search
main
0

Перспективы. Развитие свободной личности – основная задача новой школы

​Перспективу современной российской школы я вижу как содружество трех неразрывно связанных сторон, субъектов педагогического процесса – учащихся, их родителей и педагогов. Это три стороны образовательного треугольника. Но ведь этот треугольник не только собственно образовательный, обучающий и научающий, он, этот треугольник, то есть педагогический процесс, есть инструмент воспитания, есть процесс воспитательный.

Школа – это в широком смысле слова важнейший институт воспитания ребенка, институт социализации подрастающего поколения, институт образования личности – образования ее нравственных и когнитивных качеств. В своем истинном назначении школа и педагоги создают душу ребенка, рождают ребенка духовно и нравственно – как родители рождают его физически. «Учитель – второй родитель», – сказал великий философ Платон.Необходимо создать такую образовательную – следовательно, обучающую, воспитательную и развивающую – среду, которая была бы психологически комфортной для полноценной реализации образовательных и воспитательных функций школы, которая стимулировала бы все стороны триединого образовательного процесса на активную учебную и воспитательную деятельность, на деятельность по развитию всех сторон личности подрастающего человека – ученика.Именно личностные качества учащегося, формируемые в соответствующей образовательной среде, являются основой для формирования и успешного развития его познавательных способностей, как это указывается в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.Личность человека, а тем более личность ребенка, есть тот фундамент, на котором строится все обучение. Личность ребенка есть одновременно и отправная точка, и цель всякого образовательного и воспитательного процесса. Развитие духовно богатой и нравственно здоровой личности, свободной и самостоятельной, имеющей активную гражданскую позицию и обладающей навыками самодеятельности и самообразования, поставлено ныне во главу угла в современном российском образовании, базирующемся на личностно ориентированном и системно-деятельностном подходе.Образовательная среда новой школы и должна создавать все необходимые условия для осуществления данной личностно-деятельностной концепции. Человек есть всегда субъект своей деятельности, но никогда не объект для манипулирования им другим человеком, никогда не некий плацдарм, испытательный полигон для проведения различных педагогических экспериментов.Развитие свободной и осознанной субъектности ребенка и есть, по моему глубокому убеждению, основная, сущностная задача новой школы, конкретнее – основная задача воспитательных структур школы. Человек – свободный и ответственный субъект своей деятельности, субъект развития, обучения, воспитания, формирования своей личности, своих социальных связей. Именно поэтому такое большое значение в современной школе уделяется самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитию умений и навыков свободного целеполагания своей образовательной траектории, развитию волевой мотивации к познавательной деятельности.Но ведь эти знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучающего развития школьника, не замыкаются только в пределах узкой предметности, в узкокогнитивной сфере – они, что очень важно, обнимают собой все аспекты личностного, психического, духовно-нравственного, как познавательного, так и эмоционального развития подрастающего человека, становящейся личности, они, эти знания, умения и навыки, и формируют личность. То есть собственно полноценное обучение становится, преобразуется – а иначе и быть не может – в полноценное воспитание, в плодотворное развитие личности.Педагогическая профессия – это самая что ни на есть работа в парадигме «человек – человек», работа, требующая предельно личностного человеческого контакта, сотрудничества, взаимопонимания. Нет такого контакта – и никакие мудреные педагогические, а тем паче информационные, компьютерные технологии не помогут. Мы имеем дело с детьми – это каждодневные близкие контакты с подрастающими людьми с пока еще неустойчивой, нестабильной эмоционально-психологической сферой становящейся, растущей личности; и от того, как мы выстроим эти личностные отношения, и будет зависеть успех нашей педагогической деятельности – обучающей, воспитательной и развивающей.Мы живем в огромном хаотичном социуме современного мегаполиса, который постоянно – и по возрастающей – оказывает свое влияние на личность и развитие ребенка, влияние зачастую негативное. Мегаполис – это и возможность (обучения, работы, карьеры – социальной мобильности), но и опасность. Школа призвана закалить тот нравственный стержень в ребенке, без которого его личность может не устоять в беспрерывно меняющейся внешней среде, в динамично развивающейся социальной ситуации. Без этого нравственного стержня личности может грозить угроза морального распада, человеческой деградации. Наша стратегия на будущее – это сохранение личности, удержание ребенка в силовом поле этических категорий и норм, формирование человека в ребенке, по сути – создание общества через воспитание ребенка – созидателя этого будущего общества.Лучшая инновация в школе – это возрождение и удержание каждодневной практики доверительно-личностного общения ребенка и учителя, того общения, которого (как я вижу это постоянно в школе на примере многих детей) так не хватает современным детям. Может быть, школа и останется островом душевного комфорта, доверия и эмоциональной «разгрузки» для людей – педагогов, учеников и их родителей – в сумасшедшем, донельзя технизированном, информатизированном и – не дай бог! – обезличенном, бездушном мире будущего социума, взмывающего вверх к высотам технического прогресса, но рискующего оставить человеческую душу где-то далеко позади.Новая школа должна быть, по моему глубочайшему убеждению, школой взаимопонимания и доверия, сотрудничества и кооперации, школой плодотворной совместной деятельности учащихся и педагогов. Такая школа и будет истинным институтом социализации, институтом формирования не просто грамотных и образованных людей, но школой формирования личностей – граждан и патриотов своего Отечества.Вячеслав КОРПАЧЕВ, учитель истории и обществознания школы №1987

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте