Школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов уже на протяжении нескольких лет работает в режиме региональной экспериментальной площадки по апробации ФГОС нового поколения. Одной из первых в области эта школа была и тогда, когда новые стандарты только-только пришли в начальные классы, и сейчас, когда осваиваются ФГОС на второй ступени обучения. Рассказывает директор школы Николай Аверин.
Наш коллектив всегда находится в постоянном поиске новых технологий.Я считаю, что каждый обучающийся – это личность. И в новом законе оговорено, что мы должны эту личность развивать разносторонне через различные образовательные области, через олимпиадное движение, через проектную деятельность. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Все большее развитие получают новые образовательные технологии, которые основаны на эффективном использовании в учебном процессе современных средств и методов передачи знаний. Прежде всего я имею в виду системно-деятельностный подход, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, при этом учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Учителя нашей школы Галина Николаевна Горохова, Татьяна Владимировна Никольская, Елена Анатольевна Харитонова уже третий год работают по новым стандартам и, применяя деятельностный подход к обучению, при изучении нового материала стремятся к тому, чтобы дети открывали знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. На их уроках ученики становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. А задача учителя – организовать их работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. То есть обучающиеся становятся активными субъектами образовательной деятельности. Учителя Любовь Владимировна Лаврентьева и Ирина Владимировна Костина создают педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в совместной работе.При подготовке к занятиям педагоги, работающие по стандартам нового поколения, готовят изюминку, чтобы каждый урок содержал что-то интересное, что вызовет удивление и даже восторг учеников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие или нестандартный подход. По данным психологов, если ребенок на уроке остается пассивным слушателем, то он запомнит 5% полученной информации. Если учитель пользуется наглядными материалами, ребенок запомнит до 20%. Больше всего – до 95% – усвоение информации происходит через деятельность. Именно этого можно добиться, когда технологии на уроках другие, когда дети работают в группах, в паре, пользуются различными образовательными ресурсами, занимаются проектной деятельностью.Тут я замечу, что учителя нашей школы уже много лет практикуют данный вид деятельности в образовательном процессе. Творческой группой учителей был разработан проект по созданию организационно-педагогических условий, способствующих формированию проектных компетенций школьников. В учебном плане школы предусмотрены межпредметные курсы, обеспечивающие реализацию проектной деятельности: «Основы проектной деятельности» и «Краеведение» (5-й класс). Учителями определены разделы и темы в рабочих программах по предметам, предусматривающие создание групповых и индивидуальных учебных проектов. Кроме того, для решения данной задачи в рамках внеурочной деятельности разработаны дополнительные образовательные программы «Занимательная математика», «Юный медик», «Основы робототехники». Для 5-х классов в течение года предусмотрено проведение сессий, в рамках которых обучающиеся представляют разработанные индивидуальные и групповые проекты. Требования к организации проектной деятельности отражены в положении о проектной деятельности обучающихся.Защита индивидуального проекта является одним из важнейших показателей оценки метапредметных результатов школьников, а также итоговой оценки результатов обучения на ступени основной школы.Проект оценивается как учителем, так и учеником. Ученик заполняет лист самооценки, который представляет собой анкету. Во время ответа на вопросы анкеты ученик самостоятельно определяет уровень успешности в освоении проектной деятельности. Во время защиты проекта учителем и присутствующими экспертами заполняется таблица «Критерии и показатели оценки проектной деятельности обучающегося». Результаты фиксируются в таблице баллами напротив продемонстрированных или непродемонстрированных действий. Результаты защиты проекта представляются как количественно (вычисляется рейтинг успешно продемонстрированных результатов по каждой группе умений), так и качественно (определяется уровень успешности: базовый, повышенный, высокий).Продвижение по указанным уровням – это индивидуальная образовательная траектория ученика. И при всей условности выделяемых ступеней-уровней они служат ориентирами для определения успешности ученика на фоне общих требований ФГОС.Как показывает практика, работа над учебным проектом развивает коммуникативные навыки, мышление и помогает приобретать школьникам собственный опыт творческой деятельности.С декабря 2012 года мы участвуем в реализации федерального проекта «Телешкола», на основе которого в 11 школах страны апробируется новая модель, получившая название смешанного обучения. Это такая технология организации образовательного процесса, в основе которой лежит концепция объединения технологий классно-урочной системы и технологий электронного обучения. Ключевым понятием здесь является взаимодействие. Смешанное обучение состоит из трех компонентов: традиционное прямое личное взаимодействие участников образовательного процесса, интерактивное взаимодействие через использование компьютерных технологий и информационно-образовательных онлайн-ресурсов, а также самообразование.Смешанная модель обучения предоставляет школьникам и преподавателям новые возможности по изучению учебных предметов. На уроке сочетается групповая, индивидуальная, реальная и виртуальная работа обучающихся. Педагогами школы выбраны две модели организации образовательного процесса по смешанному обучению: «смена рабочих зон» и «перевернутый класс». Апробация данной модели обучения осуществляется в седьмом лицейском классе и реализуется по нескольким предметам: русский язык и литература, математика, биология, физика, история, обществознание, география.Модель «смена рабочих зон» характеризуется следующим. При ее реализации работа организуется внутри класса, который делится на несколько групп. Для каждой группы создана своя зона – это зона непосредственного взаимодействия с учителем, зона работы онлайн и зона работы в группах. У каждой группы свой маршрутный лист на урок, свои задания, которые сориентированы на уровень подготовки детей, их тип мышления и уровень их развития. Одним из обязательных видов заданий для каждой группы в свое, обозначенное учителем время является работа с ресурсом «Телешкола» по теме урока. Во всех зонах работа происходит по инструкции учителя. Учитель, выступая тьютором, помогает и направляет самостоятельную деятельность учащихся. Готовясь к уроку, учитель продумывает все детали, чтобы в конечном итоге получился хороший результат. На уроке каждая группа дополняет друг друга материалом по данному уроку. Кто-то выполняет проект, кто-то дополняет теоретические сведения, кто-то выполняет практическую часть и представляет ее. Интересное задание, выполнение которого требует узнать или научиться делать что-то новое, наполняет смыслом работу учащегося, мотивирует его, снимает необходимость понукания со стороны учителя.В «перевернутом классе» обучающиеся самостоятельно изучают дома новую тему в «Телешколе». При этом для учителя на уроке освобождается учебное время для практической отработки полученных знаний: организации дополнительных видов групповой деятельности, дискуссий, экспериментальной или полевой работы, экскурсий. Смешанное обучение позволяет повысить мотивацию к обучению, у школьников появляются новые образовательные возможности, основанные на их активной позиции. А учитель одновременно является и организатором их деятельности в реальном режиме, и сетевым учителем.Основное преимущество смешанного обучения – это гибкость. При смешанном обучении занятий в классе становится меньше, так как часть занятий переносится в режим онлайн. Более того, часть материала курса школьники могут изучить самостоятельно. Появляется возможность общения с учителем в онлайн-режиме. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс и создать интерактивность обучения.Что думают участники образовательного процесса про новые технологии обучения?Вадим Буцких, ученик 7-го «А» класса школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Котовска:- Мне нравятся уроки, когда мы работаем в разных рабочих зонах. На таких уроках каждый ученик может изучить материал и вместе с учителем, и самостоятельно, с помощью интернет-ресурса «Телешкола». Во время выполнения творческих заданий в группах у нас есть возможность работать коллективно, где каждый выдвигает собственные мысли и предположения. В зоне онлайн каждый из нас проверяет свои собственные знания, выполняя различные задания. Учитель помогает тем, кто не понял материал. Каждая группа выполняет посильное ей задание. Мне кажется, что во время таких уроков новый материал усваивается гораздо лучше, чем на обычном уроке.Сергей Жигит, председатель управляющего совета школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Котовска:- Для родителя новые образовательные стандарты – это прежде всего новые возможности. Ведь для родителей успехи детей – их успехи. Не скрою, что на первом этапе было сложно, потому что изменяется наше представление о школе. Здесь помимо большего вовлечения в учебный процесс наших детей необходимо включаться еще нам, родителям. Однако мы должны жить в тех условиях, в которых находимся. Поменялось все в нашей жизни. Появились новые средства связи, новая информация, новая техника. И зачастую наши дети этой техникой владеют гораздо лучше нас. И школа не может оставаться островом, где преподавал еще Архимед. Дети должны учиться по-новому.Кроме того, у нас появляется возможность предоставить своему ребенку больший объем знаний за дополнительную плату. Но это не отменяет общих знаний, которые он должен получить бесплатно в рамках стандарта.Котовск, Тамбовская область
Комментарии