search
main
0

Пересекающиеся параллели. Размышления о технологиях в урочной деятельности учителя

Хочу пригласить к профессиональному диалогу тех учителей, методистов, преподавателей вузов системы повышения квалификации, которые ориентированы на решение проблемы: каким должен быть учебный процесс (в частности, урок по любому образовательному предмету), чтобы по окончании школы государство и общество встретили человека-гражданина, человека культуры, способного самостоятельно мыслить, ориентироваться в мире как отечественной, так и мировой культуры, в мире нравственных ценностей, традиций, доставшихся нам от предков, способного к созиданию на благо Отечества.

В этой связи меня тревожит вопрос: как уйти от тех негативов, которые имеют место в мыслительной деятельности многих наших современных школьников, как уйти от клипового восприятия ими учебной информации, от отсутствия глубины и широты ее восприятия, от неспособности к ее переработке, от неспособности личностного присвоения знаний, перевода их в умения и компетенции, от неспособности к адекватному воспроизведению знаний при выполнении творческой части заданий ОГЭ, ЕГЭ, как того требует метакомпетентностный подход?В этом диалоге с читателями «Учительской газеты» хочу представить свое видение разрешения обозначенных проблем. С этой целью предлагаю ознакомиться с одной из моих авторских технологий – «Пересекающиеся параллели», которая была разработана, затем апробирована в практике лучших учителей Прибалтики, Псковской области на областной, федеральной экспериментальных площадках. В настоящее время эта образовательная технология используется в практике многих учителей, ориентированных на творчество, на метакомпетентностный подход, а конкретнее – на развитие у учащихся культуры мыслительной деятельности в образовательном процессе, на воспитание духовно-нравственной культуры.Базовое (методологическое) основание технологии «Пересекающиеся параллели» – артпедагогика и психодидактика. Да и как возможно воспитать человека культуры, не обратившись к этическим и эстетическим ценностям мировой культуры, к ее художественным текстам, живописным полотнам, музыкальным произведениям… Как возможно развивать культуру мыслительной, познавательной деятельности ученика, не обратившись к психодидактике, дающей учителю ориентиры в проблемах развития его краткосрочной и долгосрочной памяти в работе с учебной информацией, дающей психологические и дидактические приемы и подсказки, как соединить в единое целое, в гармонию образное и теоретическое мышление в образовательном процессе?.. Что в итоге дает системное, целостное видение мира и себя в нем, что снимает клиповость мышления и развивает метамышление?В Эвклидовой геометрии параллельные не пересекаются, находясь в плоскостном пространстве. Лобачевский, выйдя из плоскостного мира в объемный, убедительно доказал – параллельные пересекаются в нем.Использование технологии «Пересекающиеся параллели», например, в формате одного урока позволяет более продуктивно и успешно решать самые сложные образовательные задачи – мотивировать учащихся на изучение трудного материала, опираясь на искусство как на своеобразный дидактический катализатор, который помогает воспитывать такую форму мировидения, которая способствует эстетическому и этическому восприятию самых разных школьных дисциплин, например математики. Именно искусство помогает формировать целостное воззрение на мир, помогает формировать неприятие диктата всепроникающей рацио­нальности, ведущей к чрезмерному прагматизму, бездуховности, все более характерным для нашего времени. Более того, именно искусство дает нам возможность приобщиться к различным точкам зрения на одно и то же явление, позициям, ценностям, которые воплощаются в плюрализме художественных методов, приемов. Поэтому искусство может быть расценено как мощнейшее дидактическое средство, дающее нам понимание неповторимости бытия, творчески представляющее нам чувственно-рациональное постижение мира, человека. Особый эффект получается, как показала наша работа на экспериментальных площадках, когда искусство интегрируется в содержание точных дисциплин, изучаемых на уроках.