search
main
0

Перевернутый класс. Транслятор, сопровождающий, проектировщик. Кто он, современный учитель?

​Особый интерес в педагогическом опыте конкретных педагогов представляет творческая инновационная деятельность, которую можно определить как новую, актуальную и эффективную. Инновационный педагогический опыт отличают высшая степень профессионализма, основанного на готовности перестраивать свою деятельность в процессе использования на практике новых идей.Внедрение модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников на примере недавно завершившегося конкурса «Учитель года России-2015» обеспечивает важнейший для развития системы образования процесс – презентацию, систематизацию и трансляцию передового и инновационного педагогического опыта.

Через конкурсную среду педагоги включаются в систему созидательного распространения наиболее эффективных образовательных практик. Такой формат презентации инновационного опыта обеспечивает значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.На примере конкурса «Учитель года России-2015» ознакомимся со способами презентации инновационного опыта, представленного в рамках испытания «Мастер-класс». Авторы мастер-классов – Сергей Кочережко из Самарской области, абсолютный победитель, Мария Ахапкина из Московской области, победитель, и Рима Ронжина из Республики Башкортостан, лауреат конкурса «Учитель года России-2015».В поисках скрытого смыслаМастер-класс Сергея КОЧЕРЕЖКО, учителя истории и обществознания гимназии №1 СамарыЭпиграфом к представленному на Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2015» Сергеем Кочережко мастер-классу могут служить слова Бертрана Рассела «Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными».В этом ракурсе во время испытания Сергею Кочережко удалось показать, каким образом современный учитель истории может выстраивать свою деятельность в соответствии с новым ФГОС, при котором методологической основой становится системно-деятельностный подход, а среди личностных характеристик выпускника особо выделяются такие качества, как креативность и умение критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеть основами научных методов познания окружающего мира.В ходе мастер-класса Сергей Кочережко презентовал собственный опыт мотивации учеников к учебно-исследовательской, информационно-познавательной и творческой деятельности. В качестве способа, который запускает процесс формирования у учащихся критического мышления, Сергей Кочережко использует прием поиска скрытого смысла. Критерием сформированности критического мышления при этом служит выработка у обучающихся потребности задавать вопросы и искать на них ответы не только на уроках, но и после них.«В чем заключается ремесло учителя?». На эту тему Сергей Сергеевич предложил поразмыслить участникам своей фокус-группы. В их качестве выступили все члены жюри второго очного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», а именно – члены Большого жюри, представители детского и родительского жюри, а также конкурсанты, не вошедшие в число 15 лауреатов и получившие возможность в роли экспертов оценивать коллег, продолжающих состязание в финале конкурса.Свой мастер-класс Сергей Кочережко начал с вопросов, адресованных всем участникам фокус-группы. Он предложил оценить истинность нескольких суждений, для удобства их восприятия текст выводился на экран.Следующие пять суждений члены фокус-группы оценивали как правильные либо неправильные:1. Египетские пирамиды были воздвигнуты за счет рабского труда.2. Казни самых злостных преступников проходили в Москве на Лобном месте.3. В идеальном для декабристов обществе все категории должны быть равны в правах.4. Во время октябрьской революции 25 октября 1917 года в Петрограде погибло около тысячи человек.5. На ордене Александра Невского, введенного в 1942 году, изображен единственный сохранившийся профиль Александра Ярославовича.Данный блиц-тест завершился подведением итогов. По просьбе Сергея Кочережко вначале подняли руки те, кто считал, что все озвученные суждения правильные. Затем те, кто считал, что правильных суждений больше, чем неправильных. Вслед за этим педагог попросил поднять руки тех, кто считал, что прозвучало больше неправильных суждений, чем правильных. В завершение руки подняли те, кто считал, что ни одно из приведенных суждений не было верным. Скептически настроенные оказались в меньшинстве. Однако именно они были правы: ни одно из предложенных педагогом суждений истинным не являлось.По каждому из них Сергей Кочережко дал краткое пояснение:- Египетские пирамиды строили, скорее всего, не рабы, по мнению историков, рабы появились позже, в эпоху Среднего царства.- На Лобном месте в Москве никогда не было казней, оно служило местом, где только зачитывались тексты царских указов.- В идеальном обществе декабристов большинство населения, а именно женщины, не получили бы избирательного права.- Численность погибших во время октябрьского переворота в Петрограде превышала тысячу человек.- На ордене Александра Невского изображен не Александр Ярославович, потому что ни одного его прижизненного профиля не сохранилось. А изображен профиль советского артиста Николая Черкасова, исполнившего роль Александра Невского в фильме Сергея Михайловича Эйзенштейна в 1938 году.Использование данного приема работы с фокус-группой позволило Сергею Кочережко при активном взаимодействии с залом обозначить тему обсуждения – «Исторический миф».Он предложил членам фокус-группы определить признаки того явления, которое называется мифом. В процессе работы с залом признаки мифа были сформулированы так: миф принимается на веру; миф не требует доказательств; миф поддерживается большинством; миф не терпит сомнений и вопросов – иначе он начинает разрушаться.«Каким образом возникают исторические мифы, да и вообще мифы в нашей жизни? Когда это происходит сознательно, а когда непредумышленно?» – к поиску ответов на эти вопросы педагог вел фокус-группу через различные примеры.Один из них был связан с событием, произошедшим 5 апреля 1242 года – битвой на Чудском озере.Члены фокус-группы без труда вспомнили, каким именно образом погибла во время данной битвы значительная часть немецких рыцарей: под собственной тяжестью они погрузились на дно озера, не выдержал лед.Однако при обсуждении с фокус-группой выяснилось, что ни в одном из исторических источников – русские летописи, европейские хроники, житие Александра Невского – не описывается деталь, что рыцари именно утонули. И все-таки источник мифа существует. Это художественный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года. Режиссер намеренно ввел в фильм сюжет, где рыцари тонут под собственным весом. Это зрелищно. Искусство мыслит образами, а значит, картинка запомнится зрителю.Еще один пример возникновения мифа связан с другой, также очень значимой для русской истории битвой. 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва – противостояние двух войск – Дмитрия Донского и Мамая. Об этом событии рассказывает несколько источников. Два самых ярких из них – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».На экране в ходе мастер-класса была приведена краткая сравнительная таблица деталей битвы от автора «Задонщины» и автора «Сказания о Мамаевом побоище».Члены фокус-группы определили, чем они отличаются, и перешли к обсуждению того, какой из источников и почему более достоверно описывает событие. Погружение в канву исторических событий позволило сделать вывод, что мифы рождаются тогда, когда люди пытаются понимать исторические тексты в контексте своей, значительно более поздней эпохи. Однако, чтобы понять смысл, который передает автор источника, нужно научиться мыслить в контексте времени описываемого события.За 20 минут, отведенных на конкурсное испытание «Мастер-класс», в партнерстве с фокус-группой Сергей Кочережко продемонстрировал, как именно в рамках школьного курса истории можно научить обучающихся понимать механизмы и цели возникновения мифов, способы их передачи, а главное, умению свободного интеллектуального поиска, принятию решений в конкретных жизненных ситуациях.Прием поиска скрытого смысла, который Сергей Кочережко продемонстрировал в работе с фокус-группой, показал конкретные педагогические средства обучения, обеспечивающие формирование критического мышления как способа преодоления мифологизированности сознания.Опыт работы Сергея Кочережко, продемонстрированный в рамках мастер-класса, показывает, как современный учитель может формировать в обучающихся важнейшие сущностные характеристики критического мышления – глубокий анализ информации, решение нетривиальных проблем, учет контекста.При этом критическое мышление рассматривается как универсальное метапредметное умение рассуждать, позволяющее эффективно решать широкий круг практических проблем в любой профессиональной деятельности, в ситуации нравственного выбора, в повседневной жизни. Такой подход формирует у школьников умение работать с информацией и регулировать собственное поведение на основе ее анализа и верификации, ориентируясь не на мнение большинства или «устоявшиеся суждения», не на веру, а на аргументированные суждения.Инновационный подход Сергея Кочережко к преподаванию истории заключается в осмыслении предметной информации, которая используется обучающимися через решение проблемных задач. В логике критического мышления их решение строится на основе обобщенного алгоритма, предполагающего последовательную реализацию трех шагов: вопрос к информации, поиск ответов (с опорой на различные источники) и анализ полученного результата.