search
main
0

Пером, умом, руками…. Или «Культурное сердце Омска»

Лицей №64 в Омске известен – здесь ежегодно проходят городские математические игры, конкурсы и олимпиады. Впрочем, знают его не только в Омске: согласно рейтингу, который проводит Московский центр непрерывного математического образования при поддержке «Учительской газеты» и содействии Министерства образования России, в течение 5 лет лицей входит в Топ-500 лучших школ. А по рейтингу RAEX (РАЭКС-Аналитика) – в Топ-300 поставщиков студентов для лучших вузов России. Но есть у лицея и другая – гуманитарная – сторона.

Особое место в лицее №64 занимает студия «Журналист» – с 1999года ребята под руководством почетного работника общего образования РФ, учителя русского языка и литературы Натальи Юрьевны Кузнецовой издают ежемесячную газету «Стильно». В течение 15лет газета предоставляет возможность детям овладеть основами журналистики. Маленькое лицейское издание – победитель Всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета» (2012 и 2016годы), инициатор городского конкурса литературного творчества школьников «Крылья», переросшего в российский, организатор множества социальных проектов.В студию, созданную изначально на энтузиазме Кузнецовой, принимаются все, кто хочет и может творить – писать, фотографировать, рисовать, рождать новые идеи. Все всерьез – есть и главный, и технический, и креативный редактор, и корректоры, и фотографы, и корреспонденты. Найти свое может каждый, но остаются, конечно, не все, потому что понимают, что учиться нужно и здесь. Тем не менее в издании газеты принимают участие не менее 50 человек. Вместе с ребятами учится и Наталья Юрьевна. Она никогда не была журналистом, но считает, что основы этой науки помогают детям реализовывать свои возможности в общении, в умении излагать мысли и представлять себя, отбирать и анализировать информацию. Пускай ее ученики не станут специалистами в СМИ, но будут разносторонними людьми. И она не ошибается: главное, что отмечают преподаватели вузов в выпускниках лицея, – это неравнодушие.Студия «Журналист» уже переросла свой узкий формат газеты для лицея. Школьники сами пишут историю Омска, все больше узнавая его историю, для того чтобы рассказать ее другим. К 70‑летию Великой Победы ребята создали социальный проект «Великая Отечественная в истории Омска», рассказывающий о памятных местах Омска, связанных с Великой Отечественной войной, о людях, совершавших ежедневный солдатский и трудовой подвиг. Они не брали информацию в Интернете – они искали интересных людей, знакомились с ветеранами, слушали и записывали их рассказы, чувствуя связь времен. Впроекте приняли участие не только студийцы и слушатели школы, но большинство лицеистов, которым тоже захотелось рассказать про своих родных. Главное – многим захотелось узнать про бабушек и дедушек, которых они не видели, но которых внезапно почувствовали. Настя Козина поведала о прадеде Федоре Захаровиче, погибшем в марте 1942года под Ленинградом: «Мы с семьей посетили братскую могилу в поселении Мостки, где лежит мой прадед. Когда я находилась на том месте, на глаза наворачивались слезы. Я стояла и тихо молилась о нем, о всех тех, кого забрала от нас ужасная война. Трудно представить, что прямо под моими ногами похоронены сотни тел. Для них время навсегда остановилось. Они все те же бравые ребята, с искоркой в глазах, готовые в любую минуту бить врага. Я заметила, что около мемориала очень много табличек с фотографиями, в землю воткнуты цветы – видно, что люди не забывают героев и часто посещают это место. Я пообещала прадедушке, что непременно приеду к нему еще, только уже со своими детьми, чтобы и они смогли гордиться им так же, как и я!»Своими ногами студийцы обошли и сфотографировали памятники, скверы и парки имени героев, узнали историю заводов, эвакуированных в Сибирь в годы Великой Отечественной войны, подняли архивы в библиотеках и изучили экспонаты в местных музеях. Конечно, печатную газету «Стильно» читают не так много людей – 920 лицеистов вместе с родителями, но юные журналисты создали сайт с таким же названием, доступный не только всему городу, но всему миру. И это уже великое дело – просвещение, которым занимаются дети.В этом году из студии «Журналист» окончательно выросла школа проектной журналистики «Экопарк». Нынче состоялась первая, пилотная летняя смена. По мнению Натальи Юрьевны, это в будущем позволит в формате проектной деятельности поддержать инициативы экологического развития региона.- Я считаю важным именно такое совмещение: слушатели школы, знакомясь с публицистическими жанрами, основами фотодела, способами представления и продвижения журналистского исследования, создают социальные проекты острой экологической направленности, – говорит Кузнецова. – Цель школы проектной журналистики «Экопарк» – научить слушателей реализовывать социальные проекты. Ведь журналистика позволяет не только выявить социальную проблему и осознать ее важность для самих участников школы, но и привлечь внимание общественности к проблемам экологии большого города путем организации выставок, презентаций, интерактивных спектаклей на открытых городских площадках.