В качестве практической иллюстрации этой технологии предлагаю вашему вниманию партитуры уроков «Парадоксы Эшера» и «Формула счастья», которые были разработаны и даны мною в совместном творчестве с удивительным учителем математики Вероникой Вольдемаровной Кришталь из русскоязычной Ласнамяесской школы г. Таллина, а затем с не менее талантливыми учителями математики из г. Пскова О.В.Замирской, Г.А.Яблоковой. Эти учителя – подлинные носители настоящей культуры, выходящие далеко за рамки преподавания только своего предмета – математики. Достижения их учеников – яркое тому свидетельство.А впрочем, судите сами…Партитура урока по роману-антиутопии Евгения Замятина «Мы»Интегрированный урок-исследование, урок – диалог культур. Интегрируются математика и литература.Урок предназначен для учащихся 10‑11‑х классов.Сверхцель (миссия) урока: побудить учащихся к осознанию сложности, многомерности, противоречивости мира и человека.Цель: формирование метамышления, выводящего на неформальное, личностное самопознание, на воспитание человека культуры.Задачи:    воспитательные: формирование этического (нравственного) и эстетического иммунитета, воспитание человека, готового и способного жить в культуре, реализовать себя в творчестве, формировать свою систему ценностей, смыслов и идеалов, несущую позитивную, созидательную направленность;    обучающие: освоить в процессе математического и литературного прочтения текста романа Е.Замятина «Мы» прием интеграции, дающий на выходе латеральное, творческое мышление, необходимое при изучении как математики, так и художественной литературы; освоить технологию диалога культур, выводящего к началам отрефлексированного самопознания; освоить прием, вооружающий учеников навыком вычленения, формулирования и решения главных, вечных проблем бытия человека, заданных автором в тексте романа Евгения Замятина «Мы» (счастье?… можно ли человека сделать счастливым насильно, против его воли? Всякий ли человек проходит в этой жизни испытание счастьем, любовью, свободой? Всякий ли человек понимает, в чем его счастье и предназначение?);    развивающие: формировать навыки метамышления, объединяющего рационально-логическое и образно-художественное восприятие мира и человека, дающего цельное мировоззрение, в процессе работы с текстом художественного произведения в режиме интеграции математических и филологических знаний.Методы, использованные при моделировании интегрированного урока: диалог культур (М.Бахтин), импровизация, драматизация.Образовательные технологии: пересекающиеся параллели (артпедагогика).Форма урока: диалог культур (культура произведения – автора, культура учителя, культура ученика).Оборудование урока: тексты романа Евгения Замятина «Мы» у участников диалога; мультимедийное оборудование (музыка, слайды).Ведущие мастер-класса: В.В.Кри­шталь – учитель математики Ласнамяэсской гимназии г. Таллина, старший учитель; Татьяна Соколова – доцент кафедры методологии постдипломного педагогического образования ПОИПКРО, кандидат педагогических наук.Время проведения урока: 2 академических часа.Тема урока: «Формула счастья» в романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы».Увертюра. «Счастье – это…»(На фоне музыки «Утро» Э.Грига к драме «Пер Гюнт».)Из разных концов класса перед участниками диалога появляются ведущие – В.В.Кришталь и Т.А.Соколова, приветствуют участников мастер-класса и приглашают к диалогу.Татьяна Соколова: Счастье… Это что за явление в вашей жизни?..В.В.Кришталь: Что значит для вас быть счастливым?Участники диалога по цепочке очень кратко отвечают на поставленные вопросы; можно заполнить 1‑й блок в рабочем листе.Развитие сюжета урока – диалога, исследования. Единое Государство(На фоне музыкального отрывка из сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!».)Татьяна Соколова: Включаем фантазию и воображение и переносимся в XXII век, в государство будущего, где царит гармония разума и математического расчета, обещающего всеобщее счастье и процветание. Это Единое Государство – плод воображения русского писателя Е.