Для каждого ученика своя школа кажется особенной. Наша отличается тем, что в ней витает особый дух клановости учителей. Многие из педагогов в свое время закончили эту школу и вернулись в нее. Надежда Игоревна БЕХТЕРЕВА, классная нашего выпускного 11-го “Б”, – одна из таких.
– Как вы считаете, сейчас у классного руководителя новые функции?
– Я не могу сказать, что школьная реформа проходит очень заметно, но роль классного руководителя меняется. Думаю, что учителю приходится больше внимания уделять межличностным отношениям в классе. Раньше было проще: был учебный план, план воспитательной работы, и все слепо следовали указаниям. Сейчас больше инициативы у руководителя, у класса.
– Кем вы себя ощущаете в большей степени: классной дамой или “казенной мамой”?
– Честно говоря, мне не нравится ни тот, ни другой термин. “Классная дама”, в моем понимании, чопорная, неприступная, свысока смотрит на детей и пальчиком указывает или грозит, что делать, а что нет. “Казенная мама” – сухое выражение и подразумевает выполнение каких-то обязанностей либо за деньги, либо из-под палки. Я бы себя отнесла в большей степени к “классной маме”, поскольку не могу сказать, что придерживаюсь каких-то строгих правил, но и не считаю, что я высоко парю над детьми.
– Вы закончили школу в 1974 г. В те годы подчеркивалась необходимость профориентации. Какой она была?
– Поскольку школа была элитной и здесь в основном учились дети сотрудников МИДа, Внешторга и Совмина, то, естественно, профориентация была соответствующая: МГИМО, иняз и медицинский институт. Хотя у нас в старших классах преподавалась (как и сейчас) машинопись. После девятого класса те, кто получил паспорт, работали в МИДе на практике, у кого паспортов не было, но проблем с языком не имелось, практиковались в издательстве газеты “Московские новости”, а кто послабее – в школе распечатывали тексты.
– Должно ли государство вмешиваться в выбор профессии? Или вы считаете, что школа должна давать общие знания, а остальное – забота семьи и лично ребенка?
– Я считаю, что школа должна оказать посильную помощь, но в основном это забота семьи и окружения ребенка. Школа должна предоставлять возможность как можно больше узнать о разных областях, в которых можно приложить свои знания, умения и навыки.
– Человек счастлив, когда любит дело, которым занимается. Как вы думаете, выбор профессии – стихийное явление или организованный процесс?
– Это и стихийное явление, и организованный процесс. Все зависит от ситуации и так называемой моды на высшее образование. Одно время мода была на технические профессии, потом – на гуманитарные.
– А вы бы хотели, чтобы ваши ученики пришли работать в школу?
– Я не помню, чтобы в младших классах я страстно мечтала быть учителем, да и в старших тоже. Все сложилось само собой, я не жалею о своем выборе. Мне кажется, что я на своем месте. И буду рада, если кто-то из ребят последует по моим стопам.
Ольга ЗЕНЬКОВИЧ,
ученица 11-го класса 1232-й школы
Москва
Комментарии