Географическая грамотность сегодня определяется географической компетентностью, то есть не знанием учебника от корки до корки, а суммой тех знаний и опыта, без которых человек не может быть Человеком с большой буквы. Поэтому назрела необходимость усиления практической, прикладной направленности школьного географического образования на завершающем этапе.
Компетенция – от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу. Какие актуальные современные глаголы… Без них невозможно оценить степень профессионализма, дефицит которого в течение более 10 лет никак не позволяет России создать современную экономику.
Управление хозяйством страны и ее регионов – весьма сложная система. Самым сложным объектом управленческого процесса, на мой взгляд, является отечественный рынок, отданный ныне на откуп разнообразным тайным, подпольным, теневым силам. Сможем ли когда-нибудь перестать его стыдиться, и если да, то когда?
Мне кажется тогда, когда все граждане вместе с правительством сформируют цивилизованные рыночные отношения внутри государства, а значит, Россия сможет достойно войти в мировой рынок. Фактически рынок через спрос определяет все направления современного научно-технического прогресса.
Рыночные отношения – интереснейшая и важнейшая тема в социально – экономической жизни регионов и стран мира. Я бы сказала, что это тема, касающаяся и «физиков», и «лириков» (отнесем географов к последним) в масштабах всей страны. Грамотные поставщики продукции на мировой рынок учитывают не только экономическую конъюнктуру, но и даже такие, казалось бы, «лиричные» аспекты, как предпочтительные национальные цвета в тех или иных странах (в какие цвета покрасить товар, какой цвет использовать при упаковке и т.п.), природную сезонность, особенности местных менталитетов, религиозные традиции. А индустрия туризма?.. Какой гигантский и насыщенный географической спецификой рынок…
Помочь разобраться во всем этом призван учебно-методический комплект Е.Л.Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» («АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2001, 2002 гг., Москва, допущен Министерством образования РФ), включающий учебник в двух частях (10-11 классы), рабочие тетради для выполнения практических заданий и методическое пособие для учителя.
Его с успехом можно использовать в профильных классах средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях с углубленным изучением географических и экономических дисциплин – гимназиях, лицеях, колледжах.
Данный учебник для 10-11-го классов идет параллельно (1 час) с курсом экономической и социальной географии мира. Можно в 11-м классе дать этот курс как завершающий перед вступлением в самостоятельную жизнь.
УМК поможет учителю включать необходимые практические знания во все «возрастные разделы» школьной географии. На мой взгляд, курс экономики в некоторых школах можно спокойно заменить более значимым и результативным, который смело можно назвать «Коммерческая география». Он поможет молодежи шагнуть от школьного порога в жизнь с новым взглядом на формирование рыночной экономики через содержание учебника нового поколения, ориентирующего на реальную практическую деятельность.
Учебник активизирует мыслительно-аналитическую деятельность учащихся, формирует умение делать выводы, обобщения, сравнения, моделировать, прогнозировать. Содержание двух частей во всех отношениях соответствует статусу учебника нового поколения, что позволяет строить учебный процесс, используя различные типы уроков, формы и методы, современные педагогические технологии, в том числе информационные и интерактивные.
В пяти школах нашего округа прошла апробация данного учебника в течение двух лет (2001-2003), подтвердившая большой практически ориентированный интерес учителей и учеников.
Маргарита СМИРНОВА, методист по географии методического центра Северного округа г. Москвы, заслуженный учитель РФ
Комментарии