search
main
0

Пермский стиль. В здешних школах МБ знают, как сохранить самобытность и стать человеком мира

​В системе Международного бакалавриата в Перми работают три школы – лицей №10 при НИУ ВШЭ, школа №7 с углубленным изучением английского языка и физико-математическая школа №9 им. А.С.Пушкина. Все три работают по своим программам МБ и имеют собственную неповторимую индивидуальность, но похожи главным – здесь работают и учатся люди, стремящиеся к внутренней свободе.

В первую очередь это, конечно же, относится к капитанам этих скоростных кораблей, устремленных в будущее. Для того чтобы стать успешными директорами школ МБ, они прошли буквально через огонь, воду и медные трубы (сейчас они только улыбаются, вспоминая, как пристально вчитывались в их лица заграничные специалисты Международного бакалавриата – а разделяют ли они в самом деле их гуманистические ценности?), однако в самой системе не разочаровались.Но идеи идеями, а прорыв в образовании дело дорогое. И хотя МБ начался в крае фактически с 2001 года, когда школы самостоятельно начали апробацию программ МБ, авторизоваться (получить официальное утверждение программ) пермяки смогли только начиная с 2007-го, когда руководство края утвердило губернаторскую программу «Международный бакалавриат (IB) – детям Пермского края».Им повезло: власти края оценили экономическую и политическую выгоду прихода Международного бакалавриата в край, ибо потенциальные зарубежные инвесторы рассматривали наличие школ IB в Перми как одно из главных условий прихода в регион (ведь все по-человечески понятно: топ-менеджеры тоже не хотят расставаться с семьями). На период запуска проекта обучение школьников Пермского края по системе МБ практически полностью (на 90%) финансировалось за счет средств краевого бюджета, в то время как в мировой практике эта система рассчитана на частное финансирование и ограниченный спрос. В результате официальное право преподавать двухгодичный курс дипломной подготовки (IB Diploma Programme), а также с недавнего времени программу начальной школы (IB Primary Years Programme) получил лицей №10, школа №9 авторизовалась по программе средней школы (IB Middle Years Programme) в 5-9-х классах, также как школа-кандидат она обучает по программе начальной школы (IB Primary Years Programme). Школа №7 авторизована по программам как начальной (IB Primary Years Programme), так и старшей школы IB (IB Diploma Programme).Уникальность пермского опыта еще и в том, что программу МБ интегрировали в систему российского школьного образования. Так, на уровне начальной и средней школы отечественная программа и МБ были совмещены, в старшей школе класс обучающихся по программе МБ набирается специально и обучается только по международной программе, выпускники получают российский сертификат экстерном.Так в чем же оригинальность, духоподъемность всех этих программ? В началке МБ главный инструмент обучения и воспитания – исследовательская деятельность.- Метапредмет «Исследование» вовсе не добавляется к национальной программе, – пояснила нам директор 9-й школы Наталья Курдина, – а интегрируется в учебный процесс, перестраивая содержательно и технологически преподавание всех предметов. Дети все время исследуют – и на русском языке, и на математике, и на биологии, и т. д.В результате 4-классники действительно понимают, что такое исследовательский проект, самостоятельно создавая его (направляет ребенка тьютор). В конце марта в 7-й и 9-й школах бывают грандиозные выставки проектов, на которые приглашаются родители, друзья, представители власти. Проекты ребят – на самые разные темы и самых разнообразных форм (презентация, игра, спортивное выступление). Небольшое представление о том, какие они бывают, мы получили в 7-й школе из разговоров с ребятами.Так, 4-классница Маша Медведева охотно просветила нас о знаменитом пермском зверином стиле (бронзовой художественной пластике, распространенной в этих краях в VII в. до н. э. – XII в. н. э., изображающей в основном животных, как реальных, так и мифологических):- Я для себя открыла очень многое. Изучая эту тему, научилась, например, различать многих животных, которые в пермском зверином стиле представлены часто фантастически. Древние люди даже делали календарь с фигурками животных, которые представляют разные сезоны охоты. И я придумала свой проект как игру: представьте себя охотниками и найдите среди фигурок медведя, которому поклонялись наши предки. А это не так-то просто!А 5-классница Ксюша Бутко покорила всех в прошлом году профессиональным мастер-классом по мыловарению.- Всем особенно понравились кусочки мыла в виде шоколадных тортиков и пирожных со «взбитыми сливками», – призналась нам девочка. – Они же выглядят совсем как настоящие!Ее искусство настолько впечатлило директора школы Олега Михайловича Бабенышева, что он предложил юному мыловару провести мастер-классы на краткосрочных курсах для школьников (это еще одно ноу-хау Перми: каждый ребенок в городе выбирает 4 курса по 8 часов – хоть рукоделие, хоть спорт, хоть искусство – и проходит их на базе своей школы).Учителям тоже приходится постоянно учиться: они должны работать в тесной связке с коллегами, в том числе зарубежными (через онлайн-центр), обсуждать и совершенствовать методы работы.В средней школе МБ российская образовательная программа технологически обеспечивается по-другому. Самая фундаментальная технология – критериального оценивания, отличная от 5-балльной системы. Ребята и их родители знают критерии и могут оценить себя сами, вычислив свой уровень достижений – от нулевого до максимального уровня 7-8. Вторая технология – академическая честность, за которой в МБ следят очень жестко, – все работы должны быть абсолютно самостоятельны (за плагиат баллы аннулируют). Плюс обязательно нужно соблюдать жесткий дедлайн. Как вы понимаете, это все навыки чрезвычайно полезные для наших школьников.В 9-м классе защищают персональный проект, который их готовит уже к прохождению старшей ступени МБ. А перед этим, в 7-8-х классах, дети создают поодиночке или с группой проекты социального служения. В старшей школе без этого тоже никуда: без выполнения программы CAS (Creativity, Action, Service – «Творчество, действие, служение») диплома просто не получишь. О том, как высоко ценят социальное и творческое развитие детей в Перми, говорит создание центра CAS-технологий в лицее №10.- Представьте: две школьные параллели, за каждым стоят родственники и друзья, и все они что-то делают в социальном отношении! – говорит Наталья Анатольевна.Но самая сложная программа, конечно, в старшей школе – все занятия IB DP ведутся на иностранном языке (в основном на английском), при этом ученики осваивают сразу две программы – международную и российскую, а по итогам кроме международного сдают еще и единый госэкзамен! Для получения столь желанного диплома Международного бакалавриата нужно успешно сдать экзамены после второго года обучения по шести предметам, которые выбираются самостоятельно из шести сложнейших предметных групп, написать «развернутое эссе» (Extended Essay), написать две работы по Theory of Knowledge (теории познания), выполнить программу CAS, завершить все проекты. Диплома удостаиваются выпускники, набравшие не менее 24 баллов (экзаменов 6, высшая оценка – 7, низшая – 1, еще 3 балла можно получить за два эссе) из 45 возможных. Наиболее престижные университеты принимают обладателей дипломов с результатами не ниже 35 баллов……Все школы МБ Перми составляют сообщество (проводят вместе научные конференции и спортивные соревнования), но междусобойчика им мало, им важно ощущать свою причастность к глобальному комьюнити (а значит, изменению сознания), поэтому они входят в Ассоциацию школ Международного бакалавриата стран СНГ. Неугомонные и креативные пермяки выступили также с инициативой собирать не только учителей, но и детей. В итоге с 2002 года они ежегодно проводят необычный театральный фестиваль школ Международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо». В своих школах они и вправду делают чудо – своими руками.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте