В Центре образования №1486 состоялась совместная коллегия Северо-Восточного окружного управления образования и Управления по СВАО ГУ МЧС, посвященная проблемам пожарной безопасности в образовательных учреждениях. В 2011 году были проведены серьезные организационные и технические мероприятия по преодолению случаев нарушения пожарной безопасности в образовательных учреждениях, и это дало свой положительный результат. О том, как конкретно строится эта работа, участникам коллегии в своем выступлении рассказала директор ЦО №1486 Елена ЛОКОТКО.
Обеспечение безопасности учреждения, сохранение имущества, а главное – жизни и здоровья детей и сотрудников для нас одно из приоритетных направлений работы. Сегодня именно пожары наиболее распространенные причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Анализ статистических данных о пожарах в учреждениях образования всех уровней за последние годы показывает, что пожары происходят ежедневно. Материальный ущерб от них составляет десятки миллионов рублей, но главный ущерб – это гибель людей.В нашем Центре образования №1486 создана система работы по обеспечению пожарной безопасности. В ее основе лежит знание, осмысление и неукоснительное соблюдение требований, определенных нормативно-правовыми документами, при этом системообразующим фактором стала профилактическая работа.Первый шаг на пути обеспечения пожарной безопасности в школе – изучение существующих нормативных актов в этой области и постоянное внимание к вносимым изменениям. Как говорится, кто информирован, тот вооружен и готов к неожиданностям.Кроме того, вопросы пожарной безопасности регламентируют соответствующие государственные стандарты, нормы пожарной безопасности, строительные нормы и правила. Пункт 1.2 ППБ-101-89 определяет: «Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации и тушению пожара».Подробно изучить содержание всех этих документов не специалисту в области пожарной службы не просто трудно (будем реалистами!), а невозможно. Поэтому директор школы должен хорошо ориентироваться в двух важнейших документах: Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89) и свод правил СП – 12.13130.2009 (вступили в силу с 01.05.2009 г., утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 г. №182). Кроме того, знать о существовании остальных актов и при необходимости их использовать лучше, если документы не распечатаны из Интернета, а лежат на столе руководителя в форме официальных изданий.На следующем этапе работы происходит распределение должностных обязанностей и меры ответственности между сотрудниками: директором, заместителем директора по обеспечению безопасности учреждения, заместителем директора по административно-хозяйственной работе, заместителем директора по воспитательной работе, преподавателем ОБЖ. На этом этапе важно понимать, что для любого человека (а должностное лицо – это тоже человек!) психологически очень значимо осмысление всего объема возложенных на него обязанностей, их граница должна быть четко определена. Человек должен быть уверен, что может планировать свою работу, что критерии оценки результатов известны и понятны. Поэтому мы не останавливаемся на формальном подписании должностной инструкции, изложенной канцелярским языком. На административном совещании мы обязательно проговариваем зону ответственности и очень конкретный перечень действий каждого сотрудника, обеспечивающего ПБ в школе, записываем все в рабочие блокноты. Такое совместное обсуждение и конкретизация позволяют не только структурировать всю работу, но и исключить возможные конфликты, связанные с перекладыванием ответственности за ошибки на коллег.Например, ответственный за пожарную безопасность в учреждении, который разрабатывает нормативную базу ПБ в учреждении и представляет документы директору для утверждения, доводит содержание необходимой нормативной базы до сведения сотрудников, обеспечивает наличие на рабочих местах сотрудников памятки по ПБ, инструкций по ПБ, плана эвакуации при ЧС, обеспечивает функционирование системы автоматической пожарной сигнализации, распределение первичных средств пожаротушения по учреждению, определяет количество и содержание информационных материалов, организует их размещение в здании, на территории, на сайте учреждения после согласования с директором, взаимодействует с сотрудниками служб МЧС, контролирует исполнение должностных обязанностей сотрудников в части обеспечения ПБ, планирует, организует и проводит учебные эвакуации с различными вводными 4 раза в год, участвует в планировании профилактической работы по теме, а также составляет письменный анализ проделанной работы раз в год объемом до 3 листов. Это все, и никакие другие обязанности вдруг возникнуть не могут. И сам сотрудник, и директор должны видеть результаты труда, получать удовольствие от качественно выполненной работы, а не уныло барахтаться в бескрайнем океане бумаг, в котором можно утопить даже здравый смысл.Следующий шаг – разработка и утверждение локальных актов учреждения. В инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории содержатся такие требования, как порядок содержания территории образовательного учреждения, зданий и помещений, состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, требования к использованию электроустановок, состоянию и содержанию установок пожарной автоматики, к оснащению первичными средствами пожаротушения и их содержанию, пожарной безопасности для помещений различного назначения (классы химии, физики, труда, информатики), пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий, порядок действий в случае возникновения пожара. Кроме того, составляется инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.После издания соответствующих локальных актов их содержание доводится до сведения всех сотрудников под подпись – на педагогическом совете, оперативных совещаниях, через специальную папку «Это должен знать каждый», которая всегда находится в общем доступе в канцелярии, через индивидуальное инструктирование и школьный сайт.Учащиеся инструктируются на классных собраниях и уроках ОБЖ, родители – на родительских собраниях и через сайт учреждения, при этом используются и информационные стенды. Конечно, мы отлично понимаем, что формализм здесь не допустим, важна не просто подпись, важно осмысление, принятие и выполнение всех требований ПБ. Такой подход позволяет сформировать навык безопасного поведения, а систематические учебные тренировки (эвакуации) – довести определенные навыки до автоматизма.В современных условиях большую роль играет техническое оснащение. В свое время мне пришлось потратить много сил и времени, чтобы разобраться в этом вопросе. Если где-то в здании возник пожар, то необходимо быстро оповестить всех людей и как можно скорее провести эвакуацию. Все это возможно сделать, если в школе есть автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре. Такие системы работают в автоматическом режиме и способны своевременно обнаружить задымление, в кратчайшее время подать сигнал об опасности. Пожарная сигнализация может выдавать управляющий сигнал на запуск систем автоматического пожаротушения, может формировать команды на выключение приточной вентиляции и включение системы дымоудаления на путях эвакуации.В нашем Центре образования используются тепловые и дымовые извещатели. Для обработки информации и формирования управляющих сигналов тревоги есть охранно-пожарные приемно-контрольные приборы и пульты. Для выдачи команды на запуск систем автоматического пожаротушения служат пожарные сигнально-пусковые устройства. Для питания приборов пожарной сигнализации используются специальные источники питания, обеспечивающие бесперебойное функционирование систем пожарной сигнализации при отключении напряжения основного источника питания.Из первичных средств тушения пожара мы используем огнетушители. От эффективности и надежности огнетушителей, от умения ими пользоваться зависит успех тушения пожаров. Большинство пожаров при своевременном и правильном применении огнетушителей можно ликвидировать еще до прибытия пожарных подразделений.Мы ведем профилактическую работу с учащимися, в основе которой лежат уроки ОБЖ (у нас в школе в 5-11-х классах эти уроки включены в учебный план как самостоятельные, так как предыдущий опыт изучения предмета ОБЖ показал нецелесообразность интеграции его с другими предметами). В плане воспитательной работы предусмотрены тематические классные часы, клубные часы в группах продленного дня, посещение пожарной части №59, проектная деятельность, КВН, участие в различных мероприятиях в округе. Интересной традицией стал общешкольный праздник «День спасателя», в подготовке и проведении которого участвуют все наши ученики, которые реализуют самые разнообразные способности в разных видах деятельности, мы привлекаем родителей, сотрудников МЧС.При проведении любых мероприятий, выездов из школы, перед каникулами обязательны соответствующие инструктажи, которые фиксируются в специальных журналах.В вопросах пожарной безопасности достаточно проблем, которые учреждение самостоятельно решить не может. Остался без конкретных разъяснений вопрос о применении новых требований к зданиям старой постройки: кто должен нести ответственность за нарушения, причиной которых становится отсутствие средств на выполнение определенных работ (замена решеток на распашные). Серьезную опасность в старых зданиях представляет электропроводка, на которую ежедневно возрастает нагрузка, подключаются новые точки потребления, а у нас нет даже экспертизы допустимых нагрузок. Полностью отсутствуют места для хранения инвентаря, воды, моющих средств, документов, при проведении строительных работ в учреждении значительно повышается опасность пожара, сертификаты на строительные материалы получить очень трудно, разграничения ответственности нет.Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает взаимодействие с региональными отделами государственной надзорной деятельности Управления МЧС по городу Москве. Мы в очередной раз наблюдаем своеобразное распределение обязанностей между ведомствами. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении возложено на директора, который имеет педагогическое образование, управленческое образование, часто психологическое образование, но никогда не обучался в вузах системы МЧС. В штатном расписании школы не предусмотрена должность специалиста по вопросам пожарной безопасности с соответствующими требованиями к уровню образования, а в связи с переходом на новую систему финансирования такая должность не будет предусмотрена никогда. Вот и получается, что мы обеспечиваем безопасность на уровне здравого смысла, используя навыки самообразования, а проверяют нас (или, точнее, осуществляют надзор) инспекторы-специалисты с высшим профессиональным образованием. Не думаю, что главным смыслом работы грамотного инспектора пожарной службы должны быть констатация нарушений правил пожарной безопасности, наложение штрафов за то, что в компетенцию директора школы просто не может входить. Уверена, что наша совместная профилактическая работа с инспекторами пожарного надзора для обеспечения пожарной безопасности в учреждении принесла бы значительную пользу. Если бы средства от штрафов, которые оплачивают директора, использовали на устранение выявленных недостатков, если бы они не оседали на счетах ГУ МЧС, то количество нарушений стало бы минимальным.Нашему учреждению повезло сотрудничать с грамотными инспекторами, уровень образования которых позволяет им оказывать высококвалифицированную консультативную помощь в правовых вопросах; давать рекомендации в свете современных требований; вовремя направить на решение наиболее важных проблем. Мы с доверием относимся к этим рекомендациям, всегда выполняем, радуемся вместе с нашим инспектором, когда сравниваем предписания за последние пять лет и видим значительный прогресс в решении вопросов ПБ.Наши перспективы оптимистичны, так как на нас смотрят дети с надеждой, что мы о них позаботимся, в том числе и в вопросах пожарной безопасности.
Комментарии