Замятина, в прошлом инженера, математика. Дата создания этого фантастического государства – 1920 год, год завершения работы писателя над своим романом-антиутопией. Ученые-математики, строители этого государства завершают работу над созданием космического корабля «Интеграл», который должен полететь к другим планетам и сделать всех их обитателей счастливыми.(Музыка микшируется.)Вероника Кришталь: С волнением открываем Государственную Газету и читаем (слайд 1 «Публикация в Государственной Газете»).Татьяна Соколова: Что взбудоражило весь город? А ваше первое впечатление и ваши первые мысли и чувства от прочитанных в газете строк какие?Обмен мнениями, чувствами учителей с учащимися.Прогулка по Городу Будущего вместе с героемВероника Кришталь: Пройдем по улицам города… Какой он? Какое ваше первое впечатление от города? Вам захотелось остановиться в этом городе, а может быть, и остаться навсегда? Вам хочется понять, что за люди живут в этом городе – о чем они думают, о чем мечтают, что любят?Обмен мнениями, чувствами учителей с учащимися.(На фоне музыки.)Прямо на нас движется мужчина приятной наружности. Лицо его одухотворено какими-то своими высокими мыслями. Он весь в себе. Это математик-ученый, строитель «Интеграла» Д-503. Имен у жителей этого государства нет, есть государственные «нумера», прописанные на золотых бляхах, которые приколоты к груди. Давайте остановим его и попросим рассказать о жизни Единого Государства поподробнее.Какая самая заветная идея лежит в основании Единого Государства? Какова его идеология?Татьяна Соколова обращается к Д-503 (драматизация фрагмента романа).Вероника Кришталь (в образе Д-503): Быть может, вы не знаете таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель… Мне смешно и в то же время очень трудно говорить обо всем этом. Это все равно как если бы писателю какого-нибудь, скажем, XX века в своем романе пришлось бы объяснять, что такое пиджак, квартира, жена… Вот так же и тут: я не могу себе представить город, не одетый Зеленою Стеною, не могу представить жизнь, не облеченную в цифровые ризы Скрижали.Татьяна Соколова: А что жители этого государства считают красивым, гармоничным, каков их эстетический идеал?(На фоне музыки электро с 1 мин._Татьяна Соколова (обращаясь к ученикам): Вы принимаете такое понимание красоты и гармонии? Или у вас есть свое мнение по этому поводу?Беседа учителей с учащимися.Татьяна Соколова (обращаясь к Д-503): Какие законы действуют в Едином Государстве, какие традиции почитаются?Вероника Кришталь озвучивает слайд 3.Татьяна Соколова: Что теперь вы можете сказать о Едином Государстве, которое нам представил герой романа Д-503?Беседа учителей с учащимися. В рабочем листе можно заполнить 2‑й блок «Плюсы и минусы ЕГ».Татьяна Соколова: А если откинуть идеологию и мыслить строго математическими категориями и понятиями, можно ли вывести формулу счастья, которая подарит каждому человеку и всему человечеству ощущение гармонии и ясности смысла своей жизни, жизни природы и космоса, как это утверждают жители Единого Государства? Попробуете, Д-503, вы же математик, и весьма профессиональный? Да и вообще, помогает ли математика хоть в какой-то мере познать человеку самого себя, свой внутренний мир? Мир окружающий?(На фоне музыки.)В.В.Кришталь озвучивает слайд 4 и продолжает блок урока (математика).Работа с классом учителя математики.Учитель математики может развить несколько математических сюжетов, поговорить на следующие темы:1. Числовые множества (рациональные и иррациональные числа).«… не хочу быть ! Выньте из меня ! Этот иррациональный корень врос в меня как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня – его нельзя было осмыслить, обезвредить, потому что он был вне ratio».Комментирую: irrationalis – лат. «неразумный, недоступный пониманию разума». Герой борется сам с собой, он не понимает, что с ним происходит.Какие числа называются иррациональными?Как интересно Замятин через математику передает состояние человека… Вырвать из себя  – расстаться с сомнениями, колебаниями: «…если бы они не помешали, я бы в конце концов с мясом вырвал из себя , я бы вошел в Бюро…»Какие числа называются комплексными?Я, как математик, посоветовала бы ему заменить -1 на i², тогда бы герой пришел в состояние договоренности с самим собой.2. Планиметрия и стереометрия, выход из плоскости в пространство.«…R сдвинул одно кресло, другое, плоскости сместились, все вышло из установленного габарита, стало Неэвклидовым…»Что такое Эвклидова геометрия? «Начала» Эвклида – первый учебник по планиметрии.Сместилось не только в комнате, но и в человеческом сознании, потому что приобрело объем с человеческим участием…Почему Д-503 стало хорошо, комфортно в комнате R? (Выход из плоскости в пространство, в объеме жить легче, комфортнее, чем в плоскости, в объеме у человека еще возникают чувства, ощущения чего-то жизненного, протворечащего законам ЕГ.)3. Планиметрия. Виды треугольников. Треугольник как замкнутая ломаная.«…и я начинаю понимать, что и все-таки я, он и О – мы треугольник, пусть даже неравнобедренный, а все-таки треугольник. Мы – семья… И так хорошо иногда хоть ненадолго отдохнуть, в простой, крепкий треугольник замкнуть себя от всего, что…»В общении с друзьями, ностальгируя, герой был счастлив другим: не стройным рядом формул и решением задач даже в личные часы – он был счастлив от общения с друзьями, счастлив тем, что он член семьи!4. Формулы.«…Уравнения, формулы, цифры… – и это – ничего не понимаю! Ничего… Если бы знать, что там, выше? И если бы знать: кто – я, какой – я?»В ЕГ формула счастья проста (слайд 5):Понятие обыкновенной дроби, определение и свойства. (Числитель, знаменатель; что происходит с дробью, если знаменатель увеличивается, а числитель нет?)Делить на ноль нельзя в элементарной математике, а в математическом анализе то, что не существует, означает бесконечность…В рабочем листе можно заполнить 3‑й блок «Формула счастья ЕГ».Другая формула счастья героя: интеграл – стройный, высокий, красивый – в его знаке есть стремление ввысь! Не налюбоваться…Понятие неопределенного интеграла – что это означает?«Мы хотим проинтегрировать…» – задернуть шторкой площадь фигуры, размеры которой нам неизвестны, значит, Вселенная…Герой романа выводит функциональную зависимость f(C)=Л («…чтобы установить истинное значение функции – надо взять ее предел. И ясно, что вчерашнее нелепое «растворение во вселенной», взятое в пределе, есть смерть. Потому что смерть – именно полнейшее растворение меня во вселенной. Отсюда если через «Л» обозначим любовь, а через «С» смерть, то Л = f(C), т. е. любовь и смерть…» ).Что будем интегрировать? Функцию.Что такое функция? Это закон, формула, но живая, задающая чью-то жизнь… У каждого из нас своя жизненная функция с ее свойствами и графиком, иногда очень сложным графиком, который выражает формулу, начертанную каждому из нас Судьбой…(Звучит музыка для перехода к следующему сюжету.)2‑й кульминационный блок (литература)Вероника Кришталь: Насколько мне известно, уважаемая I-303, классическая литература – это та сфера искусства, погружаясь в которую человек отправляется в духовное путешествие, где происходит встреча с автором и его героями. Вечные вопросы волнуют классику: что такое счастье? Любовь? Свобода? Когда человек ощущает себя счастливым? Всякий ли человек проходит испытание счастьем, любовью, свободой? Если не проходит, то почему? А вообще-то диалог читателя с писателем и его героями помогает каждому из нас глубже познать мир, людей и самих себя? Предоставляю вам трибуну…Работа с классом учителя литературы.Драматизация эпизода романа, иллюстрирующего самый главный духовно-нравственный узел, в котором сходятся все противоречия, не разрешимые героем Д-503.(На фоне музыки танец рыцарей.)В рабочем листе можно заполнить 4‑й блок «Формула счастья» с математической и литературной точек зрения.РефлексияУчитель литературы предлагает для размышления, углубления понимания обсуждаемых проблем ряд афоризмов великих людей о счастье.В рабочем листе можно заполнить 5‑й блок «Ваша формула счастья».Эпилог урока- Что знали о счастье, о любви, о свободе до диалога с Е.Замятиным и его героями?- Что узнали, прочувствовали, пережили, завершая диалог, исследование о счастье, о любви, о себе, о мире, о других людях?- Над чем задумались?- Что хотите прочитать, обсудить в дальнейшем?- Что хотите пожелать друг другу, учителям, самому себе на дальнейшее? ​Татьяна СОКОЛОВА, кандидат педагогических наук, Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте