Общее собрание Российской академии наук в Москве объединило порядка 1 200 участников. Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко в ходе научной сессии подчеркнул: цель, поставленная Президентом Путиным, — технологическое лидерство России.

По словам Чернышенко, на следующий год бюджет госпрограммы научно‑технологического развития составит более 1,6 трлн рублей. Финансирование прикладной науки увеличится на 25,9 млрд рублей, фундаментальной — на 37,5 млрд рублей (+12 % к прошлому году). Правительство продолжит поддерживать фундаментальную науку как основу технологического прорыва.
Вице‑премьер поблагодарил Геннадия Красникова и коллектив Академии за эффективную реализацию программы фундаментальных исследований, отметив роль Академии как интеллектуального центра, формирующего госзаказ в этой сфере.

В контексте 80‑летия Великой Победы заместитель Председателя Правительства напомнил, что ученые Академии всегда объединялись в сложные для страны времена: свыше 1 500 специалистов были награждены за вклад в Победу в ВОВ.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о разработке естественно‑научных учебников, мерах по укреплению технологического лидерства и взаимодействии с РАН.

Сергей Кравцов отметил, что Российская академия наук закладывает фундамент для будущих научных исследований и подготовки ученых. Во всех школах действуют единые программы, а совместно с РАН создаются государственные учебники. К 2027 году планируется выпустить учебники по математике, информатике, физике, химии и биологии с межпредметными связями — важным современным трендом.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул, что ориентация государства на практические результаты научно‑исследовательской деятельности ведет к становлению института квалифицированного заказчика. Это положение закреплено в Стратегии научно‑технологического развития Российской Федерации.
Руководство педагогических вузов отметило, что эти учебные заведения, при ключевой координирующей роли Министерства просвещения РФ, играют определяющую роль в трансформации образовательного пространства, поскольку качество подготовки педагогических кадров непосредственно влияет на реализацию национальных задач.
Сергей Тарасов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена:
В контексте научной сессии общего собрания членов РАН, посвященной вопросам научно‑технологического развития Российской Федерации, особенно актуальным становится осмысление роли педагогического образования в обеспечении технологического лидерства страны. Так, национальные проекты «Молодежь и дети» и «Кадры» задают стратегические ориентиры для системы образования: формирование поколения инициативных, компетентных лидеров и обеспечение экономики квалифицированными специалистами. Здесь педагогические вузы при важной координирующей роли Министерства просвещения РФ играют ключевую роль в трансформации образовательного пространства, поскольку именно от качества подготовки учителей напрямую зависит реализация национальных задач.
Мы понимаем, что в условиях стремительного развития цифровых технологий и искусственного интеллекта традиционная модель подготовки педагогов требует постоянной актуализации. Сегодня фундаментальные науки, включая естественно‑научный цикл, органично интегрируются с информационными технологиями, что открывает новые возможности для исследовательской деятельности и практического применения знаний. Наша ключевая цель – способствовать укреплению научного и образовательного суверенитета России, опираясь на мощный интеллектуальный потенциал университета и преемственность научных традиций.
Мы гордимся наследием выдающихся исследователей, чьи теоретико‑философские разработки составили прочную основу современного педагогического знания. Вместе с тем мы последовательно развиваем инновационные направления в образовательной и научной деятельности, актуализируем содержание естественно‑научных дисциплин и внедряем междисциплинарные подходы в подготовку педагогов. Только такой синтез уважения к научному наследию и открытости к технологическим инновациям позволит нам эффективно отвечать на вызовы времени и вносить весомый вклад в реализацию национальных проектов, направленных на развитие человеческого капитала России.
Дмитрий Куликов, проректор по научной работе Государственного университета просвещения:
Сегодня реализуется 8 новых национальных проектов, направленных на достижение технологического суверенитета – лидерства России, развитие наукоемких отраслей и хозяйственных отношений. Результаты этой работы затронут все сферы жизни населения, от продовольственной безопасности и инновационных методов в медицине, до создания новых материалов, беспилотных систем и инфраструктуры космических исследований.
Роль Российской академии наук (РАН) в обеспечении технологического лидерства нашего государства очень важна, и она не ограничивается экспертизой научных проектов, дорожных карт по их выполнению и отчетов: члены РАН – действующие, созидающие ученые, которые непосредственно участвуют в получении нового знания и его применения на практике.
Педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения России, выполняют актуальные исследования в различных отраслях знаний – все проекты проходят экспертизу РАН. Так, среди разработок Государственного университета просвещения есть перспективные результаты в сфере организации труда учителей и работников детских оздоровительных лагерей, патриотического воспитания, а также в области применения робототехнических средств обучения, созданию и применению БПЛА. Важно отметить, что полученные данные достаточно быстро внедряются в образовательный процесс.
Максим Костенко, руководитель ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева»:
Министерство просвещения РФ в рамках реализации комплексного плана по повышению качества математического и естественно-научного образования предпринимает системные шаги по обновлению содержания школьного образования. Ключевым элементом этой работы является подготовка единых государственных учебников по математике, информатике, физике, химии и биологии.
Их разработка поручена ведущим научным и образовательным учреждениям страны: базовый учебник для основной и старшей школы готовит Российская академия наук, а углубленный – Московский физико-технический институт (МФТИ). Перед авторами стоит задача отразить в учебниках передовые научные достижения и обеспечить их высокую практико-ориентированность.
Центральным элементом всего комплексного плана является обучение через практику, соответственно, учебники должны не просто информировать, а учить применять знания. Поэтому в них, наряду с современной научной теорией, будет принципиально усилен блок лабораторных экспериментов и реальных практических заданий. Мы уходим от абстрактных упражнений в сторону решения модельных задач, максимально приближенных к жизни. Например, это будет не просто «решить уравнение», а «рассчитать параметры траектории спутника» или «смоделировать химический процесс для создания нового материала». Такой подход поможет школьникам сразу понять, зачем необходимы те или иные формулы, законы и теоремы и как эти знания работают для решения конкретных прикладных и производственных задач.
Этот практический вектор тесно связан с другой важнейшей задачей – формированием прочных межпредметных связей. Мы создаем единое образовательное пространство, где понятия из разных дисциплин не противоречат, а дополняют друг друга. Мы выстраиваем эти связи на всех уровнях: в содержании учебников, программах, внеурочной деятельности, олимпиадных и контрольных материалах.
Таким образом, создаваемые впервые за многие десятилетия единые государственные учебники призваны стать фундаментом для системного, глубокого и мотивирующего образования. Интеграция новейших научных знаний, межпредметных связей и принципа «обучение через практику» закладывает мощный базис для достижения стратегических целей по повышению качества естественно-научного и математического образования в России, готовя школьников к будущим профессиональным вызовам.

Комментарии