О том, как трудно живется учителю, как зависима судьба школы от власти, мы говорим много. Однако немало сегодня проблем и у тех, кто повышает квалификацию учителя, тем самым социально его защищая.
Любопытный рассказ услышала я на кафедре математики Новосибирского института повышения квалификации работников образования:
– Из дальних деревень учителя к нам на курсы доехать не могут: не на кого оставить хозяйство, за счет которого они только и могут прокормить семью, нет денег на дорогу, на дорогое житье-бытье в городе. Вот мы и едем к ним сами: много лет такие десанты-семинары проводим, на которые собираются педагоги сразу из двух-трех районов. И какие же там, в глубине России, встречаются таланты! И при этом, как правило, с заниженной самооценкой, – Дина Яковлевна Серяпина, сама прекрасный математик, методист высшей категории, заслуженный учитель России, горько вздыхает. – Надо же знать психологию сельского учителя! В одной из глухих деревень уже десятки лет работает математик Мария Алексеевна, на уроки которой не только коллеги, но и методисты ездят поучиться: кладезь премудрости и всяческих методических изобретений. Обаяние, энергия, эрудиция! И никакой категории! Зарплата самая низкая. Стали мы ее убеждать, что надо пройти аттестацию, а она отвечает: “Зачем же я поеду куда-то в областной центр доказывать, что я не верблюд. Стыдно как-то добиваться себе высокой оценки”. С трудом мы ее убедили, обеспечили документами, измерителями профессиональной компетентности, консультациями, вселили уверенность. Поручили ее ученице, уже защитившейся на первую категорию, подготовить свою наставницу к аттестации.
– Одиннадцать докторов наук, профессоров и более 60 кандидатов наук, доцентов, возглавляемых доктором наук, теперь членом-корреспондентом РАО Василием Синенко, заслуженным учителем России, работавшим и преподавателем физики в сельской школе, и методистом в институте усовершенствования учителей, и деканом физического факультета, и проректором крупнейшего в Сибири педагогического института, создали в НИПКиПРО благодатную среду для развития педагогической науки.
Такая среда, в свою очередь, создает предпосылки и для обучения учителей нового типа. Причем речь теперь идет не только о новой квалификации, но и приобретении новой специальности. Это, пожалуй, и есть самый эффективный способ социальной защиты: более 500 учителей сельских школ получили здесь второе высшее образование по таким специальностям, как логопед, психолог, преподаватель иностранного языка, социальный педагог, преподаватель ОБЖ и преподаватель физкультуры.
– Такая форма образования, дополненная дистанционной поддержкой наших методистов через интернет и выездные семинары, – самая эффективная, – считает проректор по учебной работе кандидат биологических наук Галина Жарова, создавшая одну из первых и самых популярных среди педагогов кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии.
– Наши слушатели – как правило, это сельские учителя начальных классов – имеют психолого-педагогическую подготовку, хороший опыт, делают осознанный выбор и уже имеют все необходимое для работы, в том числе и жилье, и авторитет профессионала. Мы только даем им современные универсальные и специальные знания и новую модель организации педагогической деятельности. Через высококвалифицированного учителя, получившего вторую специальность и новые возможности самореализации, мы сохраняем школу, деревню, культурную среду, которая только этим учителем и держится, спасается и даже развивается. Теперь эти педагоги получают еще и знание компьютера, овладевают на наших курсах тайнами интернет-образования. А большинство наших слушателей становятся еще и педагогами дополнительного образования – их неизбежно вовлекают своими фестивалями и праздниками в творчество наши кафедры воспитания, дополнительного образования и таких образовательных областей, как “Искусство” и “Технология”.
Последнее замечание весьма существенно не только потому, что новые педагоги делают дополнительное образование на селе приоритетным, но и потому, что пробуждение творческих, художественных способностей в педагоге обновляет его личность, делает жизнь интересной и радостно окрашенной. Перспектива радости – она ведь не только для ребенка важна.
– Исследования наших социологов показали, что рейтинг учителя в обществе падает не потому, что учитель бедно одет, мало зарабатывает, а из-за недостаточного уровня профессионализма, в котором культура является главенствующей составляющей, – рассказывает ректор института Василий Синенко. – Это особенно существенно для сельского учителя, который оказывается по бедности нашей системы в информационном вакууме, вне культурного пространства. Урок доминирует в становлении культуры – значит особенно важно обогатить культуру учителя и создать культурную среду на уроке. Мы составили многоуровневые учебные программы, где усилен культурологический аспект. Организовали сотрудничество с театрами, филармонией, музеями.
Огромной популярностью всегда пользовался семинар и спецкурс замечательной учительницы Нелли Шабашовой, которую еще много лет назад озарила идея преподавать физику… средствами искусства и музыки! Развить воображение учителя через погружение в искусство, в культурную среду – значит высвободить новые творческие возможности. К этому мы и стремимся. Творчество учителей, особенно сельских, представлено в местной печати, на фестивалях авторской песни. Похоже, наша кафедра гуманитарного образования, где появилось много талантливой молодежи, становится не только школой лингвистики и литературоведения (статьями Ильи Кузнецова зачитываются как беллетристикой), но и школой поэтического искусства. Проучившиеся у нас педагоги иначе преподают литературу в школе – не только через структурный анализ текста, но и через собственное творчество детей: обязательно издают в школе сборники, альманахи, газеты, проводят поэтические конкурсы и встречи в “Литературной гостиной”. Это же событие для села!
– Монографии сотрудников института публикуются в серии “Антология научно-методических идей”, – продолжает свой рассказ ректор, – а опыт творческих школьных педагогов – в “Библиотечке творческих идей”. Эти изящно оформленные книжицы представляют уникальный опыт, авторские программы и методические секреты известных педагогов области, творящих новую современную педагогическую практику вместе с учеными и методистами института. Плодотворный союз!
Институт разрабатывает не только перспективные педагогические теории, организует многомерное пространство для непрерывного образования взрослых, но и создает технологии, формы обучения, которые соединяют исследование, эксперимент и социально-педагогические акции, преобразующие сам стиль жизни: педагогические ассамблеи, фестивали творческих идей, выставки-ярмарки “Наука и образование” с открытыми для населения мастер-классами, творческими площадками, дискуссиями и конференциями, объединяющими педагогов, родителей, властные структуры, журналистов и политиков.
– К сожалению, несмотря на новый статус и новое содержание работы, несмотря на то, что мы теперь выполняем задачи высшей школы в сфере дополнительного педагогического образования, что наша деятельность регламентирована и учебными планами, и научно-исследовательской работой, отношение к институтам повышения квалификации в большинстве регионов остается таким же, как в те давние времена, когда бывшие институты усовершенствования рассматривались местными властями как симбиоз методического кабинета и инспекторской службы, – констатирует ректор НИПКиПРО Василий Синенко.
– Учреждения эти, разрабатывающие и осуществляющие самую надежную социальную защиту учителя – возможность профессионального роста и обретения новых перспективных специальностей, – сами остро нуждаются в социальной защите и разумной образовательной политике. Работая в этих институтах, доктора и кандидаты наук не получают своих законных доплат, поскольку не вошли в Указ о надбавках для высших учебных учреждений 1996 года.
Нет здесь и аспирантуры, хотя есть программа второго высшего образования, есть доктора наук и ученый совет, есть и академики среди преподавателей, есть и учителя, мечтающие стать аспирантами именно этих ученых, но, оказывается, это возможно только на базе университета. Практика требует, но нормативная база и законодательство отстают.
Их судьба зависит от местного бюджета и области, и маленьких районных администраций: понимает глава администрации роль учительского профессионализма и культуры – оплатит командировку на курсы или на научно-практическую конференцию, а может и не оплатить, и не заинтересоваться, и не поддержать даже проведение выездного семинара с участием знаменитых профессоров и кудесников-методистов в отдаленном районе. И тогда институту не на что издавать свои замечательные труды и латать крышу. У местных властей на институт практически нет денег. У Москвы, похоже, нет интереса. Маленький пример: два года не может издать свое уникальное пособие по математике для начальной школы безмерно талантливый человек – Татьяна Смолеусова, кандидат педагогических наук, чья технология способна преобразовать каждый урок математики в открытие. Но чтобы это открытие стало доступно тысячам учителей, нужно, чтобы до него дошла очередь в издательстве “Просвещение”, в чьем плане значится этот труд… И все же хочется, чтобы отечественная педагогическая наука ощутила свою востребованность и приоритетность именно в родном Отечестве: нет у русской школы будущего вне России, но и будущее России без новой гуманной педагогики и культурного, высокообразованного учителя ненадежно. Даже если компьютеров станет в сибирских деревнях значительно больше, чем учеников.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии