search
main
0

Переверните класс! Тогда и вы, и ваши ученики будут развиваться

В последние годы все чаще говорят о применении информационных технологий в обучении, упоминая при этом не только технические разработки, но и новые формы, методы преподавания. Традиционные модели обучения трансформируются благодаря системе электронного обучения, информационно-коммуникационным технологиям.

С середины 2000-х в зарубежных школах началось внедрение различных моделей «Смешанного обучения» (Blended Learning), которые предполагают использование в рамках традиционной классно-урочной системы ресурсов сети Интернет. Одна из моделей технологии «Смешанное обучение» – «Перевернутый класс» (Flipped Classroom). Впервые ее применили учителя химии А.Самс и Д.Бергманн (США). В 2008 году они стали записывать небольшие видеоролики своих уроков, превращая их в домашние задания для своих учеников.«Перевернутый класс» – это обучение наоборот. То, что должно даваться учителем на уроке, школьники осваивают дома. А то, что обычно задается на дом, прорабатывается в классе. До урока учащиеся смотрят дома видеоролики, как правило, длительностью не более 10 мин. К ним прилагается небольшое задание: составить план или вопросы к материалу, решить пример, составить конспект и пр. При этом ученик может изучать материал в удобном для него темпе, пересматривать ту часть, которая ему непонятна. Задания же нужны для того, чтобы ученик понял, насколько он усвоил материал. В случае возникновения вопросов он может обсудить их с друзьями или учителем в социальных сетях. На уроке совместно выполняются задания, закрепляется изученное. Класс делится на микрогруппы, которые работают в индивидуальном темпе. Благодаря тому что дети занимаются по большей части самостоятельно, учитель успевает уделить внимание каждой группе и каждому отдельному ученику, если дополнительная помощь в освоении материала все же потребуется.На территории постсоветского пространства активно пропагандируют и используют модель «Перевернутый класс» Марина Курвитс (докторант Таллинского университета Института информатики, тренер, блогер) и Константин Бугайчук (ведущий научный сотрудник Харьковского национального университета внутренних дел, тренер, блогер).Не существует единой модели «Перевернутого класса». Данный термин используется для описания структуры занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных видеоуроков с последующим их обсуждением непосредственно в классе. Модель построения уроков в «Перевернутом классе» у каждого учителя своя. Многое зависит от уровня сформированности ключевых компетенций учеников, от их способности самостоятельно работать над новым материалом, готовности анализировать информацию и доказывать свою точку зрения. Не последнее значение имеют возможности самого учителя и школы.Свой опыт по применению данной методики я разделяю на 2 этапа.На подготовительном этапе создаются видеоуроки, которые размещаются на личном сайте. Сразу отмечу, что это отнимает немало времени и сил, поэтому не пытайтесь создать видеоуроки сразу для нескольких курсов. (Планирую перейти на ресурс learningapps.org. – Прим. авт.). Можно использовать уже готовые уроки, которых немало, к примеру, на YouTube. Важной является техническая подкованность учителя в использовании специальных программ – умение работать с видео-, аудиоредакторами. К каждому уроку прикладываем инструкцию: дать ответы на вопросы, создать приложения, таблицы, схемы и т. п. Готовим раздаточный материал для групповой работы на уроке. Системой оповещения о размещении очередного задания был выбран электронный журнал. Возможна обратная связь с учителем в режиме онлайн, она организована посредством социальной сети ВКонтакте.Данная модель была использована мною в 10-м классе. На мой взгляд, ученики старших классов более организованны, лучше владеют навыками работы в Сети и компьютерной техникой. Хотя знаю немало примеров использования данной модели даже в начальной школе. Исходя из опыта коллег, вначале решил перевернуть только часть уроков одного учебного курса.На этапе реализации учитель определяет тему, форму и методы работы с учениками на уроке. При подборе заданий для микрогрупп следует учитывать также способности, мотивацию и уровень учеников. В процессе совместной работы друг с другом и учителем они решают дополнительные задачи, направленные на углубление, закрепление и повторение пройденного материала. В конце занятия для отслеживания текущего уровня знаний, разработки индивидуальных заданий для учеников возможно составление ментальной карты: «Знал», «Научился», «Хочу научиться». Возможно, модель «Перевернутого класса» покажется кому-то очень простой, однако это не совсем так. Во-первых, необходимо внимательно подходить к подбору материала для видеолекции (в моем случае важным было сделать видеоролик не более 10 минут, и причина тому – клиповое мышление), чтобы он был понятным, информативным, не искажал факты. Созданные видеоуроки еще не повод расслабляться, видеоконтент можно редактировать. Во-вторых, требуется грамотно продумать методы работы и раздаточный материал на самом уроке, ведь что-то может пойти не по плану. В-третьих, не так-то просто мотивировать учеников на самостоятельную работу дома. Будьте готовы, что с первого раза они не до конца поймут, в чем смысл подмены домашнего задания видеолекциями, и не справятся с работой или не будут ее выполнять. Необходимо быть готовым к такой ситуации и на уроке исправить все недочеты. Эта модель может не сработать и в каком-то конкретном классе, тогда придется искать что-то иное. Однако не стоит расстраиваться, как говорят, отрицательный результат – тоже результат.Отмечу также, что некоторые темы лучше разбирать в классе, среди них – обобщающие уроки, подготовка к контрольным, практическим работам. Подобрать ресурсы, особенно вводные и обобщающие, которые отвечали бы видению темы и методике конкретного педагога, практически невозможно, поэтому их приходится разрабатывать самостоятельно. Грамотно организовывать групповую работу в классе, каждый раз придумывать что-то новое – задача непростая. Будьте готовы и к тому, что коллеги будут смотреть на вас как на чудика. Однако не стоит отчаиваться – в этом ваше преимущество, а единомышленников всегда можно найти в Сети.И все же есть вопросы, которые решить гораздо сложнее. Для сельских школ основным препятствием для внедрения данного метода является отсутствие соответствующих технических возможностей. Конечно, компьютеры, ноутбуки и смартфоны сейчас есть почти у каждого. Но отсутствие хорошего Интернета старания учителя может свести на нет. Выходом из ситуации стало для меня копирование видеоматериала, инструкций на любой внешний носитель информации ученика.За три года использования данной модели я пришел к выводу, что необычный формат домашнего задания привлекает внимание учеников к дальнейшему изучению предмета. Небольшая по времени видеолекция не требует долгого нахождения школьников у компьютера (нужно учитывать важность здоровьесберегающих технологий). Несомненные плюсы «Перевернутого класса» для учителя – организация обучения в соответствии с требованиями ФГОС, совершенствование навыков применения современных технологий, повышение уровня методической подготовки. Ведь только узнавая что-то новое, обучаясь этому, мы развиваемся и растем.

Алексей РОМАНОВ, учитель химии Большенагаткинской школы Ульяновской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте