search
main
0

Переверните класс, или Что такое смешанное обучение? Педагогические технологии

Сегодня термин «смешанное обучение» все больше используется преподавателями и методистами в отношении методики преподавания различных дисциплин. И чем больше используется этот термин, тем больше он теряет смысл. Что смешивается? А разве процесс образования не был основан всегда на множестве методов и подходов? Разве не использовались методы обучения наряду с методами организации самообучения? И разве вошедшие в наш педагогический арсенал электронные устройства не являются средствами обучения, которые успешно работают в рамках «старых» педагогических технологий? Нужен ли новый термин? И что он определяет, если его использование столь широко? Постараемся прояснить ситуацию.

Вспомним, что на первых этапах использования компьютерных технологий в сфере образования был момент эйфории от открывшихся новых возможностей и возник вопрос о роли учителя, его значимости в новых условиях. Высказывались утверждения, что дистанционное обучение может стать альтернативой обучению в классе, что компьютер может заменить учителя, создав более эффективную образовательную среду. Но прошло несколько десятилетий использования новых средств обучения, и полученный человечеством опыт дает основание утверждать, что роль учителя меняется, но значимость его деятельности возрастает. Становится очевидным, что абсолютизация электронных методов обучения – неэффективный подход в современной школе. Именно поэтому возникает идея интеграции традиционных методов обучения (очное обучение) и новых электронных методов (дистанционное обучение).Итак, смешанное обучение – это эффективное сочетание различных методов преподавания, моделей обучения и стилей учения. Смешанное обучение – это интеграция методов электронного и традиционного обучения. Сначала смешанное обучение стало востребованным в высшей школе, где были успешно интегрированы различные подходы в той последовательности, которая обусловливается логикой прохождения конкретной учебной темы: дистанционное – очное обучение или наоборот. Был разработан ряд моделей смешанного обучения для высшей школы. Типичный план обучения в данной парадигме выглядит так:- лекции (по 2 часа два раза в неделю);- семинары онлайн (по отработке содержаний лекций);- изучение материалов лекций самостоятельно;- изучение темы по материалам Интернета;- работа в малых группах над проектом;- индивидуальные задания.Учитывая возрастные особенности учеников, можно отметить, что лишь некоторые модели смешанного обучения возможно применять в средней школе. Опыт работы в течение десяти лет в школах США, Европы и ряде стран Азии позволил сформировать систему моделей для средней школы. Как наиболее эффективные можно выделить модели группы «Вращение» (Rotation):- «Смена рабочих зон»  (Station-Rotation); – «Перевернутый класс»  (Flipped-Classroom);- «Автономная группа» (Lab-Rotation); – «Индивидуальная траектория»  (Individual-Rotation).Модель «Смена рабочих зон» удобна в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей. Содержание деятельности определено учителем. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физике, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.Модель «Перевернутый класс» позволяет более эффективно использовать время урока в случае изучения теоретических тем, еще до урока учащимся предложено разобраться с основами темы при помощи видео, презентаций. На уроке на разбор нового необходимо меньше времени, остается только обсудить вопросы, большая часть урока отводится на практическую деятельность по применению знаний в ходе решения задач, выполнение упражнений, организацию дискуссий. Такая модель востребована в классах с повышенной мотивацией обучения и при обязательном наличии у школьников домашней техники с выходом в Интернет.Модель «Автономная группа» позволяет выделить в классе группу учащихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность как в классе, так и в ходе консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения.На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория». В данном случае учитель организует работу или одаренного ребенка по подготовке к олимпиаде, или ребенка, который вынужден пропускать уроки по болезни.Несомненно, внедрение и использование перечисленных моделей технологии смешанного обучения сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, это необходимость хорошей материальной базы для обучения и в школе, и дома. Не для всех школ и семей этот вопрос решен. Во-вторых, возрастает нагрузка на учителя. Требуется много времени на подготовку к урокам, на организацию домашнего времени школьника, на консультации в режиме реального времени. Поэтому если у педагога большое количество учебных часов в неделю, подготовка к организации смешанного обучения невозможна. Таким образом, требуется решение ряда вопросов по поддержке учителя.Однако, несмотря на трудности, преимущества использования данной технологии значительны. Во-первых, это повышение эффективности преподавания за счет роста мотивации учебной деятельности. Во-вторых, это система работы с одаренными детьми, а также детьми, которые пропускают занятия по болезни. Поэтому внедрение технологии смешанного обучения является на данном этапе развития системы образования актуальным.Как же организовать смешанное обучение?Во-первых, необходим выбор платформы для организации дистанционной поддержки очного курса обучения. Такой платформой может стать электронная почта, социальная сеть (Dnevnik.ru, ВКонтакте), личный сайт педагога, блог, площадка на образовательной платформе (Moodle, Smartlearn, Open class, Edmodo). Выбор необходимо сделать на основе образовательных потребностей и технических возможностей обучаемых. На выбранной платформе учитель организует учебные группы, которые регулярно получают задания в виде текстовых файлов, видео, аудио. Чем выше степень интерактивности учебного процесса, организованного на выбранной платформе, тем эффективнее обучение.Во-вторых, учитель определяет базовые ресурсы для обучения: УМК на печатной основе, видеоуроки, электронные учебники. Ресурсы должны быть доступны учащимся для работы, то есть иметься в наличии дома или быть доступными в Интернете.При организации смешанного обучения планирование учебного процесса отличается от традиционного подхода, потому что учитель должен распланировать не только время урока, но и работу ребенка дома. Эта особенность планирования позволяет осуществить индивидуальный подход и проявить отдельное внимание как к одаренному ученику, так и к тому, кто испытывает сложности в обучении.Особую заботу учителя представляет мониторинг достижений учащихся. В данном случае очевидно, что необходимо использовать как традиционный, так и инновационный инструментарий оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. Однако этот вопрос еще находится в зоне неопределенности современной педагогической науки и практики. Идет интенсивный процесс разработки инструментария для мониторинга по разным предметным дисциплинам. И творческие разработки учителей-практиков должны сыграть в данном случае значимую роль.С целью повышения качества образования в Ростовской области разработан «Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения». Научный руководитель проекта – Елена Евгеньевна Алимова, проректор по учебно-методической работе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ростовской области,  кандидат психологических наук, почетный работник общего образования. Организатор проекта Галина Михайловна Нестеренко – методист отдела методической и организационной работы Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ростовской области, заслуженный учитель РФ.Координаторами и модераторами проекта выступают представители профессионального сообщества учителей Ростовской области, которое сложилось в результате проведения конкурса «Учитель года Дона» и участия его победителей на федеральном уровне за последние десять лет. Координаторы проекта1. Ильина Юлия Юрьевна, учитель немецкого языка лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года Дона-2012», участница Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012».2. Нечитайлова Елена Викторовна, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года Дона-2008», лауреат конкурса «Учитель года России-2008».Модераторы1. Безуглая Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания Кагальницкой средней школы Азовского района Ростовской области, лауреат конкурса «Учитель года Дона-2012».2. Еременко Анна Вячеславовна, учитель информатики пролетарской средней школы №4 Пролетарского района Ростовской области, лауреат областного конкурса «Учитель года Дона-2013». 3. Наливайченко Ольга Николаевна, учитель физики кулешовской средней школы №17 Азовского района Ростовской области, победитель финала  областного конкурса «Учитель года Дона-2011».4. Пурикова Марина Николаевна, учитель географии средней школы №10 города Каменска-Шахтинского Ростовской области, финалист областного конкурса «Учитель года Дона-2011».5. Растрепина Надежда Михайловна, учитель математики лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, почетный работник общего образования, абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года Дона-2009», участница Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009».6. Ролик Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы средней школы №39 Ленинского района города Ростова-на-Дону, финалист областного конкурса «Учитель года Дона-2013».Актуальность данного проекта определяется:- необходимостью разрешения противоречия между большими потенциальными возможностями для системы образования, которые дают электронные средства, и недостаточной эффективностью их использования в современной школе;- потребностью общества в эффективных методах обучения на основе интеграции очного обучения, дистанционных форм и способов саморазвития.Задачи проекта- Опираясь на инновационный опыт педагогов России, создать в Ростовской области систему апробации технологии смешанного обучения в разных предметных областях.- Апробировать в каждой предметной области те модели смешанного обучения, которые являются наиболее эффективными при изучении данной учебной дисциплины, и создать банк методических рекомендаций для учителей.- Обеспечить теоретическую базу и методическую помощь тем школам Ростовской области, которые готовы к внедрению технологии смешанного обучения в учебный процесс.- На основе внедрения технологии смешанного обучения сформировать в учебных учреждениях инновационное образовательное пространство, способствующее  интерактивному взаимодействию учителя и ученика, развитию профессионального потенциала учителя и становлению личности каждого ученика.В настоящее время в Ростовской области в процессе модернизации образования идет интенсивный переход к реализации системно-деятельностного подхода. Однако есть необходимость в расширении методического арсенала учителя, позволяющего формировать мотивацию учащихся, их способности к организации собственной деятельности, рефлексии.Учебные учреждения Ростовской области оснащены современной электронной техникой, открывающей широкие возможности для организации учебного процесса на высоком современном уровне. Однако нередки случаи использования данного дорогостоящего оборудования в школах как проекторной техники для демонстраций. Учителю необходимы методические рекомендации, тренинги по более эффективному использованию техники, применению ее возможностей для развития мышления школьников.Для реализации проекта предлагается создать систему, основанную на работе модераторов с группами учителей-предметников. Модераторами выступают учителя, увлеченные идеей смешанного обучения и обладающие способностями выступать руководителями и консультантами при апробации и внедрении новой технологии в учебный процесс.Координаторы проекта организуют работу модераторов, предоставляя им информационный пакет, разработанный на основе достижений российских и зарубежных авторов, проводят вебинары или осуществляют поддержку через электронную почту и скайп.Модераторы организуют работу группы учителей, принимающих участие в проекте: предоставляют рабочие карты проекта, проводят вебинары для участников, собирают и обобщают методический материал. По итогам первого года работы модераторы оформляют методические рекомендации по внедрению технологии смешанного обучения в конкретной предметной области, иллюстрируя их аналитическими материалами, примерами разработок уроков, инструментарием для мониторинга уровня достижений учащихся.Методические материалы, разработанные в ходе первого года, планируется использовать для внедрения технологии смешанного обучения в учебный процесс учреждений Ростовской области. На данном этапе модераторы и наиболее активные учителя из групп по апробации технологии смогут выступить консультантами.Планируемые результаты проектаГлавный планируемый результат – повышение качества обучения школьников в средних учебных учреждениях Ростовской области за счет:- повышения профессионального уровня педагогов, владеющих современными образовательными технологиями и средствами обучения;- повышения мотивации учебной деятельности школьников на основе развития ответственности и самостоятельности;- развития критического и творческого мышления школьников в процессе обучения с использованием активных методов, актуальных и привлекательных для данного возраста детей медиатекстов;- создания в школах комфортной образовательной среды, способствующей творческому сотрудничеству педагогов и учащихся.  Комбинация различных типов обучения сегодня используется не просто для обмена информацией, как это практиковалось ранее, а с целью преобразования знаний, полученных из разных источников, в знания, которые становятся основой практической деятельности каждого человека. Таким образом, «смешанное обучение» – это не аморфный термин, который можно применить к любой учебной ситуации. Сегодня этот термин определяет подход к организации гармоничной образовательной среды, в которой станет возможной реализация идеи обучения человека в течение всей жизни.

Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте