search
main
0

Перспективная архитектура. Коллективное решение сложных задач

При проектировании урока в эпоху информационного общества учитель ставит перед собой задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений школьников. Развить указанный набор компетенций можно в рамках проектной работы, включающей коллективное решение сложных задач.

В настоящее время в литературе существуют различные толкования терминов и базовых понятий данного направления образования. Мы будем понимать под проектом временную деятельность учащихся, направленную на получение уникального результата. Важно помнить, что проектная деятельность – часть самостоятельной работы учащихся, а цель проектной деятельности заключается в применении учащимися приобретенных знаний, умений и навыков [2]. В статье приведен пример обобщающего урока алгебры в 9-м классе по теме «Графики функций» на основе метода проектов. Цель проекта – разработать модель архитектурного сооружения для города будущего, используя графики функций: Обучающиеся заранее делятся на группы. Деление можно проводить по-разному, но в каждой группе должен оказаться ученик, хорошо усвоивший тему. Этот ученик назначается руководителем группы. Предложите «руководителям» набрать себе группу самостоятельно, но с условием, что каждый из них выбирает по очереди по одному человеку. После того как группы сформированы, учитель сообщает задание и критерии оценивания результата.Каждая группа должна на формате А1 (ватман) в декартовой системе координат построить модель архитектурного сооружения для города будущего, используя изученные графики функций. Каждый график подписывается, и указываются промежутки, на которых функция задана. Обучающиеся также должны самостоятельно поставить задачи для своего проекта и подготовить его защиту. На данную работу группам дается 3-4 дня.Теперь рассмотрим поэтапно обобщающий урок «Город будущего». На этапе актуализации учитель или группа обучающихся рассказывают о стремлении людей в разные эпохи проектировать фантастические архитектурные объекты: здания, арки, мосты и т.  д. Можно показать обучающимся работы Леонардо да Винчи; серию футуристических иллюстраций En L’An 2000 («Год 2000»), которая была подготовлена к Парижской международной выставке 1900 года [3]; фантастические города будущего румынского художника Даниэля Доцу [4]; 15 невероятных архитектурных проектов будущего, которые пока не были реализованы [1], или другие – на усмотрение учителя. Главное – соблюдать временной регламент. Отведите на данный этап 5-6 минут. Второй этап урока – защита проектов. Группы в течение 3-5 минут представляют свои продукты.Оцениваются оригинальность идей, грамотность речи, в том числе и математической, общий дизайн полученного продукта, креативность представления полученного продукта, количество использованных графиков. Пример оценочной таблицы приведен ниже. Оценки выступающим группам выставляют остальные группы и учитель. (См. табл.) На третьем этапе идет проверка правильности задания функций. Группы по кругу меняются выполненными работами. Новая задача для групп – проверить, верно ли заданы функции и их области определения, графики которых составляют представленные в проекте объекты. Если группа нашла ошибки, то приглашается представитель (может быть, несколько представителей) разработчиков, и если разработчики ошибки признают, то эти ошибки исправляются на месте. Основная цель этого этапа – исправить все возможные ошибки. Если ошибки исправлены, на оценку проекта они не влияют.Заключительный этап – рефлексивный. Группы оценивают свою работу в форме круглого стола. Обучающиеся говорят, что у них получилось особенно хорошо, в чем они испытывали затруднения, оценивают комфортность работы в группе. Руководители оценивают вклад каждого члена группы. Таким образом, учитывая оценки за защиту проекта, каждый обучающийся получает суммарную оценку. Эта оценка фиксируется руководителями групп и передается учителю. Но окончательную оценку за работу над проектом школьники получают после проверки проектов учителем. Если ошибок нет или они все исправлены, то баллы не снижаются. Если же учитель найдет в работе ошибки, то баллы снимаются как у группы, допустившей данные ошибки, так и у группы, эти ошибки пропустившей при проверке. Итоговая отметка за проект сообщается на следующем уроке.В качестве домашнего задания школьникам может быть предложено  построить графики функций, используемых в проекте в табличном редакторе Microsoft Excel. Наиболее продвинутые могут попробовать в данной программе построить объект своего проекта, используя ограничения построения графиков областями определения.Таким образом, построенный с использованием метода проекта урок позволяет учителю и обучающимся осуществить не только контроль полученных по данной теме знаний, но и скорректировать их. Литература1. 15 невероятных архитектурных проектов будущего, которые пока не были реализованы. [Электронный ресурс] / Novate. Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/150215/30006/2. Гладилин А.К. Проектная деятельность в школьном образовании: модный тренд или ключевое направление [Электронный ресурс] / Нанометр. Нанотехнологическое сообщество. – Режим доступа: http://www.nanometer.ru/2016/12/04/nedela_nauki_526494.html3. Будущее глазами художников XIX века: в чем были правы и в чем ошибались участники проекта En L’An 2000 [Электронный ресурс] / tjournal.ru. – Режим доступа: https://tjournal.ru/p/1800-2000-prognose4. Мир картинок. [Электронный ресурс] / Nevsepic.com.ua. – Режим доступа: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/23296-fantasticheskie-goroda-buduschego-hudozhnika-danielya-docu-43-foto.html5. Чехов Н.С. Система и критерии оценки проектов. [Электронный ресурс] / Педфорум. Режим доступа: http://pedagogie.ru/sistema-i-kriteri-ocenki-proektov.html​Наталья НАКОНЕШНЮК, учитель математики Новосафоновской средней общеобразовательной школы, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010, Прокопьевский муниципальный район, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте