Стал учителем поневоле
Bыбор профессии для большинства из нас – дело несиюминутное и неслучайное. Это в детстве мы видели себя представителями исключительно героических и “видных” профессий: пожарниками, космонавтами, артистами. С возрастом мечты видоизменяются, переплетаются с реальностью, которая, как известно, весьма сурова.
Однако существуют профессии, освоители которых должны обладать специальными качествами и желанием работать в выбранной сфере – врач, медсестра, воспитатель, учитель. Профессии, понятно, не слишком прибыльные. И вот чтобы в наше время поголовного предпринимательства кто-либо пошел в школьные учителя, оставив довольно перспективную и более оплачиваемую работу журналиста?
Именно такой удивительный случай произошел четыре года назад с Андреем Колпаковым, “превратившимся” из самарского корреспондента “Вольнодумца” в учителя русского и литературы 135-й физико-математической школы. До этого Андрей закончил троечником филфак Самарского госуниверситета, не испытывая любви к русскому языку и литературе и тяги к учительству.
А пришлось – ради любимого племянника – пойти на бартер: Колпаков работает в качестве “русака” и устраняет дефицит кадров, а племянника зачисляют в школу. То первое сентября Андрей вспоминает с улыбкой. Он и сейчас-то не похож на сложившийся у большинства образ учителя – модельная стрижка с высветленным чубом, предательски моложавый вид – среди своих учеников он смотрится как старшеклассник или вожатый. Словом, на свои 31 никак не тянет. А тогда его и вовсе не заметили, когда он срывающимся от волнения, слабым неучительским голосом позвал 5-й “Б”, к которому его прикрепили классным руководителем.
Потом, конечно, и кричать научился, и детей перестал бояться. Сейчас его называют Андреем Николаевичем, а его лицейский 8-й “Б” – один из лучших в школе. Правда, не так давно из-за троих троечников классу грозило снятие лицейского звания, и троечников надо было либо подтягивать, либо переводить в обычный класс. Но на собрании сами ребята решили, что пусть уж лучше они не будут зваться лицейским классом, но коллектив сохранят. Сами ученики считают, что до прихода Андрея Николаевича такими дружными они не были. Сплочению же способствовали многочисленные мероприятия, задуманные и проведенные их классным руководителем. А было их столько, что все трудно вспомнить: походы в горы, в Дубовую рощу; КВНы; конкурсы по экономике, сервировке стола, “А ну-ка, девочки!”, “Вперед, мальчишки!”, вечера с чаепитием т.д. Андрей Николаевич наладил выпуск классной стенгазеты, организовал театр Петрушки, в котором исполняет функцию сценариста, режиссера и художественного руководителя, а в конце каждой четверти проводит игру “Старт тинейджера”, выступая опять-таки в роли капитана команды из десяти человек, участвующих в каком-нибудь конкурсе по интересам: танцевальном, театральном и т.д. Ну как не любить и не уважать такого руководителя!
Как известно, у каждого преподавателя есть свой стиль общения с учениками, свой подход к выбору методов работы. Есть он и у Колпакова, до сих пор удивляющегося вместе со своими друзьями, что работает учителем. Андрей делает упор на внеклассную работу с учениками, считая, что именно во внеурочное время, в обстановке, лишенной обязаловки, творческой и непринужденной, в детях проявляются их лучшие качества и способности. В чем он убедился лично, проводя классные часы на острые социальные и общечеловеческие темы: о вреде курения, наркомании, экологической угрозе, отношении к матери. Некоторые дети даже плакали во время обсуждения.
И уж, конечно, он знает, какие у его учеников проблемы в школе и дома. Андрей ежедневно проверяет журнал успеваемости своего класса по остальным предметам и часто разговаривает с преподавателями насчет отстающих, выясняя досконально, почему “два”, на какой теме ребенок “застрял”, как объяснил свое незнание, что нужно сделать, чтобы подтянуться. С учениками Колпаков тоже часто беседует, интересуясь домашними и личными проблемами, помогая их решать по мере возможности.
Можно подумать, что Андрей Николаевич – настоящий уникум, живущий исключительно для своих подопечных. Чем иначе можно объяснить необузданную любовь учеников и высокие показатели в учебе и внеклассной работе? Однако завуч Людмила Федоровна Ушкова считает, что и остальные преподаватели школы не менее ценные работники, просто у Колпакова есть одно преимущество – молодой, холостой, бездетный, не загруженный бытовыми проблемами. Вот и направил весь свой потенциал на подопечных, они для него словно младшие братья и сестры.
Вот такая история. Журналист случайно становится классным руководителем, да еще каким! А может, это никакая не удивительная история, просто человеку в самом деле “на роду” написано работать с детьми?
Елена ЗНАМЕНСКАЯ
Самара
Комментарии