Два года назад в Перми взялись за амбициозную задачу – сделать переход из детского сада в школу по-настоящему бесшовным, а уровень образования на начальной ступени одинаково высоким по всему городу. Здесь впервые в стране началась работа над уникальным муниципальным проектом «Детство равных возможностей». В проекте принимают участие 30 команд образовательных учреждений, объединившихся по месту расположения в кондоминимумы и работающих над единой целью – обеспечить каждому ребенку на своей территории образование высшего качества.
Новая преемственность
Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием известны. Не все детские сады обеспечивают готовность ребенка к школе, что вынуждает родителей оплачивать дополнительные занятия. Школы в свою очередь мало занимаются адаптацией и практически не взаимодействуют с дошкольными учреждениями. Недостаточная квалификация педагогов начального образования и большие различия в престижности школ часто приводят к нарушению равных прав всех детей на качественное обучение независимо от их места жительства, социального статуса и доходов семьи.
Пермь первой решила изменить систему и доказать, что все может быть по-другому. Так появился проект «Детство равных возможностей». Суть его в том, что школы и детские сады объединяются в единое сетевое пространство, в котором стандарты и программы с использованием современных технологий связаны и дополняют друг друга. Это решает сразу несколько задач. Начальное образование выравнивается по качеству, что позволяет всем детям получить высокий стандарт обучения в школе рядом с домом. Тесное взаимодействие со школой и индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка начинаются уже в детском саду, что приводит к тому, что дети приходят учиться в знакомую обстановку хорошо подготовленными. Дополнительные занятия родителям оплачивать не нужно. Проект снижает психологическую напряженность родителей будущих первоклассников и минимизирует трудности с адаптацией при переходе из детского сада в школу.
Отметим, что одной из основных целей является рост профессионализма преподавателей начальной школы во всех районах города, что также очень важно. Ведь на этой ступени образования семьи идут «на учителя», от профессионализма и личности которого во многом зависит, как ребенок будет относиться к учебе в дальнейшем.
Преемственность программного содержания, единые требования к качественным характеристикам выпускников детских садов, взаимодействие учебных заведений в онлайн-пространстве с использованием интерактивных современных методов и обеспечение равных возможностей качественного образование рядом с домом – вот основные векторы проекта «Детство равных возможностей». Результаты подтверждают правильность выбранной стратегии и мотивируют на развитие проекта как педагогов, так и родителей.
Вместе лучше!
Каждое образовательное учреждение выбирает свои приоритеты, в соответствии с которыми организовывает общие мероприятия. Так, пермская школа «Диалог» сосредоточилась на экскурсиях воспитанников подготовительных групп, которые стали традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой. Посещение школьной библиотеки, спортивного и актового залов, кабинетов, беседы и встречи с учащимися школы – все это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Ребята очень внимательно слушают экскурсоводов – учеников начальных классов, проявляют любознательность и задают много вопросов.
Кроме экскурсий школа проводит много совместных тематических мероприятий с участием дошкольников и младших школьников. Например, в этом году перед воспитанниками детского сада «Глобус» выступила агитбригада отряда юных инспекторов движения с рассказом о правилах безопасного поведения на дороге.
Школьники подготовили и показали литературно-музыкальную композицию «Чудо-дерево», посвященную творчеству Корнея Чуковского, и выступили с концертом «Песни России». Прошли совместные конкурсы художественного слова «Радуга детства» и «Филиппок», олимпиада «Эрудит», спортивные «Семейные зимние игры». На основе материалов платформы «Московское электронное образование» были проведены общие творческие проекты и акции «Моя семья» и «Чудо-снежинки». Для родителей в школьной группе ВКонтакте создана рубрика «Школа и детский сад: траектория взаимодействия», в которой освещаются все события и мероприятия. Учителя будущих первоклассников совместно с воспитателями консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают индивидуальные рекомендации и проводят семинары-практикумы. Все это позволяет мамам и папам серьезнее подойти к вопросу подготовки ребенка к школе и определиться с ее выбором. Детский сад «Взлет» проводит уникальные совместные мероприятия. Среди них телемост «Дружба», квиз-викторины, раZoomные игры с учениками начальной школы, кукольные спектакли на английском языке, совместные уроки Дружбы, Добра и Мужества. А еще здесь с трех лет ведут портфолио каждого ребенка, чтобы передать его учителю начальной школы. На базе детского сада «Глобус» работает презентационная площадка детских исследовательских проектов «Увлекательный мир каждому». Здесь встречаются учителя и учащиеся начальных школ, педагоги и воспитанники детских садов, чтобы познакомиться друг с другом и окружающим миром. Пермский детский сад №167 в рамках проекта выстраивает работу по двум направлениям – билингвальное образование и развитие творческого мышления детей путем использования в образовательной деятельности технологии решения изобретательских задач. Выстроенная система работы дает возможность ребенку получить инструмент, который позволит снять психологическое напряжение, продемонстрировать свои навыки, поможет быть успешным в новой социальной и образовательной среде.
В 2021 году началась работа над проектом «Детство равных возможностей» в детском саду «Эврика». Преемственность здесь понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей малыша, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Детские сады «Парма», «Эврика» и гимназия №1 объединились в районный образовательный узел «МИРный». Здесь есть свои уникальные форматы взаимодействия. Например, видеопослания: дети записывают друг для друга видео – приветы, игры, поздравления и мини-экскурсии.
Сетевые педагоги
В едином сетевом образовательном пространстве и педагоги тоже сетевые. Они разрабатывают и ведут курсы для дошкольников и учащихся начальных классов. Так, как это делает воспитатель школы «Эврика» Инна Владимировна Лазутина, которая адаптировала для ребят курс «Лего-переменка» с использованием конструктора «Лего». Распространена в проекте «Детство равных возможностей» и такая форма взаимодействия, как педагогическая пара. Это объединение воспитателей и учителей для решения проблемных ситуаций, разработки мероприятий, подбора материала для мобильного электронного образования. Педагогические пары создают совместные образовательные продукты – игры, экскурсии, занятия.
Мы одна семья
Эффективными и увлекательными являются совместные мероприятия дошколят и школьников со своими родителями. Такие как квест «Скоро в школу» и спортивные соревнования «Мама, папа, я – ГТО сдает семья», которые проводятся в детском саду «Эврика». За 4 года здесь сдали нормы ГТО более 200 человек – дети, родители и сотрудники. Сформированная в «Эврике» система физкультурно-оздоровительной работы мотивирует дошкольников, их мам и пап к занятиям физкультурой и спортом и ведению здорового образа жизни.
В школе №65 с углубленным изучением английского языка также много работают с семьями. Здесь заботятся о том, чтобы дать родителям и детям вместе апробировать мир школы, ознакомиться с ее особенностями, традициями и учителями. Находками в этом являются совместные языковые стажировки дошкольников и школьников в форме детского лагеря Сhallenge, а также игра-квест Treasure Hunt – увлекательное мероприятие, ставшее визитной карточкой языковой подготовки. Опыт реализации проекта «Детство равных возможностей» показал, что практики преемственности с использованием интерактивных форм работы и современных мобильных платформ помогают обеспечить успешный переход из детского сада в начальную школу. Пермь первой поставила эти важные вопросы на повестку дня. Сегодня удачный пермский опыт применяется и масштабируется во многих российских регионах.
Юлия ЕМЕЛЬЯНОВА
Комментарии