Конкретным примером деятельности школы проектной журналистики «Экопарк» стала PR-акция социальных журналистских проектов, посвященная проблемам особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» для представителей Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Проект «Культурное сердце Омска» посвящен бульвару, названному в честь Леонида Мартынова – поэта, классика XX века. Здесь, на «Аллее литераторов», расположено 17 мемориальных плит с именами омичей, оставивших свои строки в истории России. Все, кто гуляет по бульвару, видят камни и имена, выбитые на них. И это, собственно, все…- Если, например, про Роберта Рождественского мы помним из учебников по литературе, то о других информацию приходится искать. И территория не до конца благоустроена. А люди хотят просто погулять здесь и, сидя на лавочке, полюбоваться красивым бульваром, расположенным в центре города Омска. Но для такого времяпрепровождения здесь нет места! Самым смелым и бесстрашным приходится использовать для этой цели парапеты, бордюры и другие каменные ограждения. Романтика, скажем прямо, на любителя. А что делать родителям с маленькими детьми? Или пожилым? Неудивительно, что чаще там гуляют не любители литературы, а собачники. А некоторые жители города могут позволить себе распивать на бульваре спиртные напитки. Власти города пытаются решить эту проблему, привлекая активных горожан. А мы привлеклись сами, создав собственный проект, – рассказывают юнкоры Софья Артамонова, Валерия Сидорова и Елена Деркач.Чтобы помочь саду Комиссарова – уникальному зеленому уголку Омска, – ребята не только создали фотопрезентацию и видеофильм, но и разработали целый бизнес-план. Елизавета Морщихина, Полина Дмитриева, Таисия Тачаева, Александра Неверова, Алиса Кузнецова, Елизавета Никонова готовят буклет и брошюры об истории сада, предлагая сделать его площадкой для пленэра омских художников. Планируют завязать контакты с Омским аграрным университетом им. П.А.Столыпина. В планах – создать значки-вышивки, не простые, а ручной работы. Сейчас работают над экобоксом: коробочка из природных материалов, в которую должны входить значок-вышивка, баночка варенья из «комиссаровских» яблок, авторские открытки, «букетик» с чаем. Проект «Культурное сердце Омска», созданный лицеистами, поддержан администрацией города – детские идеи оказались интересны взрослым. Бульвар Мартынова включен в программу «Формирование комфортной городской среды» и уже в 2018году подлежит комплексному благоустройству. Графическому фонтану, который по задумке проектировщиков должен стать центром притяжения на обновленном бульваре, быть!В программе летней смены школы были интерактивные лекции и мастер-классы специалистов, лаборатории, экскурсии, PR-акции и выставки в Доме кино, выступления на открытых общественных площадках. Ежедневно ребята публиковали отчеты о своей деятельности на сайте. И пусть учеников в самой школе было не так много – два десятка, но людей, которых они привлекли к проблемам экологии, уже трудно сосчитать. Свои проекты по изменению мира ребята защищали в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С.Пушкина, куда пришли не только их родители, но и специалисты – экологи, архитекторы, биологи. Взрослые с интересом разглядывали фотовыставку, организованную детьми, – в 2018году школа приобрела на средства Фонда президентских грантов новую фотокамеру и ряд другой техники для видеофиксации. Один из проектов был посвящен не только проблемам Иртыша, но и тому, почему надо беречь реку и как исправить то, что уже натворил человек… Кроме прочего, ребята выступили с инициативой провести флешмоб, цель которого – очистить берег Иртыша от мусора. И ведь провели, причем к нему с удовольствием присоединились горожане: просто кто-то должен быть первым…- Успешная презентация проекта – отличный старт, – считает Наталья Юрьевна. – Такие юные, но настолько умные и сообразительные, что в их силах обойти многих взрослых. Мне хочется, чтобы у нашего города было будущее. А если оно существует у Омска, то и страна находится в надежных руках. По результатам работы пилотного проекта школы «Экопарк» в июне 2017года уже понятно, что ребята почувствовали себя активными горожанами, способными влиять на изменения в окружающем мире. Они осознали, что их репортажи, интервью, фотовыставки, журналистские расследования, представленные в формате социальных проектов в медиасреде и на открытых городских площадках, побуждают к действию не только горожан, но и администрацию города. Горжусь, что наши юные журналисты внесли свой вклад в возрождение Омска – города-сада. И пусть выпускники лицея не станут журналистами, но они научились гораздо более важному – как выявлять проблемы, так и решать их.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте