Никто не спорит с тем, что школа должна стоять в стороне от политики и религии. Нельзя превращать ее в молитвенный дом или политический клуб, но при этом очень важно выстроить систему образования таким образом, чтобы дети не были пассивными исполнителями чьей-либо воли. Сегодня мы много говорим о том, что школьник имеет право выбора – профессии, нравственной и гражданской позиции. Но чтобы ребенок научился правильно выбирать, нужна тонкая, можно сказать, ювелирная работа. Так, например, стараются делать на берегах Дона.
В 1997 году Министерство образования Ростовской области заключило договор о сотрудничестве с Ростовской епархией Русской православной церкви. В связи с этим в национально-региональный компонент введен блок «Духовное возрождение Дона», в казачьих школах апробируется учебное пособие «Христианство и религии мира». На обязательных гуманитарных курсах школьники области получают знания о традиционных религиях, народах, живущих на Дону, их исторических и культурных ценностях.
– Мы действуем согласно приказу Министерства образования РФ «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать религии вне рамок образовательных программ». Для нашей области это очень актуально, так как она занимает особое геополитическое положение, – рассказывает специалист отдела развития общего среднего образования МО Ростовской области Елена Лунина. – Наш регион отличается поликультурным составом населения. Здесь веками уживались разные народы, разные культуры. Сегодня государство не может не обращать внимания на религиозную принадлежность детей и их родителей. Если мы говорим, что Россия – правовое государство, то это подразумевает взаимодействие со всеми организациями гражданского общества, в том числе и с религиозными. Изучение образовательного запроса учеников и родителей показало тягу жителей Дона к вопросам религии. При этом познавательный интерес 75% школьников распространяется на православную культуру. Но мы реагируем и на другие запросы. В частности, 11% школьников проявляют интерес к исламу и хотели бы изучать культуру мусульман. На востоке области живут калмыки – приверженцы буддизма. О них мы тоже не должны забывать.
В Ростове-на-Дону восьмой год проводятся чтения, посвященные святителю Димитрию Ростовскому, который считается покровителем города.
– Конечно, можно услышать и критику в адрес того, что мы делаем, – продолжает Елена Ильинична. – Мол, школа должна быть вне религии и политики, должна носить светский характер. Но если прочитать работы детей, приуроченные к Димитриевским чтениям, написанные с открытой душой и чистым сердцем, то все вопросы сразу отпадают. Исследовательские, краеведческие проекты школьников связаны с историей и литературой. Их волнуют такие темы, как «Исчезнувшие памятники», «Православные святыни Дона».
Несколько лет на Дону действует проект «Голосуют дети», родившийся в тесном сотрудничестве Министерства образования и избирательной комиссии Ростовской области. Он помогает школьникам выбрать активную жизненную и гражданскую позиции. Акция «Голосуют дети» – это открытые уроки по проблематике выборов, знакомство с Конституцией. В прошлом году акция получила форму дискуссионного клуба и заседания законодательного собрания. Дети задавали вопросы политикам, депутаты рассказывали ученикам, что такое демократическая Россия, муниципальная власть.
Размышления на религиозные и политические темы завели меня в центр Ростова. Здание 55-й средней школы, расположенное в не очень спокойном районе рядом с рынком, стоит на месте разрушенного храма. В школе, кстати, единственной в миллионном городе, в 7-8-х классах один раз в неделю преподается предмет «Основы православной культуры». Беседую с директором, учителями и представителем церкви.
– С одной стороны, согласно уставу, деятельность религиозных и политических организаций в школе запрещена, – говорит директор средней школы №55 города Ростова-на-Дону Симон Секизян. – А с другой, если посмотреть на учебники по истории и обществознанию, то они носят идеологическую направленность. Я считаю, что школа не может быть вне политики. Хорошо это или плохо, но иногда финансовые и хозяйственные вопросы нам удается решить только через городских депутатов, которых мы выбираем.
– В отрыве от церкви мы не можем изучать российскую историю, потому что тогда она будет извращена, как это было в советское время, – считает отец Даниил, настоятель Свято-Георгиевского прихода в Новочеркасске. – Мы не можем, например, изучать историю Москвы, ее становление без имени митрополита Алексия, который вел не только церковную деятельность, но и был политиком. Не можем изучать период Крещения Руси без имени князя Владимира и княгини Ольги. Нельзя рассказывать о жизни Александра Невского, не упоминая о том, что он в конце жизни стал монахом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его войско перед сражением на Куликовом поле. Дети должны знать, что герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя были монахами. А как можно знакомиться с деятельностью Петра Великого, забывая иерарха Феофана Прокоповича? Все эти личности способствовали становлению российской государственности. Если все это выбросить, то честной истории у нас не будет.
– Культуроведческий курс «Основы православной культуры» не противоречит образовательному стандарту, – дополняет учитель истории Елена Соловьева. – Если мы честные историки, то должны говорить о том, что Русь, Россия, почти тысячу лет была православным государством. Возьмем, к примеру, обществоведческие темы «Человек и личность», темы свободы. «Личность» – христианское понятие, оно формируется в IV веке. Понятие свободы также развивается в христианской традиции, о ней впервые сказано в Евангелии.
Если взрослые где-то могут слукавить, то у детей это, как правило, не получается. Я предложил семи- и восьмиклассникам письменно ответить на вопрос, возможна ли современная школа вне политики и религии. Оказалось, что подавляющее большинство учеников не хотят быть в стороне от этих проблем. Приведу несколько красноречивых цитат. Вика Журавлева: «Без религиозных знаний трудно понимать историю, культуру. В каждом учебном заведении есть что-то связанное с религией и политикой. И школьные вопросы обдумываются и решаются через депутатов…». Маша Землякова: «…У каждого человека должна быть духовная опора. Каждый ребенок должен знать законы своей страны. Нам должны объяснять, почему та или иная страна напала на другую, почему тот или иной президент поступил именно так…». Артем Топорков: «…В школе формируются взгляды человека, и это поможет ему в будущем сделать свой выбор. Но нельзя навязывать ученикам своего мнения, потому что их можно запутать. Если рано начинать просвещать ребенка, то у него будет время подумать и определиться со своими взглядами. Я считаю, что без понимания политики невозможно изучать как прошлое, так и настоящее. А без религии нельзя повышать свой нравственный уровень, а следовательно, и нравственный уровень общества».
Такие вот не по-детски здравые мысли.
Ростов-на-Дону
Комментарии