Театр на урокеМастер-класс Марии АХАПКИНОЙ, учителя английского языка гимназии «Пущино» Московской области«От зубрежки еще никто не умирал, но рисковать не стоит» – так обозначила название своего мастер-класса Мария Ахапкина. Она обратилась к проблеме использования эффективных методов обучения, нацеленных на обеспечение требований, заявленных в ФГОС. Мастер-класс проходил при участии фокус-группы из шести человек и сопровождался презентацией на экране. Мария Ахапкина выделила для демонстрации своего опыта тему формирования словарного запаса через решение проблем запоминания в лексике и фонетике.«Зачем нужно стараться произносить английские звуки правильно, если даже небезупречное произношение позволяет общаться с иностранцами? Зачем учить несколько синонимов одного прилагательного?» – такие вопросы нередко задают Марии Ахапкиной ее ученики. Ответом на вопрос «С помощью каких приемов педагог может убедить обучающихся, что корректное произношение важно, а обширный словарный запас делает речь богаче», по сути, и стал мастер-класс Марии Евгеньевны. При этом в основу работы с фокус-группой были положены приемы театральной педагогики.В течение 20 минут Мария Ахапкина продемонстрировала ряд приемов, с помощью которых можно добиться, например, закрепления навыка произношения межзубных звуков, которые отсутствуют в русском языке, но активно используются в английском (прием «Фонетический этюд»). Через смоделированную конфликтную ситуацию двух участников фокус-группы удалось закрепить и сделать работающим верное произношение необходимых звуков. Одни и те же фразы требовалось произнести в гневной, вопросительной и радостной тональности. Прием «Ритмическое запоминание» был продемонстрирован через музыкальный ритм хип-хопа. На конкретных примерах было показано, что неверное произношение может кардинально изменить смысл фразы и слова, что при изучении языка необходимо учитывать вариации и традиции произношения в британском и американском английском. Продемонстрированный в рамках мастер-класса прием «Предлагаемые обстоятельства» показал, как педагог может моделировать и управлять атмосферой на уроке. А взаимодействие с участниками фокус-группы – учителями различных предметов – доказало, что приемы театральной педагогики эффективны в изучении любых дисциплин, при условии, что педагог готов переформатировать их под задачи и цели своего предмета. Мария Ахапкина пояснила, что приемы театральной педагогики – не релаксация и не развлечение. Ее опыт работы доказывает, что это педагогика сотворчества, деятельности и импровизации, при которой творчество становится не дополнением, а основой для выстраивания всего процесса обучения.В такой деятельности учитель сам формулирует для себя инновационную задачу: искать мотивирующие методы, приемы и средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии в соответствии с основными позициями федерального государственного образовательного стандарта.Подробнее проблематику и движение к конечному результату с помощью представленных Марией Ахапкиной приемов театральной педагогики можно представить так:Прием «Ритмическое запоминание»Проблема: преодоление психологических барьеров при произношении новых слов, создание атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических единиц.Решение: ученикам предлагается произнести слова в определенном ритме (например, в стиле рэп).Цель – научиться произносить слова правильно.Пример: класс делится на группы или пары, каждая группа получает задание – наложить лексические единицы на заданный бит; затем полученные варианты записываются на доске и каждый исполняется как отдельное произведение в стиле рэп.Результат: введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои креативные способности и фантазию.Прием «Фонетический этюд»Проблема: мотивация многократного повторения новых слов и развитие речевой деятельности обучающихся.Задача: отработка произношения новой лексики.Решение: обучающиеся вводятся в речевую деятельность через разыгрывание этюдов, предполагающих выражение определенных эмоций в мини-диалогах. Слова произносятся так, будто собеседники сообщают друг другу радостную новость; спорят; делятся с кем-то секретом.Результат: при таком усвоении лексики большую роль играет фактор эмоциональной памяти, запоминание слов посредством переживания различных чувств происходит легко и интересно.Прием «Предлагаемые обстоятельства»Проблема: умение осуществлять коммуникацию (главная цель иноязычного образования). Разыгрывание ситуативных диалогов на практике не должно сводиться к заученному произношению клишированных фраз. Ученики испытывают затруднения в живом, неподготовленном общении, «отвечают» диалог, глядя на учителя, а не друг на друга.Решение: создается атмосфера реальной ситуации общения, добавляются звуковые эффекты или музыка, выстраиваются мизансцены диалога, максимально приближенные к реалиям жизни.Результат: ученики сами моделируют ситуацию, взаимодействуют, находясь в предлагаемых обстоятельствах, перестают воспринимать диалог как обязательную проверку знаний, раскрепощаются и начинают свободно говорить на иностранном языке, преодолевая страх ошибки.Творческий инновационный подход к педагогической деятельности позволяет Марии Ахапкиной создавать для обучающихся актуальные в рамках ФГОС умения коммуницировать и вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в обществе.Внимание, видеовопрос!Мастер-класс Римы РОНЖИНОЙ, учителя математики лицея №58 Уфы, Республика БашкортостанПрезентации применения в практике преподавания математики модели «Перевернутый класс» был посвящен мастер-класс Римы Ронжиной. Опыт ее работы позволяет сформировать в соответствии с ФГОС готовность и способность обучающихся к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; к применению полученных знаний при решении различных задач.В мастер-классе была задействована фокус-группа в составе 6 человек. В групповом взаимодействии происходил поиск ответов на вопросы: в какой роли современный учитель может работать наиболее эффективно – транслятора, сопровождающего, проектировщика? Что может помочь педагогу соответствовать в своей деятельности ФГОС? Какой формат домашних заданий наиболее продуктивен для образовательного процесса?Рима Ронжина при участии фокус-группы провела анализ и сделала выводы о том, какими достоинствами обладает модель «Перевернутый класс», как минимизировать и даже избежать рисков при использовании в работе такого подхода, при котором новый материал ребенок сначала изучает дома, а уже затем возвращается к нему в классе в различных формах групповой или индивидуальной работы.Опыт Римы Ронжиной доказывает, что применение данной модели позволяет рационально использовать время на уроке, а сам урок сделать продуктивным и интересным. Роль учителя при таком подходе существенно меняется. Учитель становится экспертом и проектировщиком деятельности.«Перевернутый класс» – одна из современных моделей смешанного обучения, применение которой позволяет сэкономить время на уроке для отработки конкретных навыков и решения большого количества задач.В рамках мастер-класса Рима Равилевна показала, что на стандартном уроке значительное количество времени у учителя математики забирает теория и объяснение новой темы. Модель «Перевернутый класс» позволяет переориентировать ресурс времени на более эффективный формат.Каким образом это реализуется в ее практике, Рима Ронжина также продемонстрировала на мастер-классе. В ее интерпретации схема работы с данной моделью такова. Учитель готовит видеовопросы, которые содержат проблемные задачи практического содержания, для рассылки ученикам через сеть Интернет по электронной почте или через систему электронных дневников. Обучающиеся получают такую рассылку и самостоятельно в режиме домашнего задания изучают новый для них материал, необходимый для решения предложенной учителем проблемной задачи. Таким образом, новая тема изучается учениками дома самостоятельно, при этом источник информации может быть любым: учебник, Интернет, электронные образовательные ресурсы.Рима Ронжина использует в работе созданные видеовопросы для рассылки учащимся, некоторые из них (для уроков геометрии в 11‑м классе) размещены на ее интернет-ресурсе sch58ufa.ru.Таким образом, существенно сокращается время, необходимое учителю для объяснения нового материала в классе. Это время используется для отработки навыков при работе в группах. Причем когда одни дети работают индивидуально (те, кто успешнее всего смог самостоятельно освоить тему), другие могут работать в ученических группах, а те учащиеся, которые испытывают затруднения, всегда могут рассчитывать на помощь педагога, работая в группе с учителем.Задачи даются группам с учетом уровня развития ребенка и его мотивации, таким образом реализуется индивидуальный подход к каждому ученику.На мастер-классе Рима Ронжина продемонстрировала членам жюри, как именно происходит на ее уроках групповая работа, в том числе и в других современных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, модель смешанного обучения «Смена рабочих групп», при использовании которой ученик в течение урока может оказываться в разных зонах – выполнять лабораторную или проектную работу, отвечать на вопросы учителя, работать над созданием презентаций или смотреть видеолекцию. Таким образом, учитель, демонстрируя творческий инновационный подход к своей деятельности, применяет чередование прямого личного общения педагога и учеников с интерактивным взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями. Опыт работы Римы Ронжиной демонстрирует возможность принципиального изменения деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте