Более полутора веков назад Николай Васильевич Гоголь писал, что в России две беды – дураки и дороги. Если бы великий классик жил сегодня, то вряд ли бы он усомнился в реальности первой беды. А вот вторая его бы заставила глубоко задуматься. Ведь дороги бывают разные – асфальтовые, грунтовые. А без железных огромную Россию и представить нельзя. Тысячами километров рельсов и шпал они накрепко сшивают страну, не давая ей расползтись по швам регионов и автономий.
Моя судьба, как и судьба любого журналиста, тоже связана с железной дорогой. А еще меня роднит с ней то, что мой дед работал в слесарных мастерских Калужского техникума железнодорожного транспорта. В нем учились моя мать, мой дядя и двоюродный брат. Пожалуй, сегодня железнодорожный вид транспорта – самый надежный и безопасный. А чтобы он всегда оставался таким, ему нужны грамотные и дисциплинированные специалисты.
С риском для жизни
Калужский техникум железнодорожного транспорта – один из престижных в городе. Там готовят специалистов по шести специальностям.
Срок обучения на базе основной школы – 3 года 10 месяцев, на базе средней – на год меньше. Абитуриенты сдают два экзамена – математику (устно) и русский язык (диктант). Также из аттестата берется оценка по физике. По собеседованию на все специальности зачисляются выпускники 9-х классов, награжденные похвальной грамотой, закончившие одиннадцатилетку с золотой медалью или получившие похвальную грамоту за особые успехи в изучении предметов “Русский язык и литература” и “Математика”. Также по собеседованию зачисляются выпускники ПТУ, окончившие их с отличием. Все студенты имеют право на получение бесплатного билета для проезда по железным дорогам.
– Названия специальностей говорят сами за себя, – рассказывает заместитель директора по учебно-практической работе, а в прошлом выпускник КТЖТ Василий Абашин. – Все они связаны с безопасностью движения. Работа очень ответственная. Как вы понимаете, все специальности – с риском для жизни.
Железнодорожник должен строго соблюдать правила технической эксплуатации. Кстати, два года назад они поменялись. По новым правилам ТЭ администрация техникума сдавала экзамены главному ревизору в управлении Московской железной дороги.
По словам Абашина, без проблем не обходится. Последнее время срезается финансирование медицинского обслуживания, которое для студентов должно быть бесплатным. Медицинский осмотр проводит только железнодорожная поликлиника, ведь для каждой специальности КТЖТ со стороны врачей – особые требования.
– После третьего курса, с середины мая до конца августа, на практику выходят более двухсот студентов, – продолжает Василий Михайлович. – Практика по каждой специальности разная – от 13 до 16 недель. Где ее проходят студенты? Как правило, на базовых предприятиях – на станции Калуга-2, на заводе “Ремпутьмаш”. На технологическую практику ребята направляются в основном в отделения Московской железной дороги. После армии многие ребята возвращаются туда уже на постоянную работу, ведь зарплата на “железке” довольно приличная.
По российскому законодательству каждый студент имеет право написать заявление о свободном трудоустройстве.
– Мы идем им навстречу, – говорит Василий Абашин. – Но, как правило, подавляющее большинство выпускников уходят на “железку”. Около 20% трудоустраиваются на калужские предприятия, где с уважением относятся к нашим ребятам.
За последние годы КТЖТ преобразился и помолодел. МПС не пожалело денег на его ремонт. Внутри, как на корабле, все сверкает и блестит. Современная библиотека с просторным и светлым читальным залом, с шикарной мебелью. Великолепный спортивный и тренажерный зал с новым фирменным оборудованием, где занимаются не только студенты, но и преподаватели. В техникуме – более 40 лабораторий, действующие макеты железных дорог. Все наглядные пособия, а их множество, сделаны руками ребят, мастеров и педагогов. Кроме специальности “Организация перевозок и управление движением” все ребята проходят практику в токарных, слесарно-монтажных, слесарных, электромонтажных и сварочных мастерских. Я думал, что руководит всем этим внушительным хозяйством какой-нибудь строгий мужчина. Ничего подобного. Заведующая мастерскими – Любовь Воробьева. У нее в подчинении пять мастеров-мужчин, да и практиканты все – парни.
– Мы хорошо уживаемся, – улыбается Любовь Александровна. – Но иногда приходится и руководить. Жесткой женской рукой, – шутит она. – Женщина-начальник в окружении мужчин – сдерживающий фактор. Чтобы не распоясывались и не бранились.
