search
main
0

Персонально каждому

Можно ли организовать образовательный процесс с учетом интересов всех школьников?

«…Если охоты учиться нет – учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности». Эти строки из книги Симона Соловейчика «Учение с увлечением» актуальны, как никогда. Дело в том, что у большинства детей не раскрыты само желание учиться и мотивация получать новые знания, осваивать новые компетенции, творить, выдумывать, пробовать. А при существующей организации учебного процесса, когда всех учат одинаково и карают плохими отметками за нежелание и неспособность соответствовать требованиям, исправить это очень сложно. Впрочем, как и организовать полноценный индивидуальный подход с учетом особенностей каждого школьника.

По мнению директора Института педагогики СПбГУ, научного руководителя программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» доктора педагогических наук Елены Казаковой, в условиях цифровизации идет интенсивный поиск самых разных решений, связанных с обновлением содержания образования.

– Этот поиск связан с развитием онлайн-продуктов, – считает она. – К сожалению, у них есть один недостаток – они рассчитаны на абсолютно мотивированного человека: вам интересно – вы учитесь. И какими бы мощными, доступными и яркими они ни были, всего 5‑7% из тех, кто начал осваивать что-то онлайн, доходят до конца. А все потому, что в системе образования очень важным фактором является фактор совместности, некой распределенной мотивации. То есть у кого-то в группе падают силы, а у кого-то растут; у меня, допустим, что-то не получается, но кто-то мне помогает. Вот поэтому мы выбираем другой путь – мы строим Цифровую платформу персонализированного образования для школы. Но мы делаем акцент не столько на самой платформе, сколько на изменении метода обучения.

Почему Сбербанк?

На самом деле это абсолютно закономерно. Как совершенно справедливо отметил председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф, «Основная проблема не в том, что мы отстали в технологиях. Гораздо печальнее, что нам не удается готовить человеческий капитал того качества и теми темпами, которых требует время. Этот дисбаланс куда существеннее, и преодолеть его сложнее. Как только мы научимся помогать детям развиваться в их индивидуальной траектории, резко увеличится скорость развития общества в целом».

На сегодняшний день Сбербанк не только крупнейший работодатель, но и социально ответственная организация, и важно не только чтобы в банке работали высококвалифицированные и мотивированные кадры, но и во всей стране дети могли бы получить новые возможности для качественного образования. Готовить людей, обладающих навыками XXI века, нужно начинать уже со школы.

«Мы заинтересованы в людях, умеющих критически мыслить и креативно решать задачи, открытых новым знаниям и инновационным подходам, способных эффективно общаться и работать в команде, учиться и переучиваться на протяжении всей жизни, – подтверждает исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец. – Растет потребность в сотрудниках, обладающих универсальными комптентностями, или навыками XXI века – когнитивными, социальными, эмоциональными. Одновременно различные профессиональные и общественные группы указывают на то, что предметное содержание школьного образования сегодня отстает от требований жизни. Без так называемых новых грамотностей – финансовой, цифровой, экологической, правовой и других – человек входит в общество недостаточно подготовленным для новых вызовов».

Сбербанк заинтересован в приумножении человеческого капитала в том числе и потому, что это и прямо, и косвенно связано с успешным развитием всей страны. Поэтому созданный им благотворительный фонд «Вклад в будущее» реализует программы, направленные на поддержку образования. Среди них – «Программа по развитию личностного потенциала», «Финансовая грамотность», «Цифровые навыки и компетенции», «Учитель для России» и другие. При этом фонд во всех проектах делает упор на то, что роль учителя была, есть и будет ведущей во всем образовательном процессе, и отнюдь не стремится перевести обучение целиком в электронный формат, заменив педагога искусственным интеллектом. Обучение лицом к лицу, живое общение в школе и классе между детьми и наставниками всегда будет основой всего процесса обучения.

Право выбора

Как известно, любое техническое новшество на стадии внедрения вызывает у одних живой интерес, у других – отторжение. Однако дело тут не только в самой технике. Переход на платформу полностью меняет образовательные приоритеты. Если в школе у нас всегда центральной фигурой был учитель, который объяснял материал, проводил опрос, вызывал к доске, проверял работы, то теперь в центре внимания должен оказаться ученик. Именно он становится движущей силой – задает вопросы учителю, ставит себе задачи и решает, как будет их выполнять. Такая перестройка не очень проста, но без нее платформа не сработает. Главная задача – превратить немотивированный труд в труд увлекательный и увлекающий, убирать все те вещи, которые непродуктивны, гарантировать развернутую обратную связь между учителем и учеником.

Что представляет собой цифровая платформа как инструмент реализации персонализированной модели? Вообразите себе сайт, к которому у вас, как ученика, есть доступ с помощью индивидуального логина и пароля. Попав туда, вы видите расписание предметов, каждый из которых в данный момент связан с изучением того или иного учебного модуля. В расписании сразу видно, какие задания вы уже выполнили, на каких остановились, а какие еще не сделаны. Тут же, на календаре, можно понять, сколько времени у вас в запасе и к чему готовиться. Например, по алгебре в 7‑м классе я должен изучить модуль «Квадратные уравнения» с 30 января по 5 апреля. С 1 по 19 апреля по физике у меня запланировано прохождение модуля «Электрический ток («Электростатика»)», а с 17 по 30 апреля по географии я буду изучать модуль «Географические объекты суши: реки и озера».

При этом прохождение модуля я могу запланировать либо автоматически, либо вручную. В первом случае за меня все делает система, которая ориентируется на стандартное освоение программы, во втором я могу сам определить, на каком уровне хочу пройти материал. Уровень 2.0 соответствует пониманию и усвоению. Это не просто механическая репродукция, поэтому мало заучить и воспроизвести то или иное понятие, нужно объяснить его значение и привести пример использования. Уровень 3.0 – это целевой результат, на который направлено изучение модуля. Здесь важны анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Уровень 4.0 предполагает участие в исследовании, проектировании, перенос достигнутых образовательных результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение, а также применение знаний в практических ситуациях.

Например, изучая с 13 марта по 17 апреля модуль «Отделы растений» по биологии, я сразу вижу, чему должен научиться на том или ином уровне. 2.0 – «Я могу характеризовать отделы растений, указать на особенности строения растения, позволяющие отнести его к тому или иному отделу, назвать значение каждого отдела растений в природе и жизни человека». 3.0 – «Я могу сравнить и описать представителей разных отделов растений, оценить степень примитивности или прогрессивности представителей разных отделов растений». 4.0 – «Я могу провести исследование приспособленности растений нашей местности к среде обитания, написать статью о многообразии растений моего края, определив их вид».

Гибкий подход

Примечательно, что выполнение заданий модуля предполагает и развитие гибких навыков, которые разделены на следующие группы: «Исследую мир», «Управляю собой», «Понимаю себя», «Действую в команде», «Решаю проблемы (задачи)», «Открываю новое». При этом разработчик модуля самостоятельно определяет, какое задание чему соответствует и в какой мере.

Для каждого уровня есть набор заданий – обязательных и дополнительных. Каждое задание представляет собой небольшой видеоролик, рисунок, схему или текст, из которых надо понять самое главное и письменно ответить на вопросы. Часть заданий дана в виде тестов разного уровня сложности.

Ответы может оценить либо сама система, автоматически, либо педагог, который имеет возможность следить за успехами каждого ученика при прохождении того или иного модуля. Также возможно провести самооценку либо предложить сделать это одноклас­сникам. При этом сразу становится ясно, какой предмет и какой модуль ребенок изучает особенно пристрастно, а где предпочитает ограничиться необходимым минимумом. Поскольку оценок в привычном понимании этого слова здесь нет, отсутствует и страх получить двойку или тройку, за которые родители будут ругать. То есть ты либо прошел модуль и получил зачет, либо нет. Зато появляется масса стимулов расти и развиваться самостоятельно, поскольку задания стимулируют познавательную деятельность и способствуют тому, что каждый школьник стремится сделать сегодня больше, чем вчера, а завтра добиться лучших результатов, чем сегодня. Это становится возможным во многом благодаря активному взаимодействию детей при выполнении разного рода заданий. В этом случае каждый получает право помочь другому и принять помощь от другого, занять свое место в команде и сделать свой вклад в общий проект, оценить работу товарища и узнать, как он оценивает твою работу.

– От жесткого понятия «урок» перешли к урочному времени, – поясняет аналитик и менеджер продукта Артем Левчук. – Для нас урок – это время и пространство, в которых ученик и учитель находятся рядом. Мы против домашних заданий, так как считаем, что не следует разделять работу на классную и домашнюю. Есть просто работа, которую надо сделать. И хорошо бы выполнить ее в школе, а не доделывать и переделывать дома, да еще и не дай бог с репетитором. Надо научить ребенка эффективно тратить свое школьное время, искать то, что ему нравится, применять наиболее продуктивные методы освоения знаний и навыков. Нет, у наших детей есть определенное количество времени, по календарю, а не по расписанию уроков, и каждый из них должен освоить тот или иной уровень.

Новая модель обучения

К сожалению, сегодня очень часто можно услышать от детей: «Мне скучно! Я не понимаю, зачем все это учить! То, что вы мне даете, не имеет отношения к реальной жизни!» Но это абсолютно точно не вина учителей. Здесь же, на платформе, дети могут сами выбирать цели и пользоваться интересным контентом, они видят, как учебные задания влияют на развитие их компетенций, общеприменимых гибких и цифровых навыков. Можно сказать, что они самостоятельно формируют свою индивидуальную образовательную траекторию, могут видеть личный прогресс, ликвидировать пробелы.

А что же сами учителя? Все они, как известно, перегружены отчетностью, у них нет времени на творчество, развитие, изучение чего-то нового, овладение новыми методиками. Но вот как раз те педагоги, которые работают на платформе, отмечают, что она «экономит время на проверку заданий и подготовку к урокам, автоматизирует внутреннюю отчетность по образовательному процессу, учит практическим техникам и предоставляет среду для реализации передового опыта». Помимо всего прочего платформа помогает ненавязчиво проводить и профориентационную работу, поскольку учитель видит, в каких предметах его ученики достигают высот, к чему они расположены и в каком направлении им стоит развиваться.

Благодаря четко отлаженному процессу администрация школы не тратит лишних усилий на то, чтобы заставить учителей повышать уровень своей подготовки, да и с отчетностью здесь полный порядок, поскольку этот вопрос помогает решить сама система. Родители также имеют прекрасную возможность увидеть результаты деятельности своих детей и достойно оценить работу педагога в режиме онлайн.

– Персонализированное компетентностное обучение – это новая модель построения эффективного образовательного процесса, – убеждена Елена Казакова. – В рамках такой модели изменяется ролевая позиция ученика – с пассивной потребительской на активную самообразовательную; класс работает как хорошая команда; учитель выступает организатором образовательного процесса, ориентированного на эффективность и качество обучения; и, наконец, цели, содержание образования, виды деятельности и способы оценки отвечают запросам времени и конкретного ученика. Цифровая платформа является инструментом, который экономит время ученика и учителя, организует взаимодействие участников учебного процесса, делает видимым персональный прогресс в обучении, предлагает новое содержание образования.

Слово пользователям

Татьяна ИВАНОВА, школа №4, Малоярославец, Калужская область:

– На платформе мы работаем уже второй учебный год. Начали с 5‑х классов, в этом году подключили 6‑е. Но ситуация, которая сложилась с пандемией, способствовала тому, что к проекту неофициально подключились и другие классы, с 7‑го по 9‑й. Только начав этим заниматься, учитель понимает, что это совершенно новый подход, позволяющий резко повысить мотивацию для каждого ученика. И он волей-неволей начинает переводить других детей на эти рельсы. Бывает так, что класс работает на платформе по биологии и географии, им нравится, но по истории пока их учат традиционно. И ребята приходят к учителю истории и говорят, что хорошо бы тоже перейти, это так интересно. Учителю приходится реагировать и включаться в процесс. Но это того стоит! Каждому ребенку хочется учиться, каждый может выбрать для себя те задания, которые ему по силам и по вкусу. В игровой форме дети осваивают новые и новые материалы, развиваются, больше узнают о предмете. Мы строго следуем требованиям СанПиН и считаем, что не обязательно все время работать только на компьютере. Никто не отменял работы с бумажным учебником, тетрадью, альбомом, наши дети точно так же пишут и рисуют карандашом, ручкой, кистью. И, кстати, на платформе немало заданий, для которых требуется работать именно на листе бумаги. Его потом можно сфотографировать или отсканировать и отправить учителю на проверку.

Елена БЕЛЕНКО, заместитель директора Нижегородской авторской академической школы:

– С самого начала, с 2019 года, нам был предоставлен полный набор модулей, необходимых для прохождения школьной программы. Но, как известно, каждый педагог всегда стремится организовать учебный процесс так, как он это видит, поэтому редко пользуется только сделанными кем-то материалами, а старается создавать собственные модули. Чем мы и занимаемся, благо что здесь делать это легко и просто.

Хочу сказать, что переход на цифровое обучение позволяет в принципе уменьшить нагрузку на учебные площади и помещения. Ведь ребенок не обязан все 6‑7 уроков находиться в классах, а потом еще и оставаться в школе, он может усвоить материал и в классе, и дома, и в библиотеке, и в гостях, и в любом удобном для него месте. Думаю, там, где учатся в две и даже три смены, можно заметно облегчить жизнь.

Ирина СЕВАСТЬЯНОВА, учитель биологии школы №20, Липецк:

– Я сама работаю практически только по своим собственным модулям. И очень хорошо, что платформа наполняется новым содержанием благодаря творчеству педагогов. Сейчас, на дистанционке, есть возможность оценить все это.

Что очень необычно, здесь помимо выполнения заданий на тот или иной уровень оцениваются и гибкие навыки – «я умею, я хочу, я могу…». В процессе обучения на платформе сразу видно, как меняются дети. У меня два класса обучаются по новой методике и один по старой. Разница налицо: там, где есть платформа, ребята более открытые, свободные, они не боятся высказывать свои мысли, активно задают вопросы, мыслят критически. Я сама учусь у этих детей!

Кто-то может сказать, что все это рассчитано на продвинутых школьников. На самом деле нет, у нас немало сложных детей. Например, у меня есть ребенок, у которого проблемы с общением, дети его не очень принимают. Но на платформе, в рамках групповой работы, у него получается продуктивно взаимодействовать с другими. Конечно, особенности поведения в реальном и виртуальном мире схожи, но надо отметить, что многие дети получили возможность самореализоваться именно благодаря платформе. Они чувствуют себя увереннее, потому что разбираются в каком-то отдельном вопросе лучше остальных, и другие дети обращаются к ним за помощью.

Андрей СЕЛИВАНОВ, директор гимназии «Гармония», Великий Новгород:

– Если сейчас современному ребенку предложить задания на карточках или листочках бумаги, как это было раньше, они, конечно, будут выполнять, но без особого энтузиазма. Потому что это поколение мыслит уже иными категориями. Конечно, все это могут понять и оценить. Звонит мне однажды бабушка будущей первоклассницы и говорит, что хочет, чтобы для ее внучки преподавала живая учительница, а не робот. То есть люди воспринимают платформу именно так. Я согласен, с детьми должен работать живой педагог, а не машина. Но родителям важно понять: учитель один, ему очень сложно достучаться до каждого. А платформа помогает ему это сделать, предоставляя каждому ребенку огромный выбор заданий и форм работы, на любой вкус и любго уровня сложности. У учителей разговорного жанра, например историков, есть особенность – им нужен активный диалог, общение с классом. Но если в классе 30 человек, то поговорить со всеми никак не получится, а вот на платформе можно задать вопрос, и тебе ответят все 100%. Это полный охват и вовлеченность, причем сразу видно, кто какой уровень выбрал и как в нем преуспел.

Богдан ЧЕРНЫХ, учащийся 5‑го «Б» класса школы №20, Липецк:

– Мы не сидим весь урок за компьютером, а работаем с учебником, в тетради. Мне нравится. Это интересно, дает новый опыт. Я научился лучше работать на компьютере, больше понимать его. А будущее – за компьютером. Но у нас не все предметы преподаются на платформе. Например, изо, музыка, обществознание, физкультура – это все, как обычно, как и раньше. Сейчас, когда все сидят и работают дома, нам легче, потому что мы уже привыкли выполнять задания самостоятельно. Мои родители довольны.

Денис Романов, ученик 8‑го класса лицея №182, Казань, Республика Татарстан:

– Когда я только пришел на платформу, мне почему-то было очень легко перейти с традиционного обучения на цифровое. Наверное, потому что я с компьютером давно дружу. К тому же уроки у нас проходят и в виртуальной, и в реальной среде. Просто стало легче и интереснее учиться, можно самому запланировать работу по предмету, высвободить время и делать задания тогда, когда удобнее, хоть в школе, хоть дома. Насколько я знаю, никто из моих одноклассников не возмущался по этому поводу.

Немного дегтя

Разумеется, как и в любом серьезном деле, здесь тоже есть свои подводные камни. Например, по мнению Елены Беленко, особое внимание следует уделить вопросам качества контента, создаваемого учителями. Несмотря на то что все разработанные ими модули проходят через фильтр школьных методических объединений, периодически встречаются опечатки и не совсем понятные ученикам задания. К тому же подготовка модулей требует много сил и времени, но пока их труд не учитывается при аттестации.

На сегодняшний день на платформе находятся все учебники издательства «Просвещение», которыми учителя и ученики могут пользоваться совершенно бесплатно. Но, как говорит Ирина Севастьянова, если с pdf-версиями все нормально, то электронные версии не выдерживают никакой критики. И хотелось бы увидеть здесь учебники других издательств.

Андрей Селиванов как директор высказал мнение, что, прежде чем переводить обучение на платформу, нужно провести несколько очных занятий для педагогов, каждому предварительно все рассказать и показать, объяснить, как работает каждый сервис, каждая кнопка. Хотя сама по себе платформа великолепна, на ней много чего можно создавать. А вот с чем очень сложно работать, так это с родительским мнением. Например, по словам мамы ученика 5‑го класса липецкой школы №20 Елены Скрицкой, в ее классе, участвующем в апробации, из 29 учеников родители только восьми детей поддержали платформу. Остальные были против, мотивируя это классическими «хотим, чтобы с нашими детьми работали живые учителя», «нас вынуждают приобретать ноутбуки, а это дорогое удовольствие» и «не желаем, чтобы ребят с детства приучали сидеть за компьютером». Некоторые жалуются на то, что ученики вынуждены осваивать необходимые для работы на платформе азы ИКТ раньше, чем их этому научит учитель информатики. А еще сильно напрягают периодические сбои в системе.

По мнению директора казанского политехнического лицея №182 Руслана Дуженкова, у них в республике с родителями, наоборот, все в полном порядке, не было ни одного протеста или возмущения. Однако работу сильно осложняет отсутствие мобильной версии платформы, поскольку многие дети хотели бы пользоваться смартфоном или планшетом, а это пока невозможно. К тому же для полноценной работы сразу нескольких классов нужен качественный и безлимитный Интернет, минимум 100 Мбит. А если пользователей будет больше, придется искать средства на оптоволокно, что весьма недешево.

А пятиклассник Богдан Черных пожаловался, что бывает очень обидно, когда ты напишешь правильный ответ, а программа засчитывает его за ошибку только потому, что там вместо прописной буквы стоит строчная. Поэтому лучше, когда все задания проверяет живой учитель.

На позитиве

С момента запуска апробации платформы прошло менее двух лет. И, несмотря на наличие тех или иных недостатков, ее преимущества очевидны и не вызывают никаких сомнений. Привлекая людей, которые добились значительных успехов в развитии системы образования, например создании сетей детских технопарков «Кванториум» и новых центров в сельской местности «Точка роста», совершенно ясно, что Сбербанк не остановится на достигнутом и приложит все усилия, чтобы превратить Школьную цифровую платформу в самую популярную и эффективную площадку, на которой интересно учиться и приятно работать.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте