Профобразование, а не профпреступность
О том, что нового произошло в системе НПО за последние годы, как она взаимодействует с региональными службами занятости, с работодателями, рассказал начальник управления НПО, профессор, доктор экономических наук Евгений Бутко:
– Всероссийский августовский педагогический совет для нас в этом году юбилейный. 2 октября 2000 года система НПО отмечает свое 60-летие. Пришло время рассмотреть то, что сделано, и наметить новые задачи, которые необходимо решать в наступающем учебном году.
Система НПО – это 3911 образовательных учреждений, из них 839 – профессиональные лицеи. Профлицей реализует программы повышенного уровня, по наиболее сложным профессиям. Сегодня наша система охватывает 1 млн. 700 тыс. учащихся. Из них 80% ребят, окончивших девятилетку, 18% – одиннадцать классов и около 2% – подростки, не имеющие основного образования.
О том, как работает система, говорят несколько показателей: востребована ли она на ╚входе╩ (то есть у молодежи) и востребована ли она на ╚выходе╩ (то есть у работодателей). С уверенностью можно сказать, что за последние пять лет ни одно наше учреждение не испытывает трудностей с приемом студентов. Об этом свидетельствуют контрольные цифры, которые устанавливаются коллегией Минобразования. Они формируются по заявкам того микрорегиона, в котором работает образовательное учреждение. Каждый регион имеет свои особенности, и на местах виднее, по каким специальностям готовить кадры. В последние три года примерно 21% выпускников девятых классов поступают в учреждения НПО. Из этих цифр следует, что для молодежи наша система востребована. В 1999 году около 16% наших выпускников не нашли работу. А коллеги из Германии говорят, что их профессиональные школы работают эффективно, если дают 40% трудоустройства. Еще один интересный показатель – количество обучающихся в НПО на 10 тыс. населения неуклонно растет.
– Евгений Яковлевич, есть ли новые документы, важные для августовского педсовета?
– В декабре 99-го Правительством РФ утвержден перечень профессий НПО. Старый действовал пять лет и насчитывал 257 профессий. В новом их уже 290. Могли ли мы думать несколько лет назад, что в нашей системе будут готовиться банковские служащие, коммерсанты торговли, коммерсанты-промышленники?! Сегодня эти профессии вызывают повышенный интерес у молодежи и востребованы у работодателей.
– Насколько система НПО соответствует рынку труда?
– Работая с подростками, мы должны отталкиваться от необходимости максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов. Объясню почему. Девятиклассник находится в трудном возрасте и должен продолжать обучение. Совершенно прав министр образования Владимир Филиппов, когда говорит, что у выпускников девятых классов два пути – либо профессиональное образование, либо профессиональная преступность. В прошлом году мы выпустили 762 тыс. учащихся. В условиях переходного периода ситуация на рынках труда в регионах такова, что предложение рабочей силы намного ниже, чем спрос на нее. Система НПО не может комплектоваться в точном соответствии с потребностями рынка. Но и сокращать прием в наши учебные заведения мы не должны…
– Чему нас учит Запад?
– Сегодня с зарубежными коллегами мы работаем над многими программами. В северо-западном регионе успешно реализуется проект под эгидой Европейского фонда подготовки кадров ╚Реформа профессионального образования╩. Задействованы Новгородская, Псковская, Мурманская и Лениградская области, Карелия. Отрабатывается компонент ╚Социальное партнерство╩. Коллеги-эксперты, анализирующие состояние нашего НПО, подчеркивают неразвитость системы социального партнерства. Особенно с работодателем.
В советские времена для такого партнерства были созданы идеальные условия. Каждое образовательное учреждение имело базовое предприятие. ПТУ называли ╚цехом ╧1╩ заводов. Училище готовило кадры для одного предприятия или группы родственных. При этом ПТУ были монопрофильными – обучали по четырем-пяти специальностям одной отрасли.
За последние годы нашим учреждениям пришлось перестраиваться ╚на марше╩, вести подготовку по вееру профессий, не относящихся к одной отрасли. Введение новых профессий требует огромных капиталовложений на оснащение кабинетов, на оборудование учебно-производственных мастерских. Весьма сложна и проблема прохождения практики. Базовые предприятия требуют деньги с училищ.
– Что же делать? Как решить проблему социального партнерства, заставить эффективней работать систему НПО?
– Надо готовить кадры той квалификации, которые реально требует рыночная экономика. Я убежден, что в создании государственных стандартов, определенных параметров профхарактеристик заинтересованы прежде всего работодатели. К сожалению, за редким исключением, они в этом процессе сегодня не участвуют. Как их подключить к нему? Через попечительские советы. В ряде регионов есть примеры создания советов по профобразованию при руководителях органов исполнительной власти. Интересен опыт такого совета в Великом Новгороде, в Хабаровском крае, где управление НПО возглавляет Федор Довжко. Он одновременно является председателем Всероссийской ассоциации ╚Роспрофтех╩, которая реально содействует развитию системы. На федеральном уровне два года назад создан совет, в который входят представители отраслевых министерств, министерства труда, социальной защиты, экономики, финансов. Это очень важно. И я убежден, что со временем работодатель повернется лицом к профессиональным училищам.
– А пока реальным партнером являются службы занятости?
– Да. Есть примеры, когда органы управления образованием и НПО работают в системном и эффективном контакте со службами занятости. И по контрольным цифрам приема, и, что самое главное, по содействию в трудоустройстве выпускников профучреждений. Но эта работа будет наиболее продуктивна тогда, когда в полную силу включатся экономические и налоговые механизмы. Давно идут разговоры о том, что предприятия должны отчислять процент от прибыли на профобразование, как это делается во всем цивилизованном мире.
…По мнению Евгения Бутко, система НПО не та сфера, где вложенные деньги исчезают в никуда. Она очень дорогая, но инвестиционная. Вложенный рубль достаточно быстро вернется в экономику страны квалифицированным рабочим.
– Говоря о том, что значит для России система НПО, – завершает нашу беседу Евгений Яковлевич,- я приведу такой пример. В мае прошлого года в Сеуле (Южная Корея) состоялся второй Всемирный конгресс по профтехобразованию под лозунгом ╚Профессионально-техническое образование – мост в будущее╩. Во всех странах этому уровню образования придают серьезное значение…
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии