная рать – один из наиболее динамично развивающихся родов войск, создание которых вызвано объективной необходимостью, мировыми тенденциями к расширению роли космоса в защите жизненно важных государственных интересов в экономической, политической и военной сферах. Обеспечение национальной безопасности в околоземном пространстве в XXI веке становится одной из важнейших задач государственной политики. О состоянии и перспективах Космических войск нашим читателям рассказывает командующий КВ генерал-полковник Владимир ПОПОВКИН.
– Владимир Александрович, какие задачи решают Космические войска? Какова их структура?
– Они решают весь комплекс задач обеспечения обороны и безопасности государства в космосе и из космоса. Космические войска созданы в 2001 г., объединили формирования запуска и управления космическими аппаратами, предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства. Образование нового рода войск – закономерный итог предшествующего развития военно-космической деятельности и ракетно-космической обороны России.
Воинские формирования космического назначения были созданы еще в 1950-х гг. в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли. Тогда они вошли в Ракетные войска стратегического назначения.
В начале 1960-х гг. начали создавать первые космические аппараты военного назначения. Это потребовало нового уровня управления военно-космической деятельностью. Первым шагом на пути его централизации стало создание в 1964 г. Центрального управления космических средств Минобороны СССР, подчиненного главнокомандующему РВСН как заместителю министра обороны.
Одновременно в структуре полигона Байконур были сформированы испытательные управления и инженерно-испытательные части, в том числе – специализированное управление, ответственное за подготовку и запуск пилотируемых объектов. В 1966 г. созданы космические формирования на полигоне Плесецк.
В марте 1970 г. создано Главное управление космических средств как головной орган Министерства обороны по военно-космической тематике. В ноябре 1981 г. оно выделено из РВСН и переведено в прямое подчинение министру обороны.
В связи с распадом в 1991 г. СССР из формирований управления начальника космических средств Минобороны выведен ряд соединений и частей, дислоцированных на территории Украины, Казахстана и Узбекистана. В этих условиях Минобороны решило создать новый род войск центрального подчинения – Военно-космические силы.
С началом космической эры появилась необходимость наблюдения за космическими объектами, оценки состояния, предупреждения о возможных аварийных ситуациях в космосе. Поэтому была создана система контроля космического пространства. Как единая общегосударственная система она создавалась на основе комплексного использования информации систем предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны. Ядро системы – центр контроля космического пространства. Он собирает и обрабатывает информацию о космических объектах. С использованием сил и средств центра множество раз предотвращались аварийные ситуации на орбитах, возобновлялось функционирование орбитальных станций и определялись точные районы падения неуправляемых космических объектов, предотвращались чрезвычайные ситуации в космическом пространстве.
Управление командующего войсками противоракетной и противокосмической обороны страны сформировано в 1967 г. в составе войск ПВО страны, в последующем преобразовано в род войск ПВО – войска Ракетно-космической обороны.
В 1997 г. Военно-космические силы и Войска ракетно-космической обороны включены в состав Ракетных войск стратегического назначения. В такой структуре они просуществовали до июня 2001 г.
Космические войска сформированы во исполнение Указа Президента России от 24 марта 2001 г. С 1 июня 2001 г. они приступили к выполнению своих задач.
Основная цель военно-космической деятельности – гарантированное сдерживание агрессии против России в космосе и из космоса.
– Какими силами, в том числе в космосе, действуют вверенные вам войска?
– Основа космического потенциала государства – орбитальная группировка, включающая орбитальные элементы космических систем и отдельные космические аппараты оборонного, социально-экономического и научного назначения. Сейчас в ее составе около 100 космических аппаратов, из них около 60 – военного и двойного назначения.
Космические системы и комплексы различного назначения – важнейшая часть современных военных информационных технологий. Военные действия в Ираке и Югославии еще раз показали, что космические средства – критически важная часть боевого потенциала войск и систем оружия. А решение задач военно-космической деятельности и контроля космического пространства должно быть поднято на качественно новый уровень, соответствующий их роли в современной стратегии и военном искусстве.
– Еще недавно говорили чуть ли не о деградации орбитальной группировки. Есть ли позитивные изменения, и что ожидает ее в перспективе?
– Интересы обороны и безопасности государства в условиях сложной, динамично изменяющейся военно-политической обстановки требуют в ближайшие годы добиться существенного наращивания эффективности военного космоса. Приоритет отдан форсированному созданию перспективных космических систем и комплексов нового поколения на базе новейших космических технологий. В ближайшие несколько лет мы подойдем к обновлению ключевых орбитальных группировок и сможем перейти от стратегии поддержания минимально необходимого количественного состава к постепенному наращиванию вклада космических систем и комплексов в эффективность боевых действий войск и систем оружия.
Проводится работа по модернизации орбитальной группировки космической навигационной системы ГЛОНАСС. Одно из перспективных направлений – микроминиатюризация космических аппаратов. Силами Космических войск созданы и запущены на орбиту 5 малых космических аппаратов «Можаец». Их разработка и эксплуатация, осуществляющаяся Военно-космической академией им. А.Ф. Можайского в интересах учебного процесса и научных экспериментов, дали мощный импульс разработке ряда проектов и комплексов научной аппаратуры. Благодаря нашему опыту и при участии Космических войск ведущие вузы страны начали разрабатывать и запускать свои аппараты.
Не менее важная задача – поддержание и развитие средств выведения космических аппаратов. Это потребует глубокой модернизации наземной инфраструктуры космодрома Плесецк, которая предусмотрена в проекте Федеральной целевой программы развития российских космодромов. При ее последовательной реализации на российской территории будет построен космический ракетный комплекс тяжелого класса «Ангара». Это позволит существенно повысить надежность развертывания, поддержания и восполнения орбитальных группировок.
Мы также проводим работы и по модернизации космического ракетного комплекса среднего класса «Союз-2». Он предназначается для обеспечения полностью независимого доступа в космос. В 2004 г. начаты его летные испытания, проведен первый успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2». Ключевые особенности нового представителя наиболее массового и надежного семейства ракет на базе Р-7 – знаменитой королевской «семерки» – использование исключительно отечественных комплектующих и обеспечение выведения всех существующих и планируемых полезных нагрузок среднего класса с российского космодрома Плесецк.
К 2009 г. планируется обеспечить запуск всех типов космических аппаратов военного и двойного назначения ракетами полностью российского производства.
Большой объем работ направлен на повышение эффективности и надежности систем ракетно-космической обороны. Так, в 2004 г. Космические войска провели успешный пуск противоракеты в интересах совершенствования системы ПРО, что особенно важно на фоне одностороннего выхода США из договора по ПРО 1972 г.
– Как Космические войска участвуют в коммерческих программах?
– Решая оборонные задачи, Космические войска участвуют и в реализации Федеральной космической программы России, коммерческих программах и программах международного сотрудничества, играя немаловажную, можно сказать, ключевую роль. Мы проводили и проводим коммерческие пуски, потому что не все из них может проводить Роскосмос со своих площадок. Кроме того, необходимо распределять нагрузку между стартовыми комплексами для более равномерного использования их ресурсов. Впрочем, для меня как командующего важно прежде всего выполнение графиков пусков по плану Генерального штаба.
В последнее время ведутся серьезные разговоры о едином отряде космонавтов Роскосмоса. Туда могли бы войти и космонавты Космических войск. Но полетят они, если для их полета будет конкретная задача. Например, испытание какого-то нового прибора, прежде чем его установят на автоматический аппарат, или какого-то устройства, перспективных вооружений, конечно, не наступательных. Пока в Космических войсках только один космонавт – Юрий Шаргин. Слава Богу, первый полет нашего инструктора-космонавта-испытателя не вышел комом. Все задачи он успешно решил. Будем формировать следующие…
Если говорить о программах международного сотрудничества, в реализации которых принимали и принимают участие Космические войска, то, в первую очередь, это обеспечение запусков космических аппаратов совместного и зарубежного производства, управление ими. Это такие КА, как «Марс-Экспресс» (Европейское космическое агентство), «Сич» (Украина). Участвуем мы в обеспечении управления международной космической станцией.
– Некоторые объекты наземной инфраструктуры Космических войск находятся за рубежом. Как это сказывается на боеготовности и независимости доступа нашей страны в космическое пространство?
– Многие космические аппараты, например, геостационарные спутники связи, пока нельзя запускать ни с какого другого космодрома кроме Байконура в Казахстане. Даже если построим стартовый комплекс для тяжелой ракеты «Ангара» в Плесецке, мы сильно потеряем в энергетике. Кроме того, потребуется отчуждение больших площадей для падения отработавших ступеней. На Байконуре все это имеется и не требует дополнительных капиталовложений.
Есть у нас также объекты в Таджикистане, Белоруссии, Азербайджане. Это отдельные элементы систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Их статус и порядок применения определяются международными договорами и межправительственными соглашениями. Комплекс системы контроля космического пространства в Нуреке, например, мог быть поставлен на боевое дежурство еще в 1997 – 1998 гг., но неуверенность командования войск ПВО, потом – РВСН в его будущности мешала нормальному финансированию и постановке на боевое дежурство. Договоренность 2002 г. с Таджикистаном позволила вложить в него деньги, кое-что поменять и поставить его на боевое дежурство в 2004 г. При этом информация о космических объектах не просто увеличилась, а приобрела новое качество. Мы увидели геостационарную орбиту, дальний космос – КА на высокоэллиптических орбитах. Объективно наш каталог космических объектов соизмерим с американским, а в некотором плане мы видим кое-что, чего не видят они.
– Сотрудничество с США, к примеру, в области антитеррора, продолжается. Каковы его направления, касающиеся Космических войск?
– Важное направление участия Космических войск в международном сотрудничестве – реализация российско-американских меморандумов «О создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет» и «О понимании об уведомлениях о пусках ракет». Их реализация будет способствовать повышению стратегической стабильности и снижению опасности провокационного и террористического применения ракетных средств и оружия массового поражения.
Специалисты Космических войск участвуют в подготовке и реализации программ в рамках военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, организации выполнения международных обязательств России в области ограничения и сокращения вооружений.
Большое внимание уделяется подготовке предложений, участию в совершенствовании международного космического права – разработке проблем использования космического пространства в мирных целях, в том числе предотвращения размещения в космическом пространстве любого оружия, подготовке международных договоров России по сотрудничеству с иностранными государствами и международными организациями в области космической деятельности.
Таким образом, у Космических войск есть ощутимые успехи. Связаны они, в первую очередь, с тем, что наряду с поддержанием боеготовности мы взялись за реализацию перспективных проектов. Решение всего комплекса задач позволит сохранить военно-космическую деятельность государства на требуемом уровне и проводить независимую космическую политику.
Комментарии