От паровоза – в небо
КТЖТ – одно из старейших учебных заведений города и области. В сентябре будущего года техникум отметит свое 125-летие. В 1878 году в Калуге появилось техническое железнодорожное училище, в котором было всего два класса. После Октябрьской революции его преобразовали в механический техникум, где стали готовить не только помощников машинистов паровозов, но и специалистов для заводов и фабрик. В 1920 году техникуму присвоено звание “Ударное учебное заведение”. С начала Великой Отечественной войны и по апрель 42-го КТЖТ был в эвакуации в Сибири. Летом 41-го 2,5 тысячи выпускников, учащихся и педагогов техникума работали на Западном фронте на строительстве оборонительных сооружений. В год столетнего юбилея КТЖТ награжден Почетной грамотой.
– За 124 года существования техникум подготовил более 14 тысяч специалистов, – рассказывает заведующая библиотекой Елена Жинова. – Здесь преподавал Владимир Платов, известный рационализатор, еще до войны придумавший путеукладчик с дизельным электрическим приводом. Многие выпускники награждены различными орденами и медалями, медалью “Почетный железнодорожник”, стали учеными. Более полувека жизни отдал техникуму его бывший директор заслуженный учитель РСФСР, почетный железнодорожник Владимир Соколов. При Владимире Николаевиче значительно расширилась материально-техническая база КТЖТ – появились два общежития, трехэтажная пристройка с мастерскими и северный корпус.
Как это ни покажется странным, но и от КТЖТ пролегла дорога в космос. В 1923 – 1925 годах в мастерских техникума работал Константин Эдуардович Циолковский. И строил он, конечно же, не паровозы. Великий ученый трудился над созданием модели дирижабля. В техникуме был организован первый в СССР кружок планеристов (“юных летателей”, как называл их Циолковский). В 1929 году под руководством ученого был построен планер ИТ-4, который назвали “Октябрь”. С крутого берега Яченки, где сегодня стоит ракета “Восток-6”, юные воспитанники Константина Эдуардовича совершали свои первые полеты.
Педагоги не жалуются
Но вернемся в день сегодняшний. Занятия в техникуме проводятся шесть дней в неделю в одну смену. На очном обучении – более 900 студентов, заочников – 140, на платном – 186 человек. Плата составляет около 6 тысяч рублей в год.
– Подавляющее большинство наших студентов – из Калуги и области, – рассказывает заместитель директора по учебной работе Светлана Котенкова. – Но есть ребята из Москвы и даже из Мурманской области. Они идут к нам целенаправленно, случайных людей практически нет. Не секрет, предпочтение отдается детям железнодорожников.
Кроме академической и социальной стипендии в КТЖТ есть еще и специальная. Отличники получают 200% стипендии, а те, кто учится на “хорошо” и “отлично”, – 150%. По решению педсовета трем студентам выплачивается по 400 рублей от МПС, пятерым – 300 рублей от МЖД.
В техникуме ведется строгий учет успеваемости. Оценки выставляются не по семестрам, а ежемесячно. На первом этаже на всеобщее обозрение вывешены графики успеваемости и посещаемости. Два раза в семестр на каждом курсе проводятся общие родительские собрания.
Кипит жизнь и у студентов. Есть и кружковая работа, и железнодорожные КВНы. Ребята участвуют в городских выставках технического творчества в сети МПС. Два года подряд калужане занимали призовые места.
– Педагогический коллектив – 64 человека, – рассказывает Светлана Владимировна. – 10% – выпускники техникума. Среди преподавателей много производственников с большим стажем. Учителя общеобразовательных предметов в основном молодые – выпускники Калужского ГПУ имени Циолковского. Администрация ими очень довольна.
Все педагоги ведут оплачиваемые факультативные занятия, большинство из них закончили двухмесячные бесплатные компьютерные курсы.
В заключение о зарплате. Конечно, человеку всегда хочется большего. Зарплата преподавателей КТЖТ – в среднем 3,6 тысячи рублей. Но это за счет премий от Московского и Смоленского отделений железной дороги и доплат от управления ЖД. Так что Калужская “железка” по сравнению с ПТУ и школами – на высоте. Жаль, что последние не относятся к “Газпрому” или к РАО ЕЭС…
Михаил БОНДАРЕВ
Калуга
